На вопросы недавнего социологического опроса, проведенном в гетто страны, подавляющее большинство иммигрантов и потомков иммигрантов ответили, что согласны с тем, что свобода слова и хорошее знание датского языка важны. Меньшинство ответило утвердительно на вопрос о том, считают ли они, что религиозные законы выше законов демократических.


У Дании существуют большие проблемы с группами иммигрантов и потомками иммигрантов, проживающими в особо уязвимых районах и не принимающими датские и демократические ценности.


Это мнение, высказанное большинством Фолькетинга и сформированное на основании опроса, проведенного среди иммигрантов и их потомков международной исследовательской компанией Kantar Gallup по заказу Berlingske.


В опросе приняла участие представительная группа из 350 иммигрантов и потомков иммигрантов в жилых районах, в 2016 году официально внесенных в правительственный список гетто (под словом гетто в данном случае следует понимать часть города с однородным населением, как правило, определенной национальной принадлежности; в странах Северной Европы выходцы из стран третьего мира, как правило, предпочитают селиться в крупных городах в каком-то одном районе, «среди своих», — прим. ред.). Компанию, проводившую опрос, интересовало отношение респондентов ко всему: от  общеобразовательной школы, участия женщин в трудовой деятельности, гомосексуальности, секса до брака, головных платков и свободы слова до преступности и вопроса о том, позволительно ли бить собственных детей.


Особую озабоченность в Кристиансборге вызвал один вопрос.


Опрос показал, что 20% респондентов считают, что религиозные законы выше законов демократических. 19% ответили «не знаю» или не захотели отвечать.


«Жить в Дании, занимая такую позицию, — бессмысленно», — говорит министр по делам иностранцев и интеграции, представительница Левой партии Ингер Стёйберг (Inger Støjberg) и добавляет:


«Здесь надо жить по демократическим законам, и опрос показывает, какие перед нами стоят гигантские задачи».


Спикер по вопросам интеграции Социал-демократической партии, Маттиас Тесфайе (Matthias Tesfaye) считает, что вопрос о религии и демократии — самый важный во всем опросе.


«Он скрывается за всеми остальными. К счастью, подавляющее большинство считает, что Бог на страже, когда религия и демократия вступают в противоречие друг с другом. Но оказалось также, что число мусульман, считающих, что Коран выше Конституции, не может быть сокращено до небольшой экстремистски настроенной группы», — говорит он.


Председатель фракции «Радикальных левых» Софие Нильсен (Sofie Carsten Nielsen) также выражает озабоченность.


«То, что 20% говорят, что религия выше закона, — огромная проблема. Это среда, которая изолирована от остальных и которая действительно функционирует параллельно с остальным обществом. Мы сможем решить эту проблему, только если будем вмешиваться более активно», — говорит Софие Нильсен и добавляет, что подавляющее большинство граждан-мусульман являются неотъемлемой частью общества.


Ответы на вопросы исследования вместе с тем показали, что подавляющее большинство поддерживает демократические ценности.


91% ответили, что женщины должны обладать теми же правами, что и мужчины, что важно уметь говорить по-датски, если ты живешь в Дании. 79% ответили, что важно обеспечивать самих себя. 74% согласились с тем, что то, что у нас в Дании существует свобода слова, — положительный момент.


Вместе с тем 22% полагают, что женщинам стоит прикрывать лицо или голову. Такое же количество опрошенных «согласны» с тем, что организовывать браки вполне приемлемо. 24% «согласны» с тем, что ислам должен больше проявлять себя в датском обществе, например, в школе и на работе. 45% считают секс до брака неприемлемым для женщин.


39% согласны с утверждением о том, что имам или мечеть занимают важное место в их жизни.


Преподаватель Университета Ольборга Мортен Фредериксен (Morten Frederiksen), руководивший проведением опросов, посвященных датским ценностям, говорит:


«Совершенно очевидно, что в этих жилых районах придерживаются ценностей, отличающихся от ценностей, которым привержено население в целом, но, возможно, не настолько, как мы себе это представляем».


Он ссылается на то, что 40% датчан в опросе, проведенном в 2008 году, заявили, что они против случайных сексуальных связей.


38% иммигрантов в районах гетто считают, что гомосексуальные отношение неприемлемы, в то время как среди населения в целом, если верить опросам, проведенным ранее, эта цифра составляет 20%.


Мортен Фредериксен, в свою очередь, полагает, что многие ответы — в частности, касающиеся того, насколько возможен секс до брака, — отличаются от мнения большинства населения. То же касается и вопроса о том, что важнее — религиозные законы или демократические.


«Вопрос в том, как понимать слово «важнее». В Дании есть много христианских ценностей, которые играют определяющую роль в законодательстве. Это ли имеется в виду? Это может указывать на некоторые общие нормативные правила, такие, например, как милосердие и смирение. Или же это — проявление параллельного общества и того, что мы воспринимаем как радикализированные формы наказания? Это необходимо исследовать более тщательно», — говорит Мортен Фредериксен.


В общем и целом он считает, что приезжающие в Данию, достаточно быстро перемещаются в сторону того, что напоминает «усредненные» датские ценности: люди понимают, что необходимо знать язык, работать, уважать свободу слова, отправлять своих детей в общеобразовательную школу, соблюдать права женщин.


«Большое внимание уделяется тому, чтобы стать частью датского общества, но одновременно с этим — сохранению национальной, а отчасти и религиозной идентичности», — говорит он.


Мехмет Несеф (Mehmet Necef), преподаватель Института ближневосточных исследований Университета Южной Дании, не сомневается в том, что опрошенные 20% имеют в виду законы шариата, когда говорят, что религиозные законы выше демократических. И это «очень проблематично», считает он.


«Меня поражает целый ряд негативных моментов. Например, что 13% говорят, что не будут сообщать о преступлениях в полицию. Это проблема. И что только 85% считают важным, чтобы их дети говорили по-датски. Как можно существовать в датском обществе, не говоря по-датски?» — спрашивает он и ссылается на датское и международное исследование гетто.


«Гетто — это хорошо, потому что вновь прибывшие иммигранты и беженцы поддерживают друг друга, на рынке труда возникают этнические ниши, которые означают, что они быстрее начинают работать. Отрицательный момент заключается в том, что люди друг друга контролируют. Если ты выделяешься, то тебя могут осудить», — говорит Мехмет Несеф.


Осенью 2017 года правительство во главе с премьер-министром Ларсом Расмуссеном начало борьбу с параллельным обществом в Дании. Сейчас три министра — министр юстиции Сёрен Поульсен (Søren Pape Poulsen), министр по делам иностранцев и интеграции Ингер Стёйберг (Inger Støjberg) и министр экономики и внутренних дел Симон Аммитцбёль-Билле (Simon Emil Ammitzbøll-Bille) — разрабатывают политическую инициативу, появление которой, по данным Berlingske, ожидается в 2018 году. И если Ингер Стёйберг находит результаты опроса «глубоко разочаровывающими», Софие Нильсен говорит об опросе следующее:


«Он показывает, что немало иммигрантов в этих районах живут так же, как живем мы, возможно, с некоторыми различиями, связанными с их культурой. В основном, они уважают рамки, существующие в нашем обществе, и соблюдают их. Это необходимо будет помнить, когда мы начнем масштабную атаку на тенденции, ведущие к созданию параллельного общества».


Маттиас Тесфайе обращает внимание на то, что 91% считает, что у женщин должны быть те же права, что и у мужчин, но вместе с тем 45% считают неприемлемым для женщин секс до брака.


«На первый взгляд, мысль о равных правах пользуется поддержкой, но как только начинают задавать более частные вопросы — например, должны ли женщины себя закрывать или об отношении к гомосексуалистам, — то оказывается, что демократические принципы укоренились не слишком глубоко. Подавляющее большинство восприняло демократию, но вместе с тем меньшинство, которое этого не сделало, чересчур велико», — говорит он.


Об опросе

Компания Kantar Gallup так описывает методы исследования:

 

  • Целевой группой исследования стала достаточно представительная группа иммигрантов и их потомков 15 лет и старше, проживающих в проблемных районах, внесенных в список гетто, составленный правительством в 2016 году.
  • Номера телефонов проживающих в районах были выбраны случайно. Отвечающие могли выбирать между интервью на датском, английской, турецком, арабском и сомали, их проинформировали в том, что участие в опросе анонимно, и просили отвечать на вопросы, исходя из их собственной позиции, независимо от религиозных убеждений и/или политической корректности.
  • Жители датского происхождения в этих же районах не учитывались в опросе. Иммигранты и их потомки определялись как те, кто не являются этническим датчанами.
  • Было проведено 764 интервью, из которых 414 с этническими датчанами. 350 участников опроса — иммигранты или их потомки.
  • Статистическая погрешность составила от +/- 2,7% до +/-5,2%.