Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что может сделать Россия в правовом поле после отстранения от Олимпиады из-за предполагаемого допинга

© РИА Новости Антон Денисов / Перейти в фотобанкОлимпийский символ на здании штаб-квартиры Международного олимпийского комитета в Лозанне
Олимпийский символ на здании штаб-квартиры Международного олимпийского комитета в Лозанне
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Во вторник Международный олимпийский комитет принял решение отстранить сборную России от участия в зимних Олимпийских играх в южнокорейском Пхёнчхане. Россия в ответ на это намерена опротестовать запрет в Спортивно-арбитражном суде. России будет очень трудно убедить САС отменить решение МОК, но некоторые доводы Россия все-таки может представить в САС.

Во вторник Международный олимпийский комитет принял решение отстранить сборную России от участия в зимних Олимпийских играх в южнокорейском Пхёнчхане. Это вызвало шок в мировом спортивном сообществе. МОК утверждает, что Россия «систематически манипулировала антидопинговой системой», а на зимней Олимпиаде в Сочи задействовала «антидопинговую лабораторию». МОК пришел к выводу, что эти меры позволили российским спортсменам обманным путем победить в медальном зачете.


Наказание МОК не является беспрецедентным, поскольку в последние десятилетия олимпийский комитет лишал права участия в Играх Южную Африку и Афганистан из-за их дискриминационной политики. Но МОК впервые отстранил от участия страну за предполагаемый обман.


Как на это могут ответить российские спортсмены и российское правительство


Нельзя сказать, что российские атлеты полностью лишены возможности участвовать в Олимпиаде-2018. Они могут подать ходатайство в МОК об участии в соревнованиях. Если такое ходатайство будет принято, атлетам придется выступать в нейтральной олимпийской спортивной форме. Завоеванные награды не будут включены в медальный зачет России. Пока неизвестно, будет ли кто-то из российских атлетов подавать такое ходатайство. Российское правительство может просто бойкотировать Олимпиаду 2018 года и распорядиться, чтобы спортсмены из России не появлялись там ни при каких обстоятельствах. Даже если Россия пойдет на такой бойкот, ее правительство может потребовать, чтобы все желающие соревноваться в Пхёнчхане спортсмены получили разрешение от властей. Естественно, такие спортсмены будут обеспокоены тем, как их участие в Олимпиаде в условиях отстранения всей страны будет воспринято дома.


Россия предпочла бы просто преодолеть этот запрет и принять участие в Олимпиаде. К несчастью для России, в соответствии с правилом 61 Олимпийской хартии, решения МОК являются окончательными.


Тем не менее, правило 61 разрешает спортсменам оспаривать наказания, связанные с участием в Олимпиаде. Все апелляции такого рода должны подаваться исключительно в Спортивно-арбитражный суд (САС). Хотя в названии этого органа есть слово «суд», он таковым не является. Это международный арбитражный орган со штаб-квартирой в швейцарской Лозанне. Обычно исковые заявления рассматривает комиссия в составе трех третейских судей САС.


Россия намерена опротестовать запрет в Спортивно-арбитражном суде. Президент Российского олимпийского комитета Александр Жуков заявил об этом во вторник.


У САС будет мало времени для рассмотрения российских доводов. Первые состязания Олимпиады-2018 состоятся 8 февраля, то есть, до них остается всего 65 дней. Арбитраж САС обычно длится 12 месяцев. Значит, рассмотрение этих дел придется ускорить.


Дело против России


России будет очень трудно убедить САС отменить решение МОК. МОК полагается на выводы двух всесторонних расследований, одно из которых сосредоточено на российских атлетах, а второе — на российских спортивных чиновниках и государственных органах. Ход этих расследований и их соответствующие выводы детально изложены в докладе дисциплинарной комиссии МОК, представленной в исполнительный комитет МОК. Следователи провели множество допросов, а также криминалистических и биологических анализов. Они также во многом полагаются на свидетеля Григория Родченкова, которого называют одним из главных авторов российской допинговой программы. Два года тому назад он бежал в США и стал разоблачителем.


Россия находится в невыгодном положении еще и из-за того, что Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА), являющееся независимым международным органом по обеспечению соблюдения антидопинговых правил, пришло к заключению, что эта страна при государственной поддержке осуществляла допинговую программу в рамках подготовки к сочинской Олимпиаде 2014 года. Согласно выводам ВАДА российская программа распространялась как на олимпийцев, так и на паралимпийцев (российским спортсменам-паралимпийцам уже запретили участвовать в предстоящей зимней Паралимпиаде, которая также состоится в Пхёнчхане).


Многие комментаторы подвергли МОК критике за слишком мягкое наказание в ответ на выводы ВАДА. Вместо того, чтобы отстранить Россию от Олимпиады 2016 года, МОК выдвинул весьма снисходительное требование о том, чтобы российские атлеты, намеревающиеся участвовать в Играх, доказали комиссии из трех человек, что они не занимались обманом. 70% спортсменов из российской олимпийской сборной выполнили это требование.


Возможные правовые аргументы России


5 декабря 2017 года МОК полностью отстранил Россию от участия в Олимпиаде.


Какие доводы Россия может представить в САС? Она может прибегнуть как минимум к четырем стратегиям.


1) Попытаться опровергнуть обвинения, показав их ложность


Главный довод России может состоять в том, что она объявит обвинения в организации государственной допинговой программы либо ложными, либо серьезно преувеличенными.


В этих целях российские адвокаты постараются найти те разделы 30-страничного доклада МОК, где содержатся или могут содержаться ошибки. Один из недостатков всестороннего доклада заключается в том, что шансы на появление ошибки увеличиваются по мере его написания и включения в него новых цифр. Пока неясно, поможет ли это России. Она постарается представить любую ошибку в качестве основания для сомнений во всем докладе.


Действуя такими методами, российские атлеты и государственные чиновники уже обвинили МОК в «фабрикации доказательств» в его допинговой расследовании. Вполне вероятно, что в предстоящие дни и недели такие обвинения зазвучат еще громче. Чем больше будет сомнений в доказательствах МОК, тем больше у России появится возможностей назвать выдвинутые обвинения не соответствующими действительности.


Одно важное обстоятельство заключается в том, что арбитраж не требует столь тщательного изучения доказательств, как это обычно делается в суде. Далее, арбитраж намного гибче в плане применения процессуальных норм. Данные обстоятельства указывают на то, что даже если Россия и МОК представят доказательства и показания свидетелей, масштабы арбитража не позволят изучить все обстоятельства и детали. В результате может получиться так, что у России не будет полной возможности опровергнуть выдвинутые против нее обвинения.


2) Дискредитировать процесс расследования МОК


В докладе МОК признается, что возможности расследования были существенно ограничены из-за того, что он является частной и некоммерческой организацией. МОК не обладает правом привлечения к участию в деле, не может требовать представления документов, а люди, допрашиваемые его следователями, не находятся под присягой. МОК открыто заявляет, что «полагается на информацию, находящуюся в открытом доступе… и на информацию, которой добровольно делятся заинтересованные лица».


Россия может заявить, что МОК сделал свои дискредитирующие выводы, основываясь на неполной и предвзятой информации. Например, следует полагать, что она поднимет множество вопросов, касающихся достоверности показаний Родченкова, который возглавлял предполагаемую допинговую программу, а позже бежал из страны. Российский президент Владимир Путин назвал Родченкова «человеком со скандальной репутацией». На слушаниях в САС Россия может заявить, что Родченков преувеличивает, руководствуясь стремлением раскрутить эту историю и стать более ценным человеком для МОК, а возможно, и для США.


3) Представить обвинения МОК в качестве политической расплаты за деятельность России в сфере политики


Вмешательство России в американские президентские выборы 2016 года может показаться не имеющим никакого отношения к выводам МОК о предполагаемой государственной допинговой схеме, но если рассматривать ситуацию в определенном контексте, связь все же имеется. Россия может спросить, почему обвинения в государственной допинговой программе летом 2016 года привели лишь к мягкому наказанию, а зимой 2017-го — к полному отстранению. Между этими датами состоялись президентские выборы в США, остающиеся источником серьезных разногласий. Отчасти эти разногласия вызваны утверждениями о российском вмешательстве. Россия может заявить, что наказание МОК не имеет отношения к спорту, а носит политический характер.


4) Представить наказание МОК чрезмерным, ошибочным и беспрецедентным


Как уже отмечалось выше, МОК очень редко отстраняет страны от участия в Олимпиадах. В первой половине 20-го века Германию отстранили от нескольких Олимпийских игр из-за ее агрессии во время Первой и Второй мировых войн. Недавний пример — Южная Африка, которой запрещали участвовать в Олимпийских играх с 1964 по 1988 год. Этот запрет был связан с откровенно расистской политикой апартеида, которая предусматривала изоляцию небелых южных африканцев от белого населения этой страны. Еще один недавний пример — это Афганистан, который был отстранен от Олимпиады 2000 года из-за жестокой дискриминации женщин, которую осуществлял «Талибан» (запрещенная в России организация — прим. ред.).


Россия может заявить, что предыдущие запреты МОК были вызваны аморальной государственной политикой открытой дискриминации граждан по расовому и половому признаку. В данном случае МОК наказал Россию из-за утверждений о государственной допинговой программе для олимпийцев. Это совершенно другие доводы. Далее, Россия может признать, что отдельные ее спортсмены действительно занимались обманом и должны быть наказаны, и вместе с тем, заявить, что обвинения в изощренной государственной программе допинга носят спекулятивный характер. Россия также может подчеркнуть, что на самом деле жертвами запрета МОК стали не Путин и прочие государственные деятели, а российские атлеты, лишенные мечты представлять свою страну. Исходя из этого, Москва может заявить, что ее олимпийская программа и спортсмены не должны подвергаться такому наказанию, которое в спорте сродни «смертному приговору».


МОК в ответ может заявить, что доказательства российской допинговой программы вовсе не спекулятивные, и что в этой программе участвовали многие спортсмены из России. Далее, МОК может отметить, что отстранение Южной Африки и Афганистана было напрямую связано с целями Олимпийской хартии, изложенными в правиле 2: «Направлять усилия на обеспечение господства в спорте духа честной игры и запрета насилия». Например, МОК возразил против решения ЮАР направить на Олимпиаду 1960 года команду, в составе которой были только белые. Точно так же МОК выступил против действий талибов, запрещавших женщинам заниматься спортом. Таким образом, МОК может связать все эти запреты с центральной миссией, изложенной в Олимпийской хартии.