Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Эстония и Латвия могут предотвратить потенциальную угрозу безопасности, поменяв свою политику по вопросам гражданства. Более четверти населения этих стран — этнически русские. Москва считает, что ограничение или отсутствие политических прав у этой группы неграждан ущемляет права человека. Ситуация может быть использована Кремлем для того, чтобы усилить влияние в регионе.

С тех пор как Дональд Трамп вступил на пост президента, сгладились многие из тех опасений, что раньше были по поводу политики новой американской администрации по НАТО. С особым облегчением вздохнули странам Прибалтики. Но Эстония и Латвия могут сделать и больше, чтобы укрепить стабильность в своем регионе — решить вопрос с так называемыми негражданами, пишет юрист Мария Хеллборг (Maria Hellborg).


Изменения в законах по гражданству снизят возможности влияния со стороны России.


В ходе своей избирательной кампании Дональд Трамп очень критично высказывался по поводу оборонного альянса НАТО, который он называл, в частности, устаревшим и неактуальным. С тех пор президент Трамп, однако, изменил тон до такой степени, что после встречи с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом назвал НАТО оплотом мира и безопасности. Страны Балтии беспокоятся в связи с растущей военной активностью в районе Балтийского моря и считают США и НАТО главной гарантией неприкосновенности своего суверенитета.


Беспокойство Прибалтики имеет политические, демографические и исторические предпосылки. С конца Второй мировой войны и до распада Советского Союза прибалтийские страны находились под советской оккупацией. Вследствие этой оккупации сейчас чуть больше четверти населения Латвии и Эстонии — этнически русские.


Некоторую часть это группы составляют так называемые неграждане, то есть советские граждане, которые переехали в Прибалтику в период оккупации, отчасти в связи с намеренной «русификацией» этих стран Кремлем. После распада Советского Союза эти люди не стали латвийскими или эстонскими гражданами автоматически, так как обе страны восстановили те законы о гражданстве, которые действовали в межвоенный период независимости.


У неграждан есть возможность пройти процесс натурализации и тем самым стать латвийскими или эстонскими гражданами. Этот процесс подразумевает, однако, определенные тесты на знания, например, по истории, общественному устройству и языку. Языковой тест, особенно что касается лиц старшего поколения, воспринимается как большая помеха натурализации, так как многие из них так и не выучили местный язык за то время, пока русский был там в статусе лингва франка. А еще многие неграждане считают, что их нельзя заставлять проходить этот процесс, ведь они родились или прожили большую часть жизни в Латвии или Эстонии и поэтому считают эти страны своей родиной.


Вопрос о негражданах актуален с момента распада СССР. Позиция стран Прибалтики была предметом международной критики, например, в рамках ЕС, Совета Европы и ООН. Россия выступает самым активным критиком того, как Эстония и Латвия относится к своим негражданам. Москва считает, что ограничение или отсутствие политических прав у этой группы означает ущемление прав человека (даже если социальные права у них есть).


Ситуация может быть использована Кремлем для того, чтобы узаконить и усилить свое влияние в регионе посредством воздействия на страны, где живут эти группы. Вот почему решение проблемы неграждан могло бы стать важным фактором укрепления региональной безопасности. Россия при этом использует двойную риторику, с одной стороны критикуя Эстонию и Латвию за ту политику, которую они ведут, а с другой — побуждая неграждан оставаться негражданами, например, позволяя им ездить в Россию без виз. Эта привилегия, которая отменяется после натурализации, многим может казаться привлекательной, особенно тем, у кого по ту сторону границы остались друзья и родственники.


В последние годы многие неграждане решили стать гражданами России вместо Эстонии или Латвии. Это дает еще один повод для беспокойства этих стран с учетом русской доктрины о «защите своих граждан за границей», которая использовалась, например, как аргумент для вторжения в Грузию и на Украину.


Для Эстонии и Латвии лучшим решением представляется такое изменение законов о гражданстве, чтобы они охватили и группу неграждан, тогда основной источник проблем исчезнет. Политическое положение в Эстонии и Латвии, однако, делает маловероятной возможность, что неграждане таким образом получат полноценные политические права. Ведь многие эстонцы и латвийцы считают неграждан угрозой внутренней политической стабильности и испытывают сомнения в том, что эти люди будут лояльны к собственному государству.


Кроме того, такое решение стали бы рассматривать как символическое признание советской оккупации, что еще больше снизило бы шансы на политическое решение проблем.


Некоторые шаги по либерализации процесса натурализации, направленного на то, чтобы неграждане стали гражданами, были предприняты как в Эстонии, так и в Латвии. Несмотря на либерализацию, ежегодная натурализация, однако, относительно низка. Это можно истолковать как знак того, что неграждане довольны своим положением, а страны сделали жизнь этого населения настолько удобной, что у него нет большой потребности в получении гражданства.


Если это так, то вопрос неграждан будет оставаться актуальным еще долго, даже если способствовать его решению будет международное сообщество. При вступлении Эстонии и Латвии в ЕС и НАТО обе организации потребовали облегчения процесса натурализации, а также предоставления негражданам больших прав.


Кроме того, международная правовая система также сыграла здесь роль в своем стремлении создать систему по защите прав человека вне зависимости от того, есть ли у лица гражданство или нет. Но у такого развития потенциально есть обратная сторона: мотивация пройти относительно хлопотный процесс натурализации и стать полноценным гражданином снизится. Тем самым можно было бы утверждать, что эта система оказалась провальной в своем стремлении улучшить условия жизни людей, у которых нет гражданства. Вместо этого была создана ситуация, когда неграждане могут жить в своих родных странах, пользуясь полноценными социальными правами и имея возможность свободно пересекать границы как ЕС, так и России. Тем не менее надежной поддержки полноценного гражданства у них нет.


Большие группы неграждан и русскоговорящих — это по большей части наследие Прибалтики от советской оккупации. Вопрос, мягко говоря, сложный и влияет как на внутреннюю, так и на внешнюю политику стран.


Беспокойство Прибалтики по поводу нарастающей российской агрессии во многом коренится в их истории, поэтому важно понимать, что эти страны, которые были самостоятельными немногим более 25 лет, имеют потребность восстановить свою национальную идентичность. В тоже время нельзя закрывать глаза и на то, что этот вопрос может иметь последствия для региональной стабильности, если его оставить нерешенным.


Даже если президент Трамп и изменил свое отношение к НАТО и теперь считает, что организация играет важную роль в защите Прибалтики, у Эстонии и Латвии, однако, остается еще возможность предотвратить потенциальную угрозу безопасности, поменяв свою политику по вопросам гражданства и тем самым помешав России продолжать критику и влияние. НАТО продолжит играть важную роль в Прибалтике, но и в задачу каждой отдельной страны также входит создание наилучших возможных условий для сохранения стабильности и длительного мира, вместо того чтобы слепо полагаться на оборонный альянс, вне зависимости от того, Трамп или кто-то другой сидит в Белом доме.