Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Виновата ли «Игра престолов» в деятельности АдГ?

© AFP 2016 / Jörg Carstensen / dpa Предвыборные плакаты партии АдГ в берлинском районе Марцан-Хеллерсдорф
Предвыборные плакаты партии АдГ в берлинском районе Марцан-Хеллерсдорф
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Перед выборами в бундестаг вновь все утверждали, что миллениалы аполитичны и предпочитают смотреть сериалы, чем активно действовать. Но что это, собственно, означает? Пустой упрек поколению Y. В прошлом году журналистка Марейке Нибердинг основала молодежное движение. Оно называется «демо», как демократия, и хочет призывать молодых людей участвовать в выборах.

Перед выборами в бундестаг вновь все утверждали, что мы, миллениалы, аполитичны и предпочитаем смотреть сериалы, чем активно действовать. Но что это, собственно, означает? Пустой упрек поколению Y.

В прошлом году журналистка Марейке Нибердинг (Mareike Nieberding) основала молодежное движение. Оно называется «демо», как демократия, и хочет призывать молодых людей участвовать в выборах. «Идите на выборы!», — призывают теперь чаще молодых людей, если следить по социальным каналам за этим движением. А по «четвергам демонов» представляются активисты, которых называют демонами. Быть может, Нибердинг удастся мобилизовать таким образом одного или одну. И это связано с рассказом, который она положила в основу своей собственной политизации.
До 8 ноября 2016 года она, мол, была «борцом-одиночкой», политика была для нее чем-то, «о чем говорилось в газете». Когда она узнала, что избрали Трампа, то заплакала. Через два дня она основала «демо» с помощью призыва в фейсбуке. О времени до этого она пишет: «Я была ленивой оптимисткой.» Немцы, мол, годами смотрели на то, как «граждане других наций боролись», а сами только смотрели новые серии «Игр престолов».

История ясна: замкнутость в частной жизни угрожает жизни политической, тот, кто занимается политикой, должен развиваться от избалованного миллениала в активного гражданина. Прочь из «фильтра» в истинный мир!
Насколько глупо поколение Y?


Откуда возникло это странное представление нашего поколения о самом себе? Откуда эта готовность считать собственный стиль жизни совершенно ужасным, потому что он эскапистский? Не потерпела ли в последнее время крах какая-либо демократия, потому что люди слишком много смотрели «Игры престолов»? Виновны ли сериалы и развлекаловка в том, что молодые британцы не воспрепятствовали Брекситу?

Перед выборами в бундестаг это клише определяет все форматы, которые обращены к молодым избирателям — прежде всего к самим себе. Самый большой страх молодежи заключается, по-видимому, в том, что она может слишком поглупеть в вопросах политики из-за интернета. Но как должно выглядеть это поглупение? В передаче ARD «Убедите нас» Ронья фон Рённе иронично заметила, что предвыборные программы хотя и написаны, но еще не прочитаны, что «поколение Y» является, мол, глупым поколением, внимания которого хватает лишь кошечек!

 

В газете Die Zeit один журналист жаловался на «самодовольных демократов», которые только сочиняют онлайн-манифесты. Содержание их столь осторожное, что каждый может с ними согласиться. Кто действительно хочет что-то сделать против этого, может, мол, вступить в одну из крупных партий. В газете Frankfurter Allgemeine Zeitung писалось как раз о том, что тот, кто никогда не работал в демократических институтах, тому в серьезных случаях придется трудно. Тот, кто постоянно полагается лишь на то, что такие институты как конституционный суд защищают демократию, но никогда не занимался политикой по месту жительства, тот беззащитен, вспомните только Польшу. Но виноваты ли «котики» в поправении в Польше? И разве мы абсолютно аполитические существа только потому, что мы не активисты? Можем ли мы смотреть «Игры престолов» и в то же время чувствовать себя политически активными?


Демо вместо эмо


Молодой Райнальд Гётц (Rainald Goetz) написал в конце 70-х годов один текст для «Курсовой книги», который, если бы это написала сегодня женщина, наверняка был бы назван «журнализмом от пупка». Гётц размышляет в этой книге о том, как он стал заниматься политикой во времена охоты на симпатизантов РАФ. Ключевой момент он описывает так, словно политика переместилась вдруг у него «из головы в сердце». Нечто подобное имеет, пожалуй, в виду Нибердинг, когда она расплакалась, узнав о победе Трампа. Быть может, это политизация: момент, когда кого-то вдруг начинают касаться некоторые вещи. Но почему это должно сегодня происходить с настолько меньшим количеством людей, чем в этом легендарном «раньше», на которое наше поколение так молится, страдая и мучаясь?


Возможно, «Прочь от историй с котиками» просто наш способ сказать: положение серьезное. Но оно не такое серьезное, потому что мы слишком много смотрели интернет. Лозунг «демо», кстати, звучит — «демо вместо эмо»: пожалуйста, больше политических действий вместо эмоций. Похоже высказался Генрих в разговоре со своим братом Томасом Манном, который его в своих «Размышлениях аполитичного» высмеял как «литератора цивилизации». Для Томаса Манна аполитическое было глубиной, существенным. Даже если Томас Манн в этом эссе в плане мировоззрения и сотворил нечто халтурное, он, безусловно, был еще в состоянии прочитать предвыборную программу. Нам же легче: только щелкнуть клавишей — let’s try!