Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему экстремизм становится все большей проблемой в Испании

В Испании растет проблема экстремизма с центрами в Барселоне, Мадриде и двух испанских анклавах в Марокко.

© REUTERS / Sergio PerezСкорбящие по жертвам терактов в Испании. 18 августа 2017
Скорбящие по жертвам терактов в Испании. 18 августа 2017
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Это был седьмой теракт с использованием транспортного средства в Европе в течение года. Будем надеяться, что мы никогда не привыкнем к тому, что грузовики или автобусы с экстремистами за рулем размазывают невинных людей по асфальту пешеходных улиц в Европе. Но, тем не менее, теракт с использованием транспортного средства стал уже почти чем-то будничным.

Террористический акт в Барселоне в четверг был ужасен, отвратителен и страшен. Но стал ли он неожиданным? Нет, к сожалению, нет.


Это был седьмой теракт с использованием транспортного средства в Европе в течение года. В социальных медиа лишь несколько человек заменили картинки в своем профиле на испанский или каталонский флаги, а в обновлениях в Facebook слова «yo soy Barcelona» («Я — Барселона») искать придется долго.


Будем надеяться, что мы никогда не привыкнем к тому, что грузовики или автобусы с экстремистами за рулем размазывают невинных людей по асфальту пешеходных улиц в Европе, но, тем не менее, теракт с использованием транспортного средства стал уже почти чем-то будничным.


После терактов в США 11 сентября мы думали, что за следующими терактами будут стоять террористы с бомбами или правами на управление самолетом. За последний год мы видели в Берлине, Ницце, Стокгольме, а теперь и в Барселоне, что террористы за рулем автобуса или грузовика тоже представляют собой серьезную угрозу.


В 2010 году Аль-Каида призвала к терактам с помощью грузовиков


Еще осенью 2010 года отдел СМИ Аль-Каиды (террористическая организация, запрещена в РФ, — прим. ред.) распространил номер пропагандистского журнала Inspire, в котором в большой статье сторонники организации призывались к отходу от сложных видов атак, требующих планирования и времени, а вместо этого использовать транспортные средства для нападения на врагов.


«Тщательно выбирайте место и время. Направляйтесь в самые людные места. Лучше выбирать узкие улицы, потому что у людей тогда меньше шансов убежать», — такой совет содержался в статье.


«Чтобы добиться максимального количества жертв, надо развить как можно более высокую скорость, необходимо также постоянно контролировать транспортное средство, для того, чтобы, таким образом, увеличить инерцию и быть в состоянии задавить как можно больше людей в свой первый проезд».


Этой статье семь лет, но с тех пор Исламское государство (ИГИЛ, террористическая организация, запрещена в РФ, — прим. ред.) неоднократно повторяла призыв к использованию транспортных средств для осуществления терактов.


И сторонники террористической организации внимательно эти призывы слушают.


Ответственность за теракт на Рамбле в Барселоне, когда погибли по меньшей мере 14 человек, а более 100 были ранены, взяло на себя Исламское государство. Пока еще рано говорить, действительно ли за терактом стоит ИГИЛ, но испанские власти рассматривают случившееся как теракт, осуществленный вооруженными исламистами.


Кроме того, в ночь на пятницу автомобиль с пятью подозреваемыми в терроре на борту врезался в полицейский автомобиль в прибрежном городке Камбрильс. И испанские власти полагают, что нападение в Камбрильсе связано с терактом в Барселоне.


Так ли это в действительности, мы пока еще утверждать не можем.


Но, если это действительно так, то тогда теракты в Испании придают новое измерение угрозе террористических атак с использованием транспортных средств.


С точки зрения террористических организаций, преимущество терактов с помощью транспортных средств заключается в том, что они требуют очень мало планирования и координации. Когда группы террористов осуществляют масштабные теракты с использованием бомб в общественных местах, члены групп вынуждены друг с другом общаться, к тому же им надо приобретать то, из чего будет сделана бомба. Это увеличивает шансы того, что спецслужбы заранее раскроют их планы.


Когда же ты таранишь толпу людей с помощью какого-то транспортного средства, для этого нужно только само подходящее транспортное средство и желание давить людей. И это спецслужбам заранее обнаружить трудно.


Предыдущие примеры терактов с использованием транспортных средств в Европы были действиями одиночек. Если окажется, что террористические атаки в Испании были скоординированы, это означает новую проблему для спецслужбы Испании, которая и так испытывает на себе давление.


178 задержанных по подозрению в терроризме за четыре года


Потому что как и то, что форма теракте никого не удивила, никого не удивляет и то, что Испания может стать жертвой исламистской террористической атаки.


Испанские власти в течение длительного времени сообщали о большой и растущей угрозе со стороны вооруженных исламистов, и только за последний год, по словам властей, был предотвращен целый ряд терактов.


В новом докладе, авторами которого являются трое ведущих испанских исследователей терроризма, говорится, что в 2013-2016 гг. в Испании были арестованы 178 джихадистов за деятельность, связанную с террором.


Ученые проанализировали все 178 случаев и определили четыре главных места, где джихадистам в Испании хорошо: Мадрид, Барселона и два испанских анклава в Марокко: Сеута и Мелилья.


23,2% задержанных по подозрению в терроризме происходят из Барселоны, делают вывод авторы доклада.


Исследование показало также, что большинство арестованных были мужчины, что ¾ из них были молоды (от 18 до 38 лет на момент задержания), и что большинство из них были либо марокканскими (42,7%), либо испанскими гражданами (41,5%). Для большей части задержанных характерно также то, что процесс их радикализации начался примерно в 2011-2012 гг. в связи с войной в Сирии и успехами джихадистов в западно-африканской стране Мали.


Два фактора, играющих центральную роль в радикализации


Исследователи определили и два фактора, играющих в большинстве случаев центральную роль:


Большинство арестованных до того, как сами стали придерживаться радикальных взглядов, общались с другими экстремистами — например, соседями, членами семьи или друзьями, и были в контакте с теми, кого служба безопасности полиции Дании именует «радикализаторами» — как правило, это взрослые и образованные люди, которые оказывают влияние на молодого человека, направляя его в идеологически экстремальное направление.


Поэтому ученые сделали вывод о том, что усилия властей в борьбе с террором следует сосредоточить именно на двух этих факторах, чтобы предотвратить радикализацию. Во-первых, властям надо сосредоточиться на том, чтобы идентифицировать «радикализаторов» — главных действующих лиц, воздействующих на молодежь, и нанести по ним серьезный удар в рамках закона.


Во-вторых, усилия в борьбе с террором должны быть не столько национальными, но в большей степени сосредоточены на той среде, о которой известно, что экстремизм чувствует себя там вольготно.


Больше бетонных заграждений — подходящее решение?


Многочисленные случаи терактов с использованием транспортных средств привели к тому, что власти всех европейских стран стали ставить бетонные заграждения у пешеходных улиц и в других местах большого скопления народа.


Критические голоса указывают на то, что в Барселоне на Рамбле не было таких заграждений, хотя местные власти, по словам испанской газеты El Periodico, два месяца назад получили от американской разведывательной службы ЦРУ предупреждение о том, что Рамбла — совершенно очевидная цель для террористов.


Вполне может оказаться, что власти Барселоны предостережение прозевали. Но, тем не менее, властям во всех странах должно быть ясно, что бетонные заграждения у пешеходных улиц имеют лишь ограниченное действие.


Вполне возможно, что бетонные заграждения у улицы Strøget в Копенгагене могут остановить группу террористов на транспортном средстве, но независимо от того, насколько велики заграждения, они не могут помешать террористам отправиться куда-то еще. Большой город нельзя закрыть для автомобильного движения, террористы всегда смогут найти оживленное место, чтобы напасть.


Поэтому власти вынуждены в большей степени сосредоточиться на целенаправленной слежке — для того, чтобы остановить террористов до того, как они сядут за руль, а также на профилактике.


В этой связи те, кто принимает решения в Дании, могут использовать как источник вдохновения испанский доклад о задержанных по подозрению в терроризме, потому что воинствующие исламисты у нас на родине во многом действуют по тому же образцу, что и в Испании.


В Дании тоже есть «радикализаторы», которые без устали влияют на молодежь, делая ее более радикальной, есть и среда, где экстремизм уже долго цветет пышным цветом.


Если мы хотим помешать тому, чтобы некоторые представители молодежи стали экстремистами настолько, что станут подумывать о том, не начать ли им давить машиной пешеходов, нам, возможно, следует обратить большее внимание на два центральных фактора в профилактической работе.