Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Рейд Дулиттла: начало новой эпохи в военном деле

© flickr.com / Jonny WhiteАмериканский бомбардировщик B-25 "Митчелл"
Американский бомбардировщик B-25 Митчелл
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Исполнилось 75 лет «рейду Дулиттла», известному также как Токийский рейд — первому авиаудару по территории Японии во Второй мировой войне. 18 апреля 1942 года 16 американских бомбардировщиков «Митчелл», поднявшись с борта авианосца «Хорнет», пролетели свыше тысячи километров и бомбили Токио, Кобе, Йокогаму и Нагою.

Исполнилось 75 лет «рейду Дулиттла», известному также как Токийский рейд — первому авиаудару по территории Японии во Второй мировой войне.


18 апреля 1942 года 16 американских бомбардировщиков «Митчелл», поднявшись с борта авианосца «Хорнет», пролетели свыше тысячи километров и бомбили Токио, Кобе, Йокогаму и Нагою.


С учетом невероятной по тем временам технической сложности и беспрецедентного характера операции она прошла блестяще.


Ее участники не думали о том, что открывают новую эпоху в военном деле, но вышло именно так.


Японская атака на Перл-Харбор стала первым в истории случаем, когда палубная авиация учинила неприятелю разгром. США воспользовались опытом противника уже через четыре месяца.


Сложная задача


5 сентября 1941 года, докладывая о ходе подготовки к атаке на Перл-Харбор, начальник японского генштаба Хадзиме Сугияма заверил императора, что ответные авиаудары по японской территории для американцев невозможны.


Сразу после катастрофы на Гавайях Франклин Рузвельт поручил военным думать над вариантами операции возмездия.


Задача выглядела нерешаемой.


Аэродромов, с которых можно было достигнуть японской метрополии, у США на тот момент не было.


Тогдашние авианосцы предназначались не для бомбардировок суши, а для борьбы с другими кораблями. Базирующиеся на них самолеты имели небольшой радиус действия, а подходить близко к берегу было нельзя из-за опасности столкновения с неприятельским флотом.


Озарение коммодора Лоу


Идея взгромоздить — по-другому не скажешь! — армейский бомбардировщик на авианосец пришла в голову коммодору Фрэнсису Лоу из штаба ВМС США.


Из воспоминаний Лоу известна точная дата: суббота, 10 января 1942 года.


Вылетая с военно-морской базы в Норфолке, коммодор увидел с воздуха полигон для бомбометания и нарисованный на земле контур авианосца, по которому летчики тренировались наносить удары. Тут-то его и осенило.


Главком ВМС адмирал Эрнст Кинг одобрил замысел и поручил проработку технических деталей коммодору Дональду Дункану, который отвечал в морском штабе за авиационные операции и сам был опытным летчиком.


Дункан закрылся в кабинете и работал, не отрываясь, пять дней. Результатом стал 30-страничный рапорт адмиралу Кингу, который коммодор написал от руки — такова была степень секретности.


На честном слове и на одном крыле


Из трех типов среднего бомбардировщика с требуемыми характеристиками дальности и грузоподъемности Дункан выбрал В-25В «Митчелл», который имел меньший разбег и размах крыльев.


Японскому народу внушали, что он неуязвим. Атака на коренную японскую территорию должна была вызвать смятение в умах японцев и породить сомнения в надежности их руководителей. Второй психологический аргумент состоял в том, что американцы отчаянно нуждались в поднятии духа.


Джеймс Дулиттл, «Автобиография»


На палубе авианосца «под завязку» могли разместиться 16 таких машин.


Расчеты показали, что «Митчеллы» придется максимально облегчить и одновременно взять дополнительный запас топлива, забив все проходы канистрами с бензином. Любая шальная пуля немедленно превратила бы машину в факел, тем более, что действовать над Японией предстояло без истребительного прикрытия.


Даже в этом случае топлива для возвращения на авианосец не хватало. Предстояло лететь в Китай и садиться на аэродром в районе города Цюйчжоу, на территории, контролируемой Чан Кайши.


Для участия в операции выбрали «Хорнет» — новейший авианосец, лишь в январе 1942 года переданный в состав Тихоокеанского флота США. Рейд должен был стать его первой боевой миссией.


Авианосцу с кораблями сопровождения предстояло стремительно подкрасться к цели на расстояние 400 миль (около 580 км), выпустить самолеты и тут же возвращаться во избежание столкновения с превосходящими силами японского флота.


Подготовка


Командовать авиаотрядом назначили подполковника Джеймса Дулиттла — известного аса, обладателя ряда авиационных рекордов.


31 января начальник разведки ВВС (будущий командующий стратегической авиацией) бригадный генерал Карл Спаатс вручил Дулиттлу список целей.


2 февраля провели пробный взлет «Митчелла» с палубы авианосца «Хорнет».


Самолеты взяли из состава 17-й бомбардировочной авиагруппы, базировавшейся в Южной Каролине и занимавшейся борьбой с немецкими подлодками в западной Атлантике.


Техническую переделку провели на заводе в штате Миннесота.


Экипаж каждого «Митчелла» состоял из пяти человек. 9 февраля командование ВВС объявило набор добровольцев для «чрезвычайно опасной миссии». К 17 февраля 80 участников были отобраны. 1 марта они приступили к сколачиванию и тренировкам на базе Эглин-Филд во Флориде.


Нежелательная встреча


Поход начался 2 апреля.


Сперва все шло, как по маслу. Но в 07:38 18 апреля, когда «Хорнет» находился в 650 милах от острова Хонсю и в 250 милях от запланированной точки вылета самолетов, его обнаружили два японских патрульных судна.


Сопровождавший авианосец крейсер «Нэшвилл» потопил их, но от выловленных из воды японских моряков американцы узнали, что те успели сообщить об эскадре по радио.


Опасаясь, что противник поднимет авиацию, и вышлет на перехват корабли, командующий эскадрой вице-адмирал Уильям Холси приказал немедленно готовиться к старту.


По плану один «Митчелл» считался резервным, но в последнюю минуту Дулиттл решил задействовать и его. В спешке на борт не погрузили дополнительные канистры с горючим, что вскоре сыграло важную роль в судьбе экипажа капитана Эдварда Йорка.


Отбомбились без потерь


Первым стартовал Дулиттл. Было 08:17 18 апреля 1942 года. После Перл-Харбора прошло четыре месяца и 11 дней


Шестнадцатый самолет оторвался от палубы в 9:20, на расстоянии в 600 миль от Японии.


Десять бомбардировщиков атаковали цели в Токио, три в Иокогаме, остальные в Наоге, Кобе и Осаке.


Мы рассчитывали нанести противнику как материальный, так и психологический урон. Помимо уничтожения конкретных объектов и снижения производства, была цель посеять в Японии страх и неуверенность, возможно, добиться переброски сил с других театров для усиления обороны метрополии, вселить бодрость в американский народ и произвести благоприятное впечатление на наших союзников


Джеймс Дулиттл, «Автобиография»

 

Каждая машина несла две 227-килограммовые фугасные бомбы и две кассетные зажигательные бомбы. К пяти бомбам прикрепили японские медали «Дружба», врученные до войны американским офицерам японской делегацией.


По предложению коммодора Дункана решали бомбить с предельно малых высот, чтобы повысить точность и сбить с толку японскую ПВО. На самолеты установили специальные прицелы.


Первым ударил по центру Токио Дулиттл в 12:15. Его бомбардир сержант Фред Бремер сбросил все четыре бомбы на оружейную фабрику из списка генерала Спаатса. Возник большой пожар, послуживший ориентиром для следующих экипажей.


В 12:35 японцы объявили воздушную тревогу. Но, несмотря на зенитный огонь и атаки истребителей, ни одна машина не была сбита или серьезно повреждена.


Эскадрилья поразила 13 целей — металлургические, машиностроительные и химические предприятия, верфь, две электростанции, топливные склады и находившийся в порту Иокогамы легкий авианосец.


Лишь один «Митчелл», будучи атакован девятью истребителями, сбросил бомбы, где попало.


По японским данным, на земле погибли 50 и были ранены 400 человек.


В воздушных схватках японцы потеряли два истребителя.


Не дотянули


Главные злоключения поджидали летчиков, когда казалось, что все позади.


Из-за преждевременного взлета с «Хорнета» им не хватило топлива до аэродрома.


Четыре машины совершили жесткую посадку на воду или рисовые поля и разбились. Три человека погибли, семеро получили травмы.


Экипажи 11 машин выбросились с парашютами.


Японцы развернули на площади в 50 тысяч квадратных километров войсковую операцию по их поимке и уничтожению потенциальных посадочных площадок. При этом, как утверждают китайские историки, погибли до 10 тысяч крестьян.


Восемь американцев попали в плен.


Трое — Дин Холлмарк, Уильям Фарроу и Гарольд Спад — в нарушение Женевской и Гаагской конвенций и обычаев войны были убиты 15 октября 1942 года. По не вполне подтвержденным данным, им отрубили головы самурайскими мечами.


Роберт Меллер умер в лагере 1 декабря 1943 года.


В стране большевиков


Экипаж капитана Йорка, тот самый, что при взлете получил меньше всех топлива, и не пытался долететь до Китая, а направился на аэродром «Приморский» вблизи Владивостока.


Москва и Вашингтон являлись союзниками в войне с Германией, но с Японией у СССР был мир.


В соответствии с международным правом, летчиков интернировали в СССР до конца американо-японской войны.


Местом пребывания им определили Ашхабад. Через 8 месяцев, когда шум утих, они якобы бежали через границу в Иран, а на самом деле были переданы представителям британской армии. Самолет не вернули.


Итоги


Единичный налет не мог существенно повлиять на способность Японии вести войну, но его моральное значение было велико. В этом смысле его можно сравнить с рейдом советской авиации на Берлин в ночь с 7 на 8 августа 1941 года.


Японцы убедились в уязвимости своей территории и ненадежности оптимистичных уверений властей.


Американцы одержали первый военный успех и, хотя бы частично, рассчитались за Перл-Харбор.


Японское нападение и американский реванш ознаменовали начало новой эры в войне на море. На смену большим артиллерийским кораблям в качестве главной ударной силы пришли авианосцы.

Все 16 самолетов были безвозвратно утрачены. Но людские потери — семь человек из 80, в том числе четверо погибших в плену — можно считать весьма незначительными для такой сложной и опасной операции, при полном отсутствии опыта.


Подполковник Дулиттл был повышен через одно звание сразу до бригадного генерала.


56 участников рейда в дальнейшем сражались на Тихом океане, в Северной Африке и в Европе. Десять из них погибли.


После войны ветераны заказали 80 серебряных кубков с выгравированными на них именами живых и мертвых участников рейда.


На ежегодных встречах 18 апреля кубки погибших и умерших переворачивали вверх дном.


Последняя встреча, но которой присутствовали трое, состоялась в 2013 году.


Сегодня жив один участник легендарной операции — 101-летний отставной подполковник Ричард Коул, бывший второй пилот в экипаже Дулиттла. В 96 лет он еще поднимал в воздух спортивный самолет.