Почему образование важно в жизни общества? Потому что это одно из важнейших средств повышения благосостояния людей, их отдаления от порога бедности, развития нашей человеческой чуткости, культуры толерантности, создания равных возможностей, упрощения межклассовой мобильности, это движущая сила прогресса и развития человечества.


В жизни людей и обществ всегда бывают риски и проблемы. Но у тех обществ, которые рассматривают образование как неотъемлемое право человека и могут обеспечить равный доступ всех социальных слоев населения к образованию, больше возможностей справиться с рисками.


По этим причинам образование на протяжении всей истории было важнейшим вопросом для всех стран, всех правительств. При этом, очевидно, в зависимости от подхода к этому вопросу и уровня профессионализма возникают разные результаты.


Петр Великий, оставивший свой след в российской истории с 1682 по 1725 годы, прославился реформами, которые он претворил в жизнь в экономической, социальной, административной, культурной областях, реализовав рациональный подход. К вопросу образования он тоже подошел достаточно радикально и по сути заложил основы прорыва, который произошел в российской культурной жизни в XVIII и XIX веках.


Возможно, именно в результате крупных реформ, осуществленных при ведущей роли Петра I, Россия смогла подарить мировой культуре таких великих мастеров пера, как Тургенев, Достоевский, Толстой.


В период после Петра I работа продолжалась, и если в 1860-е годы уровень грамотности в России составлял 6%, то в 1913 году — 28%. Тем не менее до Октябрьской революции 1917 года большая часть России все еще не умела читать и писать.


В период после большевистской революции руководство страны демонстрировало комплексный и интегрированный подход к образовательной и культурной жизни. Согласно переписи населения 1926 года, 51% советских граждан в возрасте десяти лет и старше умели читать и писать, а по итогам переписи 1939 года грамотность достигла 81%.


В советское время образование во всех смыслах занимало центральное положение, люди дисциплинированно и решительно продолжали образовательную деятельность, а это давало важные результаты в таких отраслях науки, как математика, физика, химия.


В наши дни, если судить по индексам человеческого развития, которые рассчитывает ООН, и докладам таких организаций, как ОЭСР, важнейшие результаты с точки зрения России связаны именно с образованием. Потому что и по уровню грамотности среди женского и мужского населения, и по числу выпускников школ, и, кроме того, выпускников вузов Россия не уступает развитым странам Европы.


Хотя, согласно некоторым тестам ОЭСР, качество образования в России ниже среднего по Европе, становится понятно, что этот спад вызван проблемами 1990-х годов. Начиная с 2000-х годов, в России проводится значительная работа в области повышения качества образования.


В России есть немало университетов, которые входят в топ-500 лучших вузов мира. Мы также понимаем, что в России думают над тем, как повысить это количество. По данным одной организации, которая публикует мировые рейтинги университетов (Times Higher Education), в топ-500 лучших университетов мира 2017 года вошли девять российских вузов. Важнейшие из них — Московский государственный университет имени Ломоносова, Университет ИТМО, Московский физико-технический институт, Высшая школа экономики, Казанский университет.


Таким образом, подход России к вопросу образования отличается историческим и культурным сознанием, определенными преимуществами. В силу таких культурных традиций, которые демонстрируют большое уважение к образованию, эта тема всегда занимала центральное место в России в царский период, в советское время и сегодня. Шаги, предпринимавшиеся со времен правления Петра Великого, дали результаты в последующие периоды, а возникший на этой основе фундамент предоставил большие возможности для дальнейшего повышения качества образования. Благодаря этому фундаменту многие российские ученые работают в ведущих университетах мира, прежде всего в таких отраслях, как математика, физика, химия.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.