Биографический балет о Рудольфе Нурееве. Всемирно известный балетный танцор. Гомосексуальная икона. Премьера в Большом театре. Именно там.

Хотя Нуреев до своего бегства в 1961 году танцевал на сцене вечного соперника Большого — в Кировском, сегодня — Мариинском театре оперы и балета. Балет написан и поставлен сегодняшней иконой театра и кино Кириллом Серебренниковым, который не скрывает своей гомосексуальности.

Смело, смело, думали сначала и удивлялись уже тому, что эта премьера вообще была заявлена. Большой театр близок к Кремлю не только территориально, а Серебренников прославился вовсе не розовыми хэппи-эндами в духе «Спящей красавицы».

Теперь премьеру отменили. Серебренников уже до этого имел дело с репрессиями. В его квартире был проведен обыск, его обвиняли в растратах, подвергали сомнению, что те спектакли, которые посмотрели тысячи зрителей, вообще были поставлены.

Абсурдистан России. Западные театральные союзы и друзья Серебренникова, который работает также и в Берлине, и в Штутгарте, протестовали.

Премьеру заменит «Дон Кихот»

Однако эта премьера оставалась на сайте заявленной на 11 июля. «Нуреев». Были приглашены представители театральной и балетной сцены со всего мира. В Большом театре премьеры — редкость. Указан был лишь дирижер, никаких участников или артистов, и это тоже вполне стало традицией в российский век интернета.


А теперь там стоит — без какого-либо объяснения — старая постановка «Дон Кихота». В пятницу отменили генеральную репетицию «Нуреева», в субботу последовала отмена спектакля.

Он еще не вполне готов, якобы сказал ловко лавирующий между лагерями генеральный директор Владимир Урин, который уже не продлил договор с художественным руководителем балетной труппы Большого Сергеем Филиным, на которого было совершено нападение с серной кислотой, наделавшее в мировых СМИ много шума. А так как для следующего сезона уже все зафиксировано, то, мол, переработанные постановки можно будет поставить самое раннее на сезон 2018-2019.

Большой Вавилон? Так назывался показанный недавно документальный фильм ВВС о театральных разборках за кулисами самой престижной красной сцены. В то время как дружески настроенный по отношению к Путину Валерий Гергиев, глава петербургского Мариинского театра, уверенно держит свой театр под контролем уже на протяжении десятилетий, за Красной площадью все идет наперекосяк — и не только на сцене театра, ремонт которого обошелся в миллионы.

Возможно, именно эта премьера, с новой партитурой Ильи Демуцкого и хореографией Юрия Посохова является своего рода знаком для измученного Большого театра? Серебренников уже показывал здесь балетную адаптацию «Героя нашего времени» Михаила Лермонтова и инсценировку оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок», о которой много спорили, называя ее сатирой на Кремль.

Большой оперный театр прогнулся

Были и такие предположения: возможно, Путин, так сказать, внешне по-прежнему жестко выступает против гомосексуалистов, а сам за спиной и под прикрытием искусства все же разрешает немного больше? Хотя репрессии против Серебренникова незадолго до премьеры показали, что это был тревожный звоночек.

Очевидно, также и в Большом театре, где сейчас снова прогнулись. Пусть даже по отношению к одному из всемирно известных деятелей культуры России. Все равно. Доктрина — превыше всего. И все прогибаются.


В том числе и гомосексуалисты, занимающие в этом театре высокие должности. Поэтому можно считать удивительным уже тот факт, что «Нуреев» в этой гомофобной атмосфере вообще добрался до генеральной репетиции.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.