Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Культурные войны в России и Америке очень похожи

© РИА Новости Александр Кряжев / Перейти в фотобанкНачалась продажа билетов на показ фильма "Матильда" в Новосибирске
Началась продажа билетов на показ фильма Матильда в Новосибирске
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вот уже несколько месяцев россияне горячо спорят о фильме «Матильда», в котором рассказывается о страстном романе между Николаем II и молодой балериной Матильдой Кшесинской. Фильм оказался в центре ожесточенной культурной войны. Реакция правительства России на эту ситуацию поразительным образом напомнила политическую тактику президента Трампа.

В настоящий момент у россиян есть множество насущных проблем, с которыми им приходится справляться. Темпы экономического роста остаются низкими, доходы перестали расти. Западные санкции погрузили Россию в состояние международной изоляции. А российские военные продолжают сражаться в Сирии и на Украине.


Но зачем же беспокоиться по таким пустякам, если есть фильм, по поводу которого можно излить все накопившееся раздражение?


Да, все обстоит именно так. Вот уже несколько месяцев россияне горячо спорят о фильме, который еще даже не вышел на экраны. Он называется «Матильда», и в нем рассказывается о страстном романе между будущим царем Николаем II и молодой балериной Матильдой Кшесинской. Кшесинская, прима-балерина Императорского театра, стала любовницей будущего монарха, когда ей было 17 лет. Несомненно, любители кино выстроятся в очередь в кинотеатрах, чтобы посмотреть на такое.


Между тем, сейчас этот фильм оказался в центре ожесточенной культурной войны. И несмотря на то, что в основе этих споров лежат противоборствующие взгляды на российскую историю, реакция правительства России поразительным образом напомнила политическую тактику президента Трампа. Фильм становится не просто фильмом, если его можно превратить в оружие в эмоциональной битве за групповую идентичность.


Одну сторону этого скандала вокруг «Матильды» представляет режиссер фильма Алексей Учитель, заявляющий, что он всего лишь хочет рассказать захватывающую историю, относящуюся к не слишком далекому прошлому. С другой стороны находится Русская православная церковь и ее сторонники, утверждающие, что создатели фильма проявили кощунственное неуважение к последнему русскому царю.


Церковь канонизировала последнего русского царя и его семью, расстрелянных большевиками, в 2000 году. Теперь религиозные консерваторы заявляют, что ни у кого нет права показывать, как святой вступает в неподобающую связь с молодой женщиной. Некоторые сторонники «традиционных ценностей» даже пригрозили разгромить кинотеатры, где будут показывать этот фильм. Они уже забросали бутылками с зажигательной смесью офис продюсерской компании Учителя и подожгли два автомобиля у здания, где находится офис его юриста. Наталья Поклонская — депутат российского парламента, ставшая представительницей консерваторов — заявляет, что Ларс Айдингер (Lars Eidinger), уважаемый немецкий актер, сыгравший роль Николая II, в прошлом был звездой фильмов для взрослых. (Официальный релиз фильма намечен на 26 октября.)


Однако в этой борьбе внимание привлекает еще один момент. Дело в том, что в ней оказался замешан Кремль, который изо всех сил старается делать акцент на связи между Россией президента Владимира Путина и имперским прошлым России. Сам Путин старается держаться в стороне от этого скандала, уважительно высказываясь как о режиссере фильма, так и о его критиках. Несмотря на это, существует масса признаков, указывающих на то, что российские власти не готовы поддерживать фильм, в котором последний русский царь показан в не слишком лестном свете. А противники фильма постоянно появляются на государственных телеканалах в попытках навязать свою точку зрения обществу — это та привилегия, для получения которой обязательно необходимо благословение Кремля.


Поскольку речь идет о России, правительство могло бы с легкостью лишить Учителя возможности работать и развиваться, если бы его творчество причинило властям серьезные неудобства. Когда режиссер Кирилл Серебренников разозлил власти, поднимая запрещенные темы в своих постановках, его отправили в тюрьму, предъявив ему сфабрикованные обвинения в растрате. Однако у Учителя никогда не было никаких проблем с законом, и он долгое время свободно выражал свои взгляды — даже в беседах с иностранными журналистами.


Некоторые из моих российских знакомых предлагают очень простой ответ. По их словам, Кремлю на руку этот скандал вокруг «Матильды». В марте в России должны пройти президентские выборы, и в течение следующих нескольких недель Путин должен будет официально объявить о своем желании переизбираться. Поэтому он предпочитает, чтобы в эфире бурно обсуждались скорее события конца 19 века и религиозная идентичность России, чем войны, в которых она сейчас участвует, и ее слабая экономика.


Ханна Тоберн (Hannah Thoburn), аналитик Института Хадсона в Вашингтоне, согласна с этим: «Я считаю, что большинство разногласий внутри России провоцируются намеренно». По ее словам, Кремлю однозначно не нравится неуважительное отношение к последнему русскому царю, но есть огромное количество причин поддерживать эту тему, провоцируя нападки на фильм и его режиссера. «Это отвлекает общественность, — говорит она. — Это помогает мобилизовать православных верующих и заставить их встать на сторону Кремля. Это также помогает сохранить статус царя и Путина в преддверии президентских выборов». Чем меньше внимания уделяется реальным проблемам России, тем лучше.


Все это очень напоминает тактику президента Дональда Трампа. Как только президент сталкивается с дружной критикой своих ошибок, он сразу же — это не вызывает никаких сомнений — провоцирует очередную культурную войну. Администрацию критикуют за слишком вялую реакцию на последствия урагана в Пуэрто-Рико? Значит, нужно осыпать критикой Национальную футбольную лигу за то, что ее игроки становятся на одно колено во время исполнения национального гимна. Пресса написала о том, что генеральный прокурор несколько раз встречался с российскими чиновниками и ни разу об этом не упомянул? Значит, нужно обвинить своего предшественника-демократа — без каких-либо веских доказательств — в незаконной прослушке. Что-то еще идет не так? Обратитесь к противоречивому запрету служить в армии для трансгендеров или объявите о начале расследования предположительных нарушений во время выборов — то есть затроньте такие темы, которые неизменно вызывают бурную реакцию и отвлекают общественность от реальных проблем.


Меня подводит мое воображение, или же усиливающийся акцент на идентичности и приверженности идеалам своей группы превращают политику в бесконечную игру в наперстки? Путин, несомненно, знает, как играть в эту игру, и Трамп тоже это знает. В связи с этим возникает вопрос: кто у кого учится?