За все время пребывания Путина у власти еще ни разу в России не видели столь большого собрания социально-критических и вызывающих произведений искусства.

 

Вера из русской художественной группы «Нежные женщины» стискивает грудь. Выжав несколько капель материнского молока, она демонстративно стряхивает их. Молодые люди в московском «Гараже» с интересом рассматривают видеоинсталляцию, в то время как брызги материнского молока покрывают экран.

 

Одни улыбаются и трясут головой, другие смотрят серьезно и явно понимают послание Веры: русские женщины не должны позволять превращать себя в машины для родов на службе у патриарха и президента.

 

«Нежные женщины» относятся к 60 современным художникам со всей России от Калининграда до Владивостока — участникам первого и самого большого «Триеннале русского современного искусства».

 

Еще ни разу за время пребывания Путина у власти жители России не видели столь большого собрания социально-критических и вызывающих произведений искусства.

 

Искусство, которое ненавидят авторитарные и религиозные люди

 

Что делает человек, когда общество скатывается к авторитаризму, а ультраконсервативные и националистические политики определяют то, что является истинным искусством?

 

«Над нами небо из снега. Внутри нас властвуют законы тайги», — отвечает тобольский художник Дамир Муратов одним из своих художественных плакатов. Русская тайга — это пустынный лесной пояс, протянувшийся через всю Россию с запада на восток.

 

Большинство современных художников России выживают благодаря тому, что рисуют церкви, животных, людей и пейзажи. Это то, что хотят богатые китайские туристы и государство.

 

Поэтому шесть кураторов «Гаража, музея современного искусства» через 11 часовых поясов отправились в 40 городов по всей стране, чтобы искать произведения современного искусства, созданные после того, как Путин еще больше усилил свой контроль над Россией в 2011 году.

 

Все финансирует один из самых богатых и близких Путину олигархов Роман Абрамович.

 

Воссоздание Пикассо в 3111 году

 

Выставка в московском парке Горького показывает, как многие современные художники создают собственный мир фантазии, противопоставленный безумию существующего общества.

 

Александр Байон-Гнутов из Саратова делает гримуары, книги о магии с религиозными текстами и магическими символами, которые никто, кроме него, не может понять.

 

Один из ведущих современных художников России Павел Пепперстейн насмехается над российским мифотворчеством, оживив Пабло Пикассо в собственном теле в фантастическом году 3111.

 

На выставке посетители могут увидеть видео возрожденного Пикассо, ученых, которые оживляют его, прочитать его биографию и ознакомиться с его новыми произведениями.

 

Вперед, в темное будущее!

 

На триеннале также представлены «художники-активисты» Артем Лоскутов и Иван Дюркин из Новосибирска.

 

С 2004 года они используют совершенно другую стратегию: они организуют «монстрации» на улицах больших городов России.

 

В прошлом году «монстранты» ходили с абсурдными и аполитичными лозунгами типа «Мы — это вы!», «Вперед, к темному будущему!», «Да здравствует восток!» и «Мы требуем простых лозунгов!»

 

Лоскутова и его коллег арестовывают или штрафуют из года в год, но они ухитряются собирать до пяти тысяч человек.

 

Омское «Творческое объединение Наденьки» изготавливает платья, сумки, кухонные тряпки и другие матерчатые предметы, которые они украшают политическими лозунгами о борьбе женщин за равноправие.

 

Модели, которые Анастасия Потемкина использует в своих акварелях, — это женщины с большими ранами и травмами, которые им нанесли их мужья.

 

«Урбанистическая феминистка» Ульяна Бышекова изготавливает листовки с советами о том, «как вернуться домой живой с дискотеки».

 

Мастер из Казани

 

«Ничего не осталось от того центра Казани, где я вырос», — говорит художник Ильгизар Хасанов, один из немногих известных современных художников России.

 

«Все — новое. Бюрократы снесли все. Меня никто не спросил», — иронично замечает он.

 

Поэтому Хасанов пытается уловить время.

 

Он использует все — от картин и до новых творческих форм, мультимедиа и инсталляций. В трилогии «Женщина, мужчина, красное» он собирает оставшееся от людей, живших ранее, обходя рынки, мусорные свалки и посещая частные дома.

 

Кусочки старых игрушек, пуговицы, картины, сумки и одежда соединяются в одно новое целое, превращаясь в женщину и мужчину во всеохватывающем красном.

 

«Это не ностальгия. Это рассказ о настоящей памяти. Я вообще не испытываю никакой ностальгии по Советскому Союзу».

 

Дома в Казани он сумел построить один из очень немногих центров современного искусства России — Художественный центр «Смена».

 

Назад к родному дому

 

Одним из самых противоречивых произведений искусства являются «Номера» чеченца Аслана Гайзумова.

 

Он собрал старые уличные номера родного города Грозного и сделал из них одно целое. Пустые номера показывают дома, которые были уничтожены русскими бомбами.

 

Художник Владимир Селезнев из Нижнего Тагила платил деньги бомжам, чтобы они собирали для него вещи с помоек, и построил точную копию родного города.

 

Город из мусора раскрашен флуоресцентными красками так, что становится живым, красивым и пульсирующим, когда в комнате выключается свет.

 

Одним из новых больших художественных талантов России является Кирилл Гаршин, 28 лет. Он из Воронежа.

 

Он рисует разбитые окна, деревья, уличные указатели, кондиционеры, заборы и старые стены домов.

 

Эти картины — о совершенно пустой, бедной, без всяких событий жизнь провинциального города, но они содержат красивые формы и контрасты безобразного.

 

Одобрение властей

 

«За пределами Москвы мы нашли фантастическое и разнообразное искусство, о существовании которого мы не знали», — сказал директор «Гаража» Антон Белов на открытии выставки.

 

Она всегда полна народу и уже добилась особых результатов: в прошедшие выходные Первый государственный канал показал в новостях репортаж из «Гаража» о современном русском искусстве.

 

«Где проходит граница между искусством и хулиганскими выходками?— спросил телевизионный канал. И сам ответил: — Одно можно сказать совершенно определенно. Здесь скучать не приходится».

 

«Особенно любопытно то, что русские художники выступают сегодня за самый радикальный творческий активизм», — пишет «Коммерсант».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.