Ведомства и предприятия редко становятся настолько популярными, что в их честь называют улицы. Один небольшой район Москвы целиком построен вокруг киноконцерна.


«Мосфильм» был одним из флагманов советской киноиндустрии, и он стал одной из студий, работающих до сих пор. «Мосфильм» создал в советское время более трех тысяч фильмов, самые известные из которых — немой исторический фильм «Броненосец Потемкин» и научно-фантастический фильм «Сталкер».


В этом маленьком районе города есть улицы, в названиях которых увековечены фамилии режиссеров этих фильмов — Сергея Эйзенштейна и Андрея Тарковского.


Однако былое не вернуть.


Теперь помещения киноконцерна сдаются в аренду, и участки отдаются под новые строительные проекты. Большая часть современных работ «Мосфильма» — телесериалы, однако старое «ядро» киноконцерна все еще сохранилось.


Директор «Мосфильма» Карен Шахназаров впервые зашел в здание «Мосфильма» в начале 1970-х. Тогда он, молодой 21-летний мужчина, только вернулся со службы в армии.


«Не знаю, мечтал ли я работать именно на „Мосфильме", но фильмы я действительно хотел снимать».


Шахназарову было из чего выбирать. В каждой советской республике была киностудия, и каждый, даже самый обычный фильм легко могли посмотреть больше десяти миллионов человек.


Подъем художественного кино


Многие фильмы были выдержаны в духе идеологии советского времени, и создатели фильмов не стремились получить прибыль. В результате появился советский художественный фильм, эстетика которого не была связана с коммерческой выгодой. Такой кинофильм отражал взгляды режиссера.


Многие фильмы стали классикой, известной во всем мире.


«Конечно, в этой области были свои проблемы, например, цензура, некоторые актеры подвергались гонениям. Однако в то время в мире существовало только две страны с развитой кинематографией — СССР и США», — говорит кинокритик Давид Шнейдеров.


Однако позже СССР рухнул, как и его кинопромышленность. Промышленности, которая поставляла 350 фильмов в год, не стало буквально в одну ночь. Из городов пропали кинотеатры и студии, «Мосфильм» потерял часть собственности.


«Мы уничтожили советскую систему продаж, производства и финансирования. Однако я считаю, что российские фильмы еще смогут покорить мир так же успешно, как американские фильмы», — говорит кинокритик Шнейдеров.


Сейчас российские фильмы по-прежнему бросают вызов американским конкурентам. У американцев сильное преимущество, однако развивающаяся и крепнущая российская кинопромышленность уже наступает им на пятки.


Традиции советского кино по-прежнему живы. Пример этого — работы режиссера Андрея Звягинцева «Левиафан» и прошлогодний фильм «Нелюбовь», претендент от России на премию «Оскар».


Однако наряду с традиционными художественными фильмами в России появилось новое направление. Осенью 2017 года в кинотеатрах шли фильмы, стиль которых напоминает голливудский.


Русские захватывают космос


С американцами соревнуются даже в сюжете кинокартин.


Два новых российских фильма рассказывают о соревновании США и СССР в освоении космоса в годы холодной войны. В обоих фильмах СССР делает рывок и побеждает.


«Салют-7» — фильм, основанный на реальных событиях, рассказывающий о героическом поступке двух космонавтов в 1980-х. Им удалось починить космическую станцию и предотвратить ее падение на Землю. Этот космический полет по-прежнему считают самым сложным в истории.


«Хотя фильм основан на реальных событиях, мы изменили сюжет, чтобы сделать его более интересным. Поэтому мы также изменили имена почти всех героев», — рассказывает директор компании «СТВ» Сергей Сельянов.

© предоставлено компанией СТВ
Кадр из фильма "Салют-7"


В фильме «Салют-7» активно использовали 3D графику и спецэффекты. Некоторые критики даже сравнили его с американским фильмом «Гравитация».


Съемки фильма обошлись в 16 миллионов долларов. Это значительная сумма для российской киноиндустрии.


«Этот фильм нельзя сравнить с американскими, бюджет которых больше в десятки раз», — говорит Сельянов.


Государство поддерживает Крым


Сейчас Россия создает собственную историю при помощи кино. Самый яркий пример собственной трактовки — романтический боевик «Крым», премьера которого состоялась в начале осени.


В кинофильме украинская активистка Евромайдана с прозападными взглядами и российский солдат влюбляются друг в друга.


Сюжет фильма отражает официальный взгляд России на захват полуострова в 2014 году, и российский солдат становится в фильме настоящим героем.


Съемки фильма спонсировали как Министерство обороны России, так и администрация президента. Премьера фильма состоялась в Кремле.


В ноябре фильм получил премию Российского военно-исторического общества за заслуги «в изучении, сохранении и популяризации истории». Общество возглавляет министр культуры России Владимир Мединский.


Фильм не пользовался популярностью у зрителей, но его активно рекламировали — в том числе, и на улицах Москвы. Песню из саундтрека исполняет певица Наргиз, победительница шоу талантов на российском телевидении.


Нашумевшая история о запретной любви


Особенно популярным в России стал прошлогодний фильм «Матильда», который рассказывает о запретных отношениях последнего российского императора Николая II и польской балерины Матильды Кшесинской. Премьера фильма состоялась в юбилейный год столетия Октябрьской революции.


Фильм «Матильда» делали четыре года. Его также показывали в Германии — на родине Ларса Айдингера (Lars Eidinger), исполнителя главной роли.


Еще до премьеры фильма на него рассердилась Русская православная церковь, ведь она канонизировала Николая II. Радикальные религиозные движения назвали фильм порнографией.


«Если люди считают мой фильм скандальным, это их право. Кинофильм — это интересный вид искусства, в котором каждый может увидеть что-то свое. Каждый может трактовать работу по-разному», — говорит режиссер фильма «Матильда» Алексей Учитель.

© AP Photo, Pavel Golovkin
Постер фильма «Матильда»


Создатели фильма получали угрозы в свой адрес, студию режиссера забросали коктейлями Молотова. Эти скандалы только способствовали успеху киноработы, которая собирала полные залы.


«Меня спрашивают, была ли это запланированная рекламная кампания для фильма, но я могу заверить: я никому такого не пожелал бы», — говорит Учитель.


После начала показа фильма скандалы поутихли, а критика уже была направлена только на художественные аспекты.


Формирование русского самосознания?


В помещениях «Мосфильма» директор Карен Шахназаров рассуждает о возможностях использования российского кинематографа в целях пропаганды.


Он говорит, что во всех странах есть свои важные кинокартины, которые являются частью национального самосознания — как, например, фильм «Неизвестный солдат» в Финляндии.


Шахназаров, тем не менее, считает, что чувство «русскости» базируется совсем на других аспектах.


«Я бы сказал, что в России киноработы никогда не были основой национального самосознания, как во Франции или США. У англичан к этим аспектам относится футбол, у нас — литература», — говорит он.


Российская кинопромышленность производит около 70 фильмов в год, но этот показатель не сравнить с золотыми годами Советского Союза. Не во всех городах среднего размера есть кинотеатры.


Кинокритик Шнейдеров считает, что российская кинопромышленность сейчас приближается к тому, что, начиная с 1950-х годов, делал американский кинорежиссер Роджер Корман (Roger Corman).


Корман снимал так называемые «фильмы низкого класса», часть которых принесла большие доходы. В сотрудничестве с ним дебютировали такие режиссеры, как Мартин Скорсезе (Martin Scorsese) и Джеймс Кэмерон (James Cameron).


«В этом году пять фильмов с бюджетом 400 тысяч долларов получили прибыль в четыре миллиона, так что мы уже создали определенный механизм. Теперь нужно обдумать, как мы можем наладить масштабное производство», — говорит он.


Поддержка государства не помогает, что продемонстрировал фильм «Крым». Шахназаров говорит, что «Мосфильм» пользуется только тем, что зарабатывает самостоятельно.


Этой линии придерживается и директор кинокомпании «СТВ» Сергей Сельянов. Производство кинофильмов нужно поддерживать собственной качественной продукцией. По его мнению, необходимо создавать фильмы очень хорошего качества, которые можно будет показывать в других странах.


«Важно, чтобы иностранный зритель мог понять, что и российские фильмы тоже можно смотреть. Однако это изменение не произойдет быстро, поскольку эту область уже завоевали американцы — и совершенно заслуженно».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.