До прошлой пятницы российский футбол и культура не обращали друг на друга никакого внимания. Все изменилось, когда болельщики сошедшихся в финале Суперкубка команд объединились в защиту памяти императора Николая II. На двух вывешенных с трибун баннерах содержалось исполненное гнева обращение к режиссеру Алексею Учителю, автору картины о последнем русском царе.


«За Веру, Царя и Отечество! Учитель, руки прочь от Русского Царя!» Первая фраза представляет собой старый монархический лозунг, а вторая — призыв не выпускать фильм «Матильда», который должен выйти в октябре этого года. Стоит отметить, что ни один из недовольных не видел эту картину, которая посвящена юношеской страсти Николая к балерине. То же самое касается и православных активистов. Дело в том, что расстрелянный большевиками в 1918 году последний российский царь сегодня считается святым мучеником. Московский патриархат канонизировал его в 2000 году.


Консервативная волна привела к первому сближению футбола и культуры, которые взбудоражены приближением президентских выборов и Чемпионата мира по футболу. Сторонники ультраконсервативного движения стремятся настроить российское общество против артистов, которых считают чересчур прозападно или либерально настроенными.


Незадолго до матча бывший официальный представитель Московского патриархата Всеволод Чаплин (известная и скандальная личность) сделал такое заявление: «Фильм «Матильда» непременно должен быть запрещен, потому что если он будет показан, Россия погибнет, и это будет справедливо в божьих очах». Он последовал за депутатом правящей партии «Единая Россия» Натальей Поклонской, которая возглавила кампанию против фильма и его автора. Пусть иногда она и забегает перед паровозом, поддержка стадиона стала для нее нежданным подарком. «Болельщики прислали на почту фотографии. Наши ребята — молодцы! Желаю с каждым матчем становиться сильнее! Я знаю, что лучшие дни болельщиков впереди», — написала она в Facebook. Эта монархистка и верная сторонница Владимира Путина считает демонстрацию связей Николая II с балериной «оскорблением чувств верующих» (наказуемо по российскому законодательству) и уже подала несколько обращений в органы. Два с половиной года назад участниц Pussy Riot отправили за решетку по точно такой же статье.


Сам Алексей Учитель не стал отмалчиваться на фоне такого наступления СМИ. Так, во вторник он заявил в эфире канала «Матч ТВ», что «в курсе этой истории. Более того, глубоко убежден, что болельщики «Спартака» и «Локомотива», к которым я отношусь с большим уважением, не имеют никакого отношения к произошедшему. (…) Лозунги вывесили купленные люди, не понимающие, что они пишут, ведь никакого отношения к реальности и фильму их призывы не имеют». Кроме того, он заявил, что сам является болельщиком «Зенита». Учитель снимает кино в традиционном стиле и совершенно не ожидал подобных нападок со стороны консерваторов. Он открыто поддерживает Путина и в 2014 году подписал выпущенное Министерством культуры письмо с одобрением присоединения Крыма.


Радикальные православные активисты


Болельщики достаточно зрелы, чтобы вступать в идеологическую борьбу против чересчур либеральных, по их мнению, артистов? У Александра Верховского из центра «Сова» есть сомнения по этому поводу: «Многие болельщики действительно православные, а у некоторых есть связи с движениями активистов. Как бы то ни было, нельзя с точностью сказать, что баннеры были заказом». В любом случае, мостики между организациями болельщиков и радикальными православными активистами существуют уже не первый год. Так, занимающаяся на добровольных началах охраной патриарха Кирилла группа «Сорок сороков» состоит по большей части из футбольных фанатов. Они придерживаются ультраконсервативных и агрессивно гомофобских взглядов, а также не стесняются пускать в ход кулаки против тех, кого считают врагами православия. Газета «Коммерсант» называет в числе организаторов баннеров против Учителя некоего Степана Кривошеева, который хорошо известен в среде «ультрас», а также имеет тесные связи с группой «Сорок сороков» и прокремлевским Российским институтом стратегических исследований.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.