При том, что прошло уже более четверти века после распада Советского Союза, этой самой большой страны мира, со своей историей, полной взлетов и падений, испытавшей сполна разного рода экспериментов и авантюр, большинство иранцев и даже представители других стран (в особенности, стран Запада) до сих пор не в состоянии четко и ясно осознать различия между Советским Союзом и Российской Федерацией.


Это при том, что уже несколько лет как эта страна, по выражениям разных экспертов и комментаторов, утратив значительную часть своей идентичности, продолжает и в современном мире жить по своим особым законам и правилам. И сейчас довольно много иранцев смотрит на своего северного соседа так, как они привыкли смотреть на него долгие годы — видя здесь и ребус, и загадку, и тайну, и страхи, и надежды.


А Москва для иранцев — это, как и некогда весь Советский Союз, столица крупнейшей из супердержав, центр и средоточие сил, готовых вступить в борьбу со всем Западом и Америкой, а также город, полный мифов, легенд, а также земля — вотчина Ленина и Сталина.


Такое восприятие, и отсутствие четкой границы (в восприятии — прим. перев.) между Россией и СССР, на первый взгляд, проистекает от незнания того, что вообще произошло за более чем 25-летний период. Незнания хотя бы того, что после СССР географическая карта мира пополнилась еще 15 государствами, что, в свою очередь, проистекает из отсутствия четкой и точной информации. Но с течением времени и в особенности в результате той эволюции, которая произошла с Россией по итогам прихода к власти Владимира Путина, даже в умах знающих людей и ученых возникает большой и серьезный вопрос: в чем же на самом деле разница между Россией и СССР? И разве нельзя современную Россию считать тем же Советским Союзом, существовавшим до начала 90-х годов, но только государством еще более цельным и монолитным с географической, природно-климатической и человеческой точки зрения?


Если мы попробуем понять и опознать определяющие составные элементы советского государства как элементы, демонстрирующие его своеобразие и определяющие его отличия от Запада и Европы (и это определение его своеобразия, по разным причинам, и с приведением различных примеров, окажется определением всеобъемлющего характера, которое будет применимым не только к советскому периоду), то увидим, что эта идентичность России, присущая советскому прошлому, растет и укрепляется день ото дня и в современной России, в том числе и благодаря авторитарному стилю управления ее президента и окружающих его идеологов-теоретиков. И тогда вопрос о том, чем же Россия сегодняшняя отличается от СССР, еще более захватит умы многих. И можно ли будет утверждать, что Россия нынешняя сохранила ту же суть прежнего СССР, с добавлением некоторых изменений частного характера, в способах управления государством, но с сохранением прежних идеологических структур и ментально-философских основ? С другой стороны, можно ли, при наличии всех этих сходств и значительных совпадений, говорить о полном разрыве с традициями СССР по итогам всех, имевших место структурных перемен?


Советское наследие в современной России в самых разных сферах, внутренних и внешних, конечно, не может быть незаметным. Мало кто из наблюдателей и экспертов будет в этом сомневаться. И те, кому случится оказаться в этой огромной стране, и кто проявит немного внимания, сразу смогут это понять и ощутить. Но не ускользнут от наблюдателя и различия, которые тоже довольно значительны. Лишь только небольшая прогулка по улицам Москвы либо другого города современной России, или же чуть более тесное взаимодействие с их населением, наблюдение за их поведением, сразу же представят наблюдателям облик совершенно другой России и совершенно иных россиян.


Две особенности, которые не возможно не заметить


Атеизм и учение атеизма


Годами население России отличали от других народов мира две важных особенности — это представление о «религии как опиуме для народа» Карла Маркса, которое сразу приходит на ум очень многим иным народам, в особенности, иранцам, и атеизм, который связан с этим представлением.


Другая особенность, связанная с социалистическим прошлым, связана с экономикой — это всестороннее неприятие капиталистических форм жизни и собственности. Эти две особенности россиян как народа, восходящие к временам социализма и являющиеся своего рода критерием их отличия (от других народов — прим. перев.), можно легко заметить и прочувствовать даже при беглом знакомстве с образом жизни современной России. Но внедрение экономической системы, основанной на обогащении и удовлетворении интересов небольшой группы лиц, привело к колоссальному общественному расслоению, и к тому, что улицы и площади Москвы и других больших городов России заполонили самые дорогие марки автомобилей. А это уже имеет очень мало общего с образом жизни советских людей, живших в условиях материальной ограниченности. С другой стороны, постоянно наблюдающийся рост религиозности населения, в особенности, среди молодежи, усиление влияния разного рода особенностей, связанных с обычаями христианства православного толка, как в общественных отношениях, так и в госучреждениях — все это представляет собой уже колоссальный отрыв от того, что было распространено и что пропагандировалось в эпоху социализма, с целью воспитания «поколения атеистов».


Имеются и другие особенности и различия, которые говорят о формировании совершенно нового общества, а также многочисленные другие свидетельства и примеры, которые было бы сложно здесь полностью перечислить.


Первое исследование на персидском языке


Доктор Абу-з-Зор Ибрахими Туркоман, нынешний председатель Организации по культуре и исламским связям, а ранее проживший и проработавший в течение 66 месяцев в России, на должности советника по культуре при посольстве ИРИ, а ранее — на должности атташе по культуре в Туркмении, в своей книге под названием «Сходства и различия России советской и современной», обнаружил свое весьма глубокое и точное понимание вышеупомянутого вопроса, который занимает сегодня очень многих. Кроме того, его книга основа на собственных личных впечатлениях и богатом «полевом» опыте, связанном с годами, проведенными автором на территории России. В этой книге автор уделяет основное внимание как раз вопросам сравнения, сходств и отличий разных сторон жизни и быта в России современной и в советском государстве.


Данная книга является первой в своем роде, написанная на подобную тему на персидском языке. После предисловия и вводного очерка следуют два больших раздела под названиями «Структурные различия советской и современной России» и «Общее советской и современной российской цивилизации: структурный анализ» соответственно.


В этих двух разделах автором очень подробно разбираются основополагающие особенности политики, экономики и экономической политики, общественной жизни и культурного бытия обоих указанных периодов. Таким образом, автор дает читателю очень подробное общее представление об особенностях двух важных периодов в истории нашего большого северного соседа, делая это, с опорой на свои статьи и заметки, написанные в разное время, ряд интервью а также проведенные им «полевые исследования». Свое изложение автор строит таким образом, что уделяет значительно больше места различиям двух периодов, излагая их, соответственно, в первой главе, которая охватывает 116 страниц книги, в целом, занимающей объем в 226 страниц. Вопросам сходств же автор уделяет внимание на протяжении 80 страниц.


Автор книги, предваряя свой общий анализ, в начальном разделе, перед обеими главами, пишет следующее: «Настоящий труд предлагает объяснение и толкование сходств и различий между периодом советским и современной Россией, и предлагает оригинальные выводы на основе собственных свидетельств, исторического анализа, геополитических предпосылок и общемировых тенденций. Соответственно, сначала подробным образом, в сопровождении документальных и личных свидетельств, описываются структурные различия между советским и нынешним российским государством и обществом, а после этого разбираются структурные сходства между ними. А далее, после описания всех сходств и различий между двумя государствами, на основании того, что было описано в двух предшествующих главах, дается сопоставительный анализ».


В заключении автор, по своим собственным словам, излагает «дух своего повествования», что в сущности, и является самим итоговым резюме или же сравнительно-сопоставительным заключением, по итогам описания сходств и различий российского и советского государствами, в следующих фразах: «Одной фразой можно сказать, что, хотя Россия — это не Советский Союз, между двумя странами есть связующее звено, которое как раз представляют эти самые различия — иногда они внутренне-структурные, иногда — внешние, которые лежат на поверхности. Россию сегодняшних дней совершенно невозможно познать хорошо, не замечая и не представляя себе того, что было ранее — то советское государство и, что еще важнее, царскую Россию. Дух нашего повествования — это и есть сравнительное резюме, которое заключается в точном и должном описании важнейших структурных особенностей того, что в свое время стало именоваться царской Россией, Союзом Советских Социалистических республик и Российской Федерацией. И данное резюме следует, как представляется, представить наиболее подробным образом».


«Воссоздание» царской России


Современная Россия, в отношении факторов, формирующих национальную идентичность, ее систему управления и ее общество, в еще большей степени воспроизводит то, что было в России царской, нежели напоминает то, что было в советский период. Ярко проявляют себя особые отношения госаппарата и православной церкви, постоянное подчеркивание «православной» идентичности России, а также полуархаичные экономические отношения, только ранее основанные на феодально-аристократических порядках, а теперь же зависимые от стремительно народившейся олигархии. В международных же отношениях снова дает о себе знать экспансионистская природа российской внешней политики: в эпоху царской России российских самодержцев называли спасителями Европы, в советскую эпоху спасителем западного мира называли Красную Армию, и те же самые подходы, не приемлющие каких-либо отклонений, применяются и в политике современной России. В принципе, как нам представляется, при структурном анализе и характеристике основ советского государства и общества, и также судьбы первого в мире государства, построенного на коммунистических принципах, анализ фундаментальных основ царской России, впоследствии повлиявших и на формирование коммунистического режима, будет очень полезен, чтобы провести точный анализ особенностей и обстоятельств эволюции этой страны и особого опыта коммунизма.


Книга «Сходства и различия России советской и современной», написанная и опубликованная усилиями издательства «Ettelaat», может не только быть использована в процессе выстраивания и принятия решений в самых разных сферах отношений двух стран, но и также быть полезной для тех, кто сейчас занимается анализом и исследованиями политических, социальных и культурных аспектов бытия большого северного соседа, вопросами эволюции и трансформации политической системы этой страны. Она может дать читателю уникальный материал, над которым стоит размышлять и далее. И есть надежда, что последующие издания, где будут учтены все возможные замечания критиков, дадут еще больше информации по вышеуказанным темам, и представят вниманию специалистов по России уже отредактированный текст, который поможет в максимально широких областях исследования.


«Советский Союз и Российская Федерация: сходства и различия»


Доктор Абу-з-зор Ибрахими Туркоман


Издательство «Ettelaat»


Формат издания стандартный


Год первого издания — 1395 [2016 — по традиционному летоисчислению Ирана, прим. перев.]


240 с. — 10 тыс. туманов [стоимость]


Далее приводится полное содержание этой книги, которое выглядит следующим образом: предисловие, общие положения, усилия дипломатии России по реформированию имиджа страны в мире, разъяснения сути понятий «Советский Союз» и «Россия»


Раздел первый — «Структурные различия советской и современной России»


Глава первая. Политические структуры: превращение структур, основанных на коммунистической идеологии, в структуры, основанные на прагматизме; религиозные учреждения: их прошлое и современное положение; демографические проблемы; рост населения; коренное население России; мусульманские республики; политинформированность молодежи; роль населения в правительственных учреждениях; различия в политических убеждениях и «партийных» пристрастиях; превращение стратегии «все для центра» в стратегию «общего блага»; расширение НАТО в зонах «советского влияния».


Вторая глава. Экономическая политика: основополагающие тенденции социалистической экономики; основные тренды в экономике современной России.


Третья глава. Проблемы социума: изменение в этнической составляющей; понятии о гражданстве и гражданских правах; современная Россия — Запад или Восток?; современная Россия на географической карте; глобализация и национальные интересы России; общественные организации; СМИ; плотность охвата СМИ разных регионов России (итоги политики гласности); состояние радио- и телевещания в современной России; мусульманские СМИ в России; настоящее и будущее мусульманских СМИ в России; СМИ в интернете; профорганизации журналистов России; дом и семья; спорт; дифференциация по социальным группам; туризм; уровень правонарушений и преступности; образование; медицинское обслуживание; жилье; положение органов социальной защиты.


Четвертая глава — проблемы культуры.


Раздел второй. «Советский Союз — современная Россия: структурные сходства»

 

Глава первая. Политическая структура: внешняя политика — продолжение традиций экспансионизма; централизация власти и стремление к авторитаризму; продолжение традиций культа личности на посту главы государства; мафиозные механизмы и структуры внутри институтов власти.


Глава вторая.
Проблемы экономики: жесткая коллективизация и централизация; новая экономика; иностранные инвестиции; экономические привилегии и протекционизм для государственных чиновников и властных структур; сфера теневой экономики как явный разрыв с традициями «прозрачного» капитализма западного типа.


Глава третья
. Общественные проблемы: многообразие наций и народов; продолжающаяся диверсификация социальных структур; пристрастие властей к вопросам безопасности; строгий контроль над обществом; демократия и судьбы ислама в России.


Глава четвертая.
Проблемы культурной и духовной жизни: приоритет идеологии перед здравым смыслом при выборе способов поведения; фактор личности в культуре, искусстве, литературе; ностальгия по советскому прошлому; традиции чествования и возвеличивания деятелей культуры; политика в отношении культуры в советский период и в современной России: политика в области культуры в СССР и подход к проблемам культуры в современной России; Документ «Стратегия государственной национальной политики в современной Российской Федерации»; основной смысл и содержания Документа «Стратегия национальной политики России до 2025 г.»; состояние межнациональных отношений в Российской Федерации; цели, принципы, приоритеты и задачи государственной национальной политики России; приоритеты государственной национальной политики Российской Федерации; задачи в сфере государственной национальной политики; 3-хгодовой план выполнения стратегии; стратегия из 12 пунктов — изучение ее содержимого; культурные связи Ирана и России; особенности культуры России, влияние России в мире.


Источники, иллюстрации.


Сеид Хоссейн Табатабаи служил культурным атташе ИРИ в России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.