Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Полеты беспилотной фантазии

© AP Photo / Rick BowmerПолицейский беспилотник во время демонстрации в Бригам-Сити
Полицейский беспилотник во время демонстрации в Бригам-Сити
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мало какая современная техника вызывает столь же сильное возбуждение, как дроны. Поначалу невоенные беспилотные летательные аппараты (БЛП) продавались как чисто развлекательные гаджеты, но понадобилось совсем немного времени, чтобы предприниматели и отраслевые гиганты ухватились за бесконечные возможности, открывающиеся благодаря БПЛ.

Мало какая современная техника вызывает столь же сильное возбуждение, как дроны. Поначалу невоенные беспилотные летательные аппараты (БЛП) продавались как чисто развлекательные гаджеты, но понадобилось совсем немного времени, чтобы предприниматели и отраслевые гиганты ухватились за бесконечные возможности, открывающиеся благодаря БПЛ. Ожидается, что к 2020 году объёмы ежегодных продаж этих аппаратов достигнут семи миллионов штук, при этом многие уже рисуют будущее, в котором дроны изменят облик наших городов: доставка товаров в удалённые пункты, видеонаблюдение с воздуха и множество других, ещё неизвестных способов их применения.

 

Но одна из подобных перспектив захватывает наше коллективное воображение больше всех остальных. Речь идёт об идее, что вскоре дроны начнут массово возить людей над городами. Действительно ли летающие такси в один прекрасный день станут подбирать нас у лужайки перед домом и деликатно спускать на землю у входа в кино или любимый ресторан?

 

Прежде чем мы мысленно начнём ловить воздушное такси, давайте задумаемся, а что реально произойдёт, если небеса заполнит жужжащий рой миниатюрных вертолётов, перевозящих людей от одной остановки до другой. Дроны, конечно, будут выполнять множество важных функций в будущем, но я не верю, что перевозка людей в городах будет — или должна быть — одной из них.

Мечта о беспилотном воздушном транспорте не нова. Когда Фритц Ланг конструировал футуристический городской ландшафт в своём новаторском фильме 1927 года «Метрополис», он заполнил городское небо головокружительными башнями и компактными летающими аппаратами. Затем, в начале 1960-х, анимационная студия Hanna-Barbera выпустила «Джетсонов» — мультсериал о приключениях футуристической американской семьи. В заставке сериала эта семья быстро проносится над Орбит-сити в летающем автомобиле, затем он складывается в чемоданчик, и Джордж, глава семейства, идёт с ним в свой офис. В 1982 году в научно-фантастическом блокбастере «Бегущий по лезвию» фигурировали летающие полицейские машины под названием «спиннеры».

 

Сегодня версия такого воображаемого будущего выглядит соблазнительно реальной. Компания Uber вложилась в технологию летающих автомобилей. Компания Airbus в этом года представила концепцию индивидуального транспортного аппарата с вертикальным взлётом и посадкой Pop. Up. А немецкий стартап Volocopter, обещающий сделать доступными «полёты для всех», спроектировал 2X — миниатюрный вертолёт с 18 пропеллерами; его испытания начнутся в Дубае уже в этом году.

 

Всё это означает, что вскоре горожане будут носиться по городскому воздушному пространству как Джордж Джетсон, правильно? Нет. Несмотря на крупные инвестиции и огромные надежды, есть ряд физических и практических причин, по которым в обозримом будущем крайне маловероятной выглядит картина городов, заполненных носящимися по воздуху людей.

 

Во-первых, посмотрим на физику. Любой, кто стоял рядом с взлетающим вертолётом, знает, что для вертикального подъёма в воздух тяжёлого объекта требуется много энергии. Пропеллеры дронов, по сути, являются большими вентиляторами, которые толкают воздух вниз, создавая движущую вверх силу. Без сильнейшего шума и колебаний воздуха подъём вверх невозможен.

 

Жителям Нью-Йорка это хорошо известно. Жалобы на шум от одного из главных городских гелипортов на реке Гудзон привели к ужесточению регулирования туроператоров. Но даже до изменений в правилах этот гелипорт обслуживал менее 5000 туристических полётов в месяц. А теперь представьте, если все восемь миллионов жителей города будут совершать полёт хотя бы один раз за несколько недель: в этом городе станет просто невозможно жить.

Другие факторы, которые должны остудить наш энтузиазм, больше связаны с технологиями. Даже если радикальное усовершенствование аккумуляторов расширит дистанцию полётов дронов, давка, созданная аппаратами, необходимыми для перевозки большого числа людей по небу, станет серьёзной угрозой безопасности. Да, современные автомобили могут быть опасны, но разрядившийся аккумулятор или сломавшееся крыло пропеллера в летающем такси приведут к падению тяжёлой машины на густонаселённые кварталы. Кроме того, мы до сих пор не знаем, можно ли защитить дроны от хакеров, террористов и других преступников, и как системы контроля за авиатрафиком смогут безопасно регулировать воздушное передвижение людей.

 

Как бы то ни было, дроны действительно радикально изменят стиль жизни людей будущего, их методы ведения бизнеса и взаимодействия между собой. Маленькие БПЛ уже доказали свой потенциал в самых разных областях — от доставки гуманитарной помощи до сферы безопасности. Дроны позволяют преодолевать географические барьеры, избавляя от необходимости в строительстве масштабной физической инфраструктуры, они помогают создать тесные контакты между изолированными населёнными пунктами и остальным миром. Например, в Бразилии правительство использует оборудованные камерами дроны, чтобы инспектировать отдалённых аграрных производителей, которых подозревают в нарушении трудового законодательства. Дроны уже следят за качеством воздуха и оказывают медицинскую поддержку в чрезвычайных ситуациях.

 

Но городской транспорт не является подходящим применением для БПЛ-технологий. Проблемы массового транспорта можно решить, продолжая твёрдо стоять ногами на земле, и при этом задолго до того, как летающие такси станут действительно реальной альтернативой. Благодаря совершенствованию цифровых сетей и систем обработки данных в реальном времени, можно сделать автономные машины, грузовики и лодки (например, я с коллегами работаю в Амстердаме над такой лодкой Roboat), которые будут достаточно быстрыми и эффективными, чтобы удовлетворить все наши нужды. Оставаясь на земле, мы избавимся от необходимости в новой сетевой инфраструктуре, к примеру, дорогостоящих «вертипортов».

 

Неугасающая мечта общества о полётах над городом в частных летающих машинах давно уже будоражит воображение кинематографистов, а теперь и отдельных инвесторов. Но по практическим причинам, большим и маленьким, эта концепция будет и дальше оставаться лишь фантазией.