Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Белый дом попросил Музей Гуггенхайма одолжить картину Ван Гога. Музей предложил взамен золотой унитаз

© AP Photo / Andrew HarnikПрезидент США Дональд Трамп в Овальном кабинете Белого дома
Президент США Дональд Трамп в Овальном кабинете Белого дома
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В своем ответном электронном письме Белому дому главный куратор Гуггенхайма была вежлива, но непреклонна: музей не может удовлетворить просьбу о временном предоставлении картины Винсента Ван Гога для жилого крыла президента Дональда Трампа и его жены Мелании. В качестве альтернативы куратор музея предложила президенту полностью функциональный туалет из литого золота.

В своем ответном электронном письме Белому дому главный куратор Гуггенхайма была вежлива, но непреклонна: музей не может удовлетворить просьбу о временном предоставлении картины Винсента Ван Гога для жилого крыла президента Дональда Трампа и его жены Мелании.


Вместо этого куратор музея Нэнси Спектор (Nancy Spector) предложила другое произведение искусства, не имеющее ничего общего со «Снежным пейзажем», где в 1888 году Ван Гог изобразил человека в черной шляпе, идущего вместе со своей собакой по тропинке во французском Арле.


В качестве альтернативы куратор музея предложила президенту полностью функциональный туалет из литого золота 18 карат — интерактивное произведение, озаглавленное «Америка», которое критики охарактеризовали как острую сатиру на избыточное стремление к богатству в США.


В течение года Музей Гуггенхайма выставлял «Америку» — произведение современного художника Маурицио Каттелана (Maurizio Cattelan) — в общественном туалете, расположенном на пятом этаже музея, где посетители могли свободно им воспользоваться.


Однако выставка закончилась, и туалет мог попасть в распоряжение президента и первой леди, «если они заинтересованы в том, чтобы установить его в Белом доме», — написала Спектор в электронном письме, попавшем в распоряжение редакции «Вашингтон Пост» (Washington Post).


Художник «готов предоставить экспонат Белому дому в долгосрочную аренду», — написала Спектор, известная своим критическим отношением к Трампу, — Разумеется, этот экспонат в некотором роде хрупок и имеет большую ценность, но мы предоставим все инструкции, необходимые для его установки и ухода за ним».


Сара Итон (Sarah Eaton), пресс-секретарь Музея Гуггенхайма, подтвердила, что Спектор написала это электронное письмо Донне Хаяши Смит (Donna Hayashi Smith) из Белого дома 15 сентября 2017 года из кураторского отдела музея. По словам Итон, Спектор, проработавшая в музее на разных должностях в течение 29 лет, недоступна для комментариев по поводу своего предложения Белому дому.


Белый дом не ответил на наш вопрос об этом инциденте.


Каттелан, с которым мы связались по телефону в Нью-Йорке, переадресовал вопросы о туалете Музею Гуггенхайма, усмехнувшись: «Это очень деликатный вопрос». На просьбу объяснить значение его произведения и причину, по которой он предложил его Трампу, Каттелан ответил: «В чем смысл нашей жизни? Все кажется бессмысленным, пока мы не умрем, тогда и возникает смысл».


Художник отказался говорить о том, сколько стоило золото, потребовавшееся на создание «Америки», однако, по некоторым оценкам, оно должно было стоить более 1 миллиона долларов.


«Я не хочу показаться невежливым, но мне пора», — сказал Каттелан, перед тем как повесить трубку.


Президенты и первые леди часто заимствуют знаменитые произведения искусства для украшения Овального кабинета, главной семейной резиденции президента и комнат Белого дома. Смитсоновский институт давал чете Кеннеди картину Эжена Делакруа «Курильщик». Семья президента Обамы предпочитала абстрактное искусство, выбрав работы Марка Ротко (Mark Rothko) и Джаспера Джонса (Jasper Johns).


Казалось бы, президент Трамп должен оценить художественное воплощение золотого туалета, если вспомнить, что в прошлом он устанавливал у себя в резиденциях, квартирах и даже в самолете позолоченные туалетные аксессуары. Но известно, что президент, по его собственному заявлению, боится микробов, поэтому вопрос о том, примет ли он использовавшийся до этого туалет, будь он хоть трижды сделан из золота 18 карат, остается открытым.


«Америка» Каттелана стала своего рода сенсацией, после того как Гуггенхайм выставил ее в 2016 году, в прессе появлялось множество статей на эту тему.


«МЫ — НОМЕР ОДИН! (И номер два)» — такова была обложка газеты «Нью-Йорк Пост» (New York Post), где заголовок был огромными буквами напечатан поверх фотоизображения туалета. Репортаж таблоида состоял из рассказа корреспондента от первого лица («Я воссел на золотой трон Гуггенхайма») и фотографии этого же корреспондента, сидящего на унитазе (и, разумеется, читающего «Нью-Йорк Пост»).


«Более 100 тысяч людей спокойно стояли и ждали своей очереди, чтобы воспользоваться возможностью приобщиться к искусству и к природе», — написала Спектор в блоге Музея Гуггенхайм в прошлом году. Музей поставил у туалета охранника в форме. Каждые 15 минут приходила команда технического персонала и протирала золото специальными тряпками.


57-летний Каттелан хорошо известен в мире искусства своими сатирическими и провокационными произведениями, в том числе скульптурой, изображающей папу римского Иоанна Павла II, лежащего на земле, после того как в него попал метеорит. Другое его знаменитое произведение — это детская коленопреклоненная фигура взрослого Адольфа Гитлера. Работы художника продавались за миллионы долларов.


Каттелан воздерживался от интерпретации своего творчества, отвечая своим интервьюерам, что предоставляет это право своей аудитории. Художник задумал свой проект золотого туалета еще до выдвижения кандидата-Трампа, но признал, что свое воздействие на него оказало почти неизбежное присутствие магната в американской культуре.


«Возможно, это просто витало в воздухе», — сказал он блоггеру Музея Гуггенхайма в 2016 году, когда «Америка» появилась в экспозиции.


Каттелан также предположил, что он отталкивался от представления о богатстве, пронизывающем разные аспекты общества, описывая золотой туалет как «1% искусства для 99%».


«Что бы ты ни ел, обед за 200 долларов или хот-дог за два бакса, результат все равно один — и ты его спускаешь в туалет».


Каттелан не первый художник, увековечивший туалетный аксессуар. В 1917 году французский дадаист Марсель Дюшан представил публике «Фонтан», фарфоровый писсуар, от которого организаторы отказались, когда он впервые представил его для выставки. Его копия хранится в Галерее Тейт в Лондоне.


В Музее Гуггенхайма, когда в середине 2015 года Каттелан заговорил о том, что задумал экспонировать золотой унитаз, Спектор с энтузиазмом приняла эту идею и получила одобрение директора музея Ричарда Армстронга (Richard Armstrong). На вопрос, поддержал ли Армстронг предложение куратора предоставить унитаз Белому дому, пресс-секретарь Гуггенхайма ответила: «Нам больше нечего добавить».


В своих постах в блоге и в социальных сетях Спектор открыто выражала свою политическую позицию.


«Этот день должен стать первым днем нашей революции, которая вызволит нашу любимую страну из оков ненависти, расизма и нетерпимости», — написала куратор в своем аккаунте Инстаграм на следующий день после победы Трампа на выборах 2016 года. Свой пост она сопроводила фотографией Роберта Мэпплторпа (Robert Mapplethorpe) c изображением потрепанного американского флага.


«Не скорбите, организуйтесь», — написала она.


В августе 2017 года, когда подходили последние недели «Америки» в музее, Спектор написала в музейном блоге, что за время этой экспозиции «Трамп создал очень громкий резонанс». Она указала, что его президентство было «отмечено скандалами и отличалось добровольным отказом от бесчисленных гражданских свобод и отрицанием климатических изменений, угрожающих нашей планете».


Месяц спустя куратор написала свой ответ на просьбу Белого дома передать «Снежный пейзаж» Ван Гога. Она объяснила, что картину — «которую запрещено транспортировать, кроме самых исключительных случаев» — везли на выставку в музей Гуггенхайма в испанском Бильбао, после чего «в обозримом будущем» она должна была вернуться обратно в Нью-Йорк.


«Совершенно случайно, — написала Спектор, «Америка» Каттелана стала доступна после экспозиции «в одной из наших общественных уборных, где все могли воспользоваться ею и чудесным актом щедрости художника». Куратор приложила к электронному письму фотографию туалета «к Вашему сведению».


«Мы сожалеем, что не можем удовлетворить Вашу первую просьбу, — написала в заключение Нэнси Спектор, — но мы надеемся, что Вас заинтересует наше специальное предложение».