Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Длинные тени рабства

Гражданская война в США никогда не заканчивалась. Трамп вновь разбередил старые раны

© AFP 2017 / Andrew Caballero-ReynoldsАктивист Ку-клукс-клана во время митинга в Шарлоттсвилле
Активист Ку-клукс-клана во время митинга в Шарлоттсвилле
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Комментарии Дональда Трампа о правом экстремизме и борьбе с памятниками генералам из южных штатов довели политические дебаты в США до точки кипения. Если мы хотим понять, почему эти конфликты имеют такие глубокие корни, мы должны признать, что американцам так никогда и не удалось покончить с собственной Гражданской войной.

Комментарии Дональда Трампа о правом экстремизме и борьбе с памятниками генералам из южных штатов довели политические дебаты в США до точки кипения.


Если мы хотим понять, почему эти конфликты имеют такие глубокие корни, мы должны признать, что американцам так никогда и не удалось покончить с собственной Гражданской войной.


Возможно, не знающий истории президент, — именно тот, кто нужен американцам, чтобы начать дискуссию о своей собственной трудной истории, связанной с расизмом и превосходством белых?


Самая кровопролитная война


Зимой 1865 года для лидеров южных штатов стало все более очевидным, что гражданскую войну в Америке они проиграют. После поражений при Виксбурге и Геттисберге кому-то пришла в голову совершенно немыслимая идея дать оружие рабам.


В феврале 1865 года президент Конфедеративных Штатов Америки Джефферсон Дэвис признал, что они оказались перед роковым выбором: «позволить неграм бороться за нас или против нас».


Но как можно было вооружать рабов и одновременно с этим сохранять веру в рабство и превосходство белой расы?


Газеты южан писали, что дать рабам оружие — это то же самое, что признать правоту северных штатов и «уничтожить основу нашей цивилизации».


Легендарный генерал южан Роберт Ли сказал в этом деле последнее слово, поддержав планы вооружить рабов как последнюю отчаянную попытку добиться победы.


Но было уже поздно. 9 апреля 1865 года Ли сдался в сражении при Аппоматтоксе в Вирджинии.


Американская Гражданская война стала самой кровавой в американской истории. Утверждается, что погибло 750 тысяч солдат и бессчетное число мирных жителей. Это больше, чем число потерь во всех войнах, в которых участвовали США после 1865 года.


Только в битве при Энтитеме в 1862 году погибло в четыре раза больше американцев, чем во время высадки союзников в Нормандии.


После победы генерал северян Улисс Грант испытывал чувство невероятной подавленности, думая о всех тех человеческих страданиях, причиненных людьми, которые боролись за дело, «вероятно, одно из худших из всех тех дел, за которые кто-то когда-либо боролся».


Временная неудача


Северные штаты одержали военную победу в 1865 году, но для тех, кто боролся за превосходство белой расы, поражение в Гражданской войне было лишь временной неудачей.


В 1865 году началась пропагандистская кампания, которой суждено было длиться 150 лет и в ходе которой южные штаты стремились трактовать Гражданскую войну в своих интересах. Вся мифология строилась вокруг идеи «проигранного дела» («the Lost Cause»).


Гражданская война преподносилась не как борьба за сохранение рабства, но как героическая борьба за сохранение идентичности южных штатов и их право на внутреннее самоуправление против врага, который часто был жесток и безжалостен.


В этой истории особое место отвели генералу Роберту Ли, как настоящему джентльмену из южных штатов, который всегда сражался исключительно честно.


Понимание истории


Часто говорят, что историю пишут победители, но после американской Гражданской войны большое распространение получила точка зрения проигравших.


Опрос общественного мнения, проведенный Pew Research в 2011 году, показал, что 46% опрошенных полагали, что Гражданская война велась за право южных штатов на внутреннюю автономию, в то время как всего лишь 36% считали, что причиной войны стало рабство.


Вместе с тем никто из серьезных историков не ставит под сомнение то, что южные штаты развязали войну, чтобы сохранить власть белых и право держать рабов в кандалах.


В своей знаменитой речи в Корнерстоуне в 1861 году вице-президент южан Александр Стивенс заявил, что новое государственное образование основывается на «великой истине о том, что негр и белый не равны между собой: что быть рабом представителей превосходящей расы естественное и нормальное состояние негра».


Именно так понимают историю неонацисты и Ку-клукс-клан, когда размахивают флагами южных штатов, маршируют вокруг памятников генералам южан и выкрикивают лозунги о «власти белых».


Проект обеления истории


В 1877 году северные штаты покончили с оккупацией южных и на практике прекратили борьбу за то, чтобы обеспечить афроамериканцам достойное существование. Система, которая появилась потом, была системой апартеида, поддерживаемой почти диктаторской однопартийной системой, направляемой Демократической партией.


Демократы устраняли своих политических противников в одном штате за другим и вместе с тем вводили жесткие ограничения на избирательное право, которые делали невозможным участие в политическом процессе черных и бедных.


Демократическая партия стала институционализацией стремления к превосходству белых.


Году примерно в 1910 голосовать имели право лишь половина белого населения и практически никто из афроамериканцев.


В своем классическом исследовании, посвященном южным штатам, политолог V.O. Key описывал систему, введенную в 1890-е годы, как «самую выдающуюся в демократическом мире систему препятствий, воздвигнутых между избирателем и избирательной урной».


Идея «проигранного дела» была важным элементом проекта, направленного на обеление истории, который узаконивал расовые различия.


Большая часть тех 1500 монументов, которые прославляют участие южан в Гражданской войне, были воздвигнуты именно в тот период, когда афроамериканцев лишили гражданских прав и превратили в перманентно низший класс.


Эти монументы едва ли могут считаться искусством, которое нужно хранить, поскольку большинство из них — дешевые продукты массового производства, поставленные исключительно по идеологическим причинам.


Они реагируют, когда генералов южан чтят как героев войны


Когда Трамп пишет в Twitter, что, по его мнению, «очень больно видеть, как история и культура в нашей великой стране уничтожается, когда уничтожаются наши великолепные статуи и монументы», он сознательно становится на сторону той части белого населения США, которые по-прежнему верны идее «проигранного дела».


То же самое делает и профессор политологии Янне Холанд Матлари (Janne Haaland Matlary), когда выражает в газете Dagens Næringsliv мнение о том, что требование снести с пьедесталов статуи генералов южан — проявление «упадка цивилизации».


Точно так же, как реагировали бы евреи, если бы им пришлось расти рядом со статуями Гитлера, афроамериканцы реагируют на то, что люди, желавшие сохранить их в качестве рабов, почитаются как герои войны.


Генерал Роберт Ли был хорошим генералом, но он тоже был убежден в идее превосходства белых и разумности рабства. Во время похода на Пенсильванию в 1863 году армия Ли привела с собой назад свободных афроамериканских мужчин в качестве рабов. Ли также отказался от обмена афроамериканских пленных с северными штатами, потому что в южных штатах их людьми не считали.


У Ли и у самого были рабы, которых он сек так же жестоко и безжалостно, как и любой другой рабовладелец. В письме от 1856 года он описывал рабство как зло, но зло необходимое, потому что «болезненная дисциплина, которой они подвергаются, необходима для их воспитания как расы».


Он также практиковал один из самых жестоких методов, распространенных среди рабовладельцев, когда разлучали семьи: мужей и жен, детей и родителей.


Рабы, принадлежавшие Ли, считали его «худшим из тех, кого им доводилось встречать».


Таким образом, Ли не слишком отличался от тех рабовладельцев, которых мы видим в фильме «Двадцать лет рабства» или в фильме Квентина Тарантино «Джанго освобожденный».


Самая старая террористическая организация в США


Конец Гражданской войны стал также началом самой старой и самой смертоносной террористической организации в США, также известной как Ку-клукс-клан.


Когда Трамп отзывается о неонацистах и членах Ку-клукс-клана как о достойных людях, он демонстрирует незнание истории, которое даже по американским стандартам выходит за рамки.


Утверждается, что Ку-клукс-клан в период с 1877 по 1950 гг казнил примерно 3959 афроамериканцев. Так же, как и в случае с террористическими организациями, такими, как ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ, — прим. ред.), казни Ку-клукс-клан часто осуществлял самым жестоким образом, а трупы вывешивались там, где жило много черных.


Ку-клукс-клан не знал жалости ни к кому, от него было не уйти ни детям, ни женщинам.


В 1963 году куклуксклановцы убили четырех маленьких девочек и ранили еще 22, заложив взрывное устройство в церковь в Бирмингеме. Мартин Лютер Кинг назвал это событие «одним из самых ужасных и трагических преступлений против человечества».


21-летний Диланн Руф (Dylann Roof) вписал свое имя в эту длинную историю расистского насилия, когда в 2016 году вошел в черную церковь в Чарльстоне и хладнокровно убил девять афроамериканцев.


Когда полиция обыскивала его комнату, она обнаружила фотографии капюшонов Ку-клукс-клана и фотографии, на которых Руф позировал с флагом южан в соцсетях. По свидетельствам следователей ФБР, допрашивавших Руфа, он громко смеялся, признавая себя виновным, и утверждал, что хотел начать расовую войну и отобрать страну у «агрессивных и глупых афроамериканцев».


Самая большая внутренняя угроза


По мнению представителей американской юстиции, ультраправый терроризм представляет собой самую большую внутреннюю угрозу в США.


Большинство терактов в США осуществлены ультраправыми, с 2001 года они совершали около 300 атак в год.


Хотя Ку-клукс-клан стал существенно слабее, возник целый ряд других неонацистских и правоэкстремистских групп, которые разрозненно действуют по всей территории США.


Дональд Трамп дал этим группам ту форму поддержки и сделал их настолько легитимными, о чем они раньше и мечтать не могли.


Накануне марша в Шарлоттсвилле бывший руководитель Ку-клукс-клана Дэвид Дьюк заявил, что марш был направлен на «реализацию мечты Дональда Трампа об Америке».


Прощения никто никогда не просил


Рабство, сегрегация и расистское насилие, связанное с ними, являет собой самую мрачную главу в американской истории, и американское общество по-прежнему не знает, как к ней относиться.


Южные штаты никогда не приносили извинений за то, что начали кровопролитную Гражданскую войну против собственного народа, а афроамериканцы никогда не получали никакой формы компенсации за то, что более четырех миллионов из них на протяжении 250 лет были рабами, а потом еще подвергались жестокой политике сегрегации.


Над некоторыми государственными зданиями в южных штатах по-прежнему развевается флаг южан. Поэтому заигрывание Трампа с ультраправыми и ностальгия южных штатов способствует активизации дебатов о том, как же американцы должны относиться к своему темному прошлому.


Если заглянуть вглубь, то эта дискуссия о том, как мультикультурное общество должно относиться к истории, в которой идея превосходства белой расы сыграла настолько важную роль.


То, что все больше штатов предпочитают сейчас сбрасывать флаг конфедератов и памятники, прославляющие генералов южан, говорит о том, что конфликты времен Гражданской войны не закончились, но что правильное их понимание пробивает себе дорогу.