Сто лет назад в столице империи Петрограде было неспокойно. Во время Февральской революции император Николай II отрекся от власти, а новое Временное правительство было слабым и неэффективным. Народ был недоволен, политическая обстановка накалялась.


Кульминация наступила в октябре, когда народ снова вышел на баррикады, и большевики во главе с Владимиром Лениным пришли к власти. Большевики быстро сформировали правительство — Совет народных комиссаров — и приступили к внедрению новой революционной идеологии.


Главным инструментом внедрения идей в массы была пропаганда. Для этой цели привлекли лучших художников России, а затем и Советского Союза.


Искусство стало инструментом массовой пропаганды


Теме столетнего юбилея революции посвящены многие выставки Санкт-Петербурга. Например, выставка Русского музея «Искусство в жизнь» рассказывает о периоде с 1918 по 1925 год.


Новый современный образ России формировали, в том числе, Владимир Лебедев, работавший в отделе ИЗО Наркомпроса, Натан Альтман, знаменитый своими портретами, и Владимир Баранов-Россине, создавший «цветовое фортепиано».


Революционные художники часто были авангардистами, например, Альтман дружил с Каземиром Малевичем, у которого он часто заимствовал идеи для своих работ.


«В этот период искусство проникало в повседневную жизнь и быт каждого человека. Можно говорить об искусстве для масс и массовой пропаганде», — говорит куратор выставки Алиса Любимова.


Везде присутствует красный цвет


Первую годовщину революции отмечали в 1918 году. Художников попросили украсить Петроград монументальными произведениями, настенной живописью, плакатами и памятниками, которые отражали бы коммунистические идеалы.


На выставке «Искусство в жизнь» представлены многочисленные произведения, созданные для этого праздника. На них можно увидеть символы советского времени и, конечно, красный цвет.


«В 1918 году был составлен список лиц, кого необходимо было прославить. Важно отметить, что новые символы, такие как серп и молот, были тогда представлены впервые, и их постоянно использовали. Даже обеденные сервизы становились агитационными».


Новые идеологические сервизы создавали, соблюдая традиции императорских фарфоровых заводов.


«Я удивляюсь тому, как быстро произошли изменения и новые политические символы нашли место в повседневной жизни людей. Эти вещи быстро стали популярными предметами для коллекционирования», — продолжает Алиса Любимова.


Случайно найденные предметы


В Петербурге, имя которого за революционные годы и годы гражданской войны менялось то на Петроград, то на Ленинград, работал Декоративный институт. В нем занимались внедрением агитационного искусства в массы — здесь создавались бытовые предметы и плакаты, разрабатывались новые художественные формы.


Институт занимался оформлением различных парадов и массовых идеологических мероприятий. Его деятельность закончилась в 1926 году, и большая часть творческих идей так и осталась не воплощенной в жизнь.


Экспонаты Декоративного института, впервые представленные на выставке, совсем недавно были обнаружены в запасниках Русского музея.


«Мы даже не знали, что эти предметы существуют, так что полной картины об искусстве революционного времени еще нет», — размышляет Любимова.


Пропаганда присутствует в плакатах


Революция дала начало совершенно новому искусству — искусству плаката. Сейчас плакаты представлены в Мраморном дворце Санкт-Петербурга.


«Плакаты революционного времени создавались для пропаганды определенного образа жизни — людям рассказывали, как надо думать и что делать. С другой стороны, для многих художников-авангардистов плакат являлся способом передачи своего видения и прямого общения с массами, что раньше было очень трудно сделать», — говорит куратор выставки «Плакаты и фотографии эпохи революции» Ирина Золотинкина.


На революционных плакатах изображен идеальный тип людей, новый советский человек — гармоничный, сильный и гордый. Будущее сулит ему только хорошее. Многие плакаты призывают к труду и учебе.


С другой стороны, кулакам и прочим капиталистам нет пощады: в плакатах звучит призыв уничтожать кулаков. Владимир Ленин всегда изображается на красном фоне — культ личности вождя на плакатах не скрывают.


«Часть лозунгов достаточно универсальна, они не относятся только к периоду революции. На некоторых плакатах призывают заботиться о здоровье, на других — бороться с неграмотностью. Некоторые плакаты могут показаться забавными: сейчас мечты о создании идеального общества за пару лет, кончено, кажутся глупостью», — размышляет Ирина Золотинкина.


Актуальное искусство


Искусство революционного плаката актуально и сегодня. Современные художники и архитекторы России до сих пор используют идеи и лозунги, существовавшие сто лет назад. То же самое происходит и в других странах мира.


«Моя подруга недавно была в Южной Африке и наткнулась там на местный плакат, который призывал к борьбе за права женщин. Идея плаката была явно позаимствована у Александра Родченко, который занимал ведущее положение в графике 1900-х годов», — рассказывает Ирина Золотинкина.


Октябрьская революция создала потрясающее искусство, но с ней связан и жестокий тоталитаризм, она унесла много жизней. Однако для многих художников большевизм был единственным выбором.


«Многие художники искренне верили в новую идеологию и новый мир. Они создавали агитационные плакаты, потому что считали их важными и хотели поддержать революцию. Также были и художники, принадлежавшие к старой школе, которые остались ни с чем и не могли больше работать как раньше. Поскольку деньги можно было получить только от государства, работа на него и стала единственным способом выжить», — рассказывает Золотинкина.


Разговоры о революции вызывают в современной России противоречивые чувства.


«Организация выставок является лучшим способом вспомнить революцию, поскольку это мирный способ. Анна Ахматова пишет, что стихи могут «расти из сора». Это означает, что источником вдохновения в искусстве может стать что угодно. Эти плакаты отражают ужасный и кровавый период в истории России, но их можно воспринимать и как картины или изучать с точки зрения эстетики», — подытоживает Ирина Золотинкина.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.