Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что узнают подростки из порнофильмов в интернете

© AFP 2017 / Johannes EiseleУчастница международной эротической ярмарки в Берлине
Участница международной эротической ярмарки в Берлине
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Американские подростки смотрят гораздо больше порнографии, чем кажется их родителям. Это влияет на их представления о наслаждении, власти и интимности. Порнофильмы являются для них основным источником информации о сексе — в большей степени, чем друзья, братья и сестры, школа или родители. Можно ли научить их смотреть на порно более критически? В США пытаются это делать.

Дрю было восемь лет, когда он, переключая дома телеканалы, наткнулся на передачу «Девушки, обезумевшие от страсти». Спустя несколько лет он нашел мягкую порнографию в вечерней передаче кабельной сети HBO. А учась в девятом классе, он отыскал на своем смартфоне онлайновые порносайты. Это было хорошее видео для того, чтобы покайфовать. А еще оно давало ему идеи о том, в каких позах он сможет заниматься сексом с будущими подружками. Из порнографии он узнал о том, что парни в постели должны доминировать и проявлять инициативу, скажем, переворачивать девушек на живот во время секса. А девушки громко стонут и возбуждаются практически от всего того, что делает уверенный в себе парень. Ему особенно запомнилась одна сцена из порнофильма: женщине наскучил мужчина, который обращался с ней нежно и деликатно во время полового акта, но она впала в экстаз, когда у нее был секс с более агрессивным парнем.


Но примерно в десятом классе Дрю, который хорошо учится, любит бейсбол, пишет рэп и до сих пор поверяет мысли своей маме, задумался о том, что порно влияет на его представления о девочках из школы. Ему было интересно, такие же у них груди, как в порнофильмах, или нет? Смотрят ли они на него точно так же, как женщины из порнофильмов, когда занимаются сексом? Станут ли они делать ему минет и прочие вещи, которые он видел на экране?


Дрю, попросивший не называть его по имени, а использовать прозвище, учился в одиннадцатом классе, когда я в конце 2016 года познакомилась с ним. Он рассказал мне свою историю в один из дней, когда мы сидели в маленьком конференц-зале вместе с другими старшеклассниками, ели чипсы, запивали их лимонадом и ждали начала внеклассных занятий. Рядом с Дрю сидел Кью, который попросил называть его по первой букве из прозвища. Ему было 15 лет, он хорошо учился, тоже любил бейсбол и был весьма озадачен тем, каков секс в реальной жизни. Кью был девственником. Ему нравились девочки постарше, которые были недосягаемы, а подружка у него была лишь в шестом классе, и тогда они просто немного дурачились. Поэтому он не мог напрямую спрашивать девушек о том, что им нравится. Во время наших бесед Кью рассказал мне, что его приводит в замешательство не только порно, но и грубые фотографии в Снэпчате, Фейсбуке и других социальных сетях. Однажды он увидел фотографию мужчины, который прижал девушку к стене, а та комментировала: «Я хочу такого парня». А Дрю упомянул «комнату боли» из «Пятидесяти оттенков серого» с комментарием девушки: «Это было грандиозно!»


Смотря порно, Кью все больше тревожился по поводу своих сексуальных способностей. «Смотришь на взрослых, — рассказывал он мне, — и эти парни такие крепкие, агрессивные, у них большой пенис, и их надолго хватает». А если ты не сможешь, как эти парни в порно, добавил Дрю, «возникает страх, что ты ей не понравишься».


Откинувшись на спинку стула, Дрю сказал, что некоторые девушки ведут себя так, будто им нужен какой-нибудь головорез или громила, а не умный и чуткий парень. Но подлинное ли это желание? Или это просто поза, притворство? Неужели девушки думают, что они хотят именно этого? Ни Кью, ни Дрю этого не знали. Через два стула от них сидел студент-второкурсник, который до этого молчал. И он вдруг заявил, что наверное, девушки тоже этого не знают. «Я думаю, это социальные сети заставляют девушек думать, что они чего-то хотят», — сказал он, а потом добавил, что порно он смотрел всего несколько раз, и оно ему не понравилось. «Но мне кажется, что некоторые девушки боятся».


«Это застревает в голове, — заявил Кью. — Если одна девушка хочет этого, то, наверное, большинство девушек этого хотят». Он слышал о важности обоюдного согласия в сексе, но это было нечто из области абстракции, и он не думал об этом как о чем-то реальном. Как он сможет ни с того, ни с сего сказать: «Дай, я потяну тебя за волосы!» А может, ему надо попробовать что-то и посмотреть на реакцию девушки? Он знал, что есть некоторые вещи — «большие штуки, сексуальные игрушки, анальный секс» — которые он не стал бы испытывать без спроса.


«А я бы просто сделал это», — сказал другой юноша в джинсах и толстовке. Когда я спросила, что он имеет в виду, юноша ответил: анальный секс. Он полагал, что девушкам это нравится, потому что им занимались женщины в порнофильмах.


«Я бы ни за что не стал делать то, что неприятно, — сказал Дрю, снова включаясь в беседу. — Я бы сказал, что видел это в порно, и не хочет ли она попробовать?»


Было почти четыре часа дня, и подростки, взяв рюкзаки, направились на занятия по «порнограмотности». Официально этот курс называется «Правда о порнографии: программа порнограмотности для старшеклассников, призванная ослаблять насилие и жестокость в сексе и романтических отношениях». Ее недавно добавили к программе для подростков «Будь сильным с самого начала», которую финансирует агентство государственного здравоохранения Бостона. Каждый год в ней участвуют примерно двадцать старшеклассников, в основном чернокожие и латиноамериканцы, а также несколько учеников-азиатов из бостонских школ, включая церковно-приходские школы и школы с конкурсными экзаменами. Во время занятий подростки узнают о здоровых взаимоотношениях, о насилии на свиданиях и о проблемах ЛГБТ. Часто проводятся групповые обсуждения, ролевые игры и прочие упражнения.


Но примерно по два часа еженедельно и на протяжении пяти недель участники программы, среди которых есть старшеклассники и студенты, принимают участие в занятиях по «порнограмотности», цель которых — научить их разбираться в этих вопросах и более критически относиться к порнографии, изучая то, как она представляет разницу полов, сексуальность, агрессивность, согласие, расовые отношения, нетрадиционную сексуальную ориентацию, отношения между людьми и изображения тел.


В среднем мальчики впервые видят порнографию в 13-летнем, а девочки в 14-летнем возрасте, говорит Брайант Пол (Bryant Paul), работающий доцентом на факультете СМИ университета Индианы. Он автор ряда исследований на тему содержания порнографии и зрительских привычек взрослых и подростков. По данным исследования, проведенного в 2008 году Нью-Гэмпширским университетом, 93% вузовских студентов и 62% студенток смотрели порнографию в интернете до достижения 18-летнего возраста. Многие девушки делали это не по своей инициативе. 35% юношей рассказали, что в подростковом возрасте они смотрели порно 10 и более раз.

© AP Photo / Armando FrancaМеждународный эротический фестиваль в Лиссабоне
Международный эротический фестиваль в Лиссабоне


Программа порнограмотности, начатая в 2016 году в рамках экспериментального исследования, была разработана при участии Эмили Ротман (Emily Rothman), доцента медицинского факультета Бостонского университета. Она провела несколько исследований по вопросам насилия на свиданиях и просмотра порнографии подростками. Ротман рассказала мне, что учебная программа не ставит перед собой цель напугать молодежь и заставить ее поверить в привыкание к порнографии, а также в то, что она разрушит им жизнь, навредит любовным отношениям и отрицательно повлияет на либидо. Эта программа является вполне приземленной, и основана она на реальности, состоящей в том, что большинство подростков смотрит порно. Ее авторы исходят из того, что гораздо эффективнее учить молодежь анализировать посылы порнографии, нежели просто мечтать о том, чтобы наши дети жили в свободном от нее мире.


Представьте себе, что вы сегодня 14-летний подросток. Ваш друг по пути домой из школы или с футбольной тренировки может показать вам на своем смартфоне короткий порнографический видеоклип. Порнографические снимки проявляются в Snapchat. Кроме того, вы можете сделать опечатку, когда пишете СМС-сообщение, скажем, со словом «анализ», и интернет обрушит на вас кучу ссылок на анальный секс. Как и подавляющее большинство 14-летних детей, вы никогда не занимались сексом, но вам становится интересно, и вы начинаете поиск в сети, натыкаясь в итоге на один из многочисленных порносайтов, работающих по образу и подобию YouTube, типа XVideos.com, Xnxx.com, BongaCams.com. Все они входят в первую сотню наиболее часто посещаемых вебсайтов в мире, о чем свидетельствует список топовых сайтов, составляемый компанией «Алекса» (Alexa). Либо же вы найдете самый популярный портал из этой категории под названием Pornhub, у которого 80 миллионов посетителей в день, а трафика больше, чем у Pinterest, Tumblr и PayPal. Ведущие вебсайты не проверяют ваш возраст, а смартфон позволяет вам смотреть порно вдали от испытующих взоров взрослых. А если родители устанавливают какие-то фильтры, то вы наверняка знаете, как их обойти.


Кроме того, велика вероятность того, что родители не знают о вашем увлечении порно. Предварительный анализ данных исследования, проведенного в 2016 году Университетом Индианы, авторы которого опросили более 600 детей и их родителей, показал, насколько взрослые наивны. Если посчитать количество детей от 14 до 18 лет, которые реально смотрят порно, то их окажется вдвое больше, чем думают родители. Кроме того, родители в 10 раз недооценивают то, что смотрят их дети.


То, что смотрят подростки на Pornhub, отчасти зависит от алгоритмов и клипов, которые они выбирали в прошлом. На первой странице там целые залежи видео по нескольким десяткам категорий секса («подростковый», «анальный», «блондинки», «девушки с девушками», «чернокожие», «аппетитные дамы» и т. д.), которые могут вывести зрителя на шесть с лишним миллионов видеозаписей. Эти клипы обычно короткие, низкого качества, бесплатные, и хотя Pornhub старается не допускать этого, иногда их крадут с платных сайтов. Многие гетеросексуальные фильмы сняты с точки зрения мужчин, как будто мужчина держит камеру во время полового акта с женщиной, главная задача которой довести его до оргазма оральным, анальным или обычным сексом. Сюжетная линия практически отсутствует. А камера то ближним планом, то с расстояния снимает гениталии и сам акт введения пениса, что многократно повторяется, сопровождается соответствующими звуками и кажется откровенной банальностью (хотя, наверное, не 14-летним). (В ЛГБТ и феминистской порнографии есть и альтернативные варианты, а исследования показывают, что для юных геев и бисексуалов такое порно является подтверждением того, что они не одиноки в своих сексуальных желаниях.)


У нас мало конкретной информации о том, что смотрят дети, и в основном это вызвано тем, что получить федеральное финансирование на исследования по теме «Дети и порнография» исключительно трудно. Несколько лет тому назад создатели документальной серии о современных технологиях и порнографии «Нужны горячие девчонки» (Hot Girls Wanted: Turned On) Рашида Джонс (Rashida Jones), Джилл Бауэр (Jill Bauer) и Ронна Грейдус (Ronna Gradus), недовольные дефицитом крупных современных исследований в США, объединили усилия с несколькими фондами и меценатами в попытке найти средства на общенациональный опрос о просмотре порно, о сексуальных привычках и отношениях. В рамках этого исследования, которое возглавила профессор медицинского факультета университета Индианы и директор Центра полового здоровья Дебби Хербеник (Debby Herbenick) вместе со своим коллегой Брайантом Полом, было опрошено 614 человек в возрасте от 14 до 18 лет на тему их отношения к порно. Предварительный анализ данных этого исследования (Хербеник отдаст научную статью для публикации в этом году) по 300 смотревшим порно подросткам показывает следующее. Четверть девушек и 36% юношей смотрели видео, в которых мужчины извергали сперму на лица женщин. Почти треть представителей обоих полов видели сцены садизма, мазохизма, насилия и доминирования. А 26% юношей и 20% девушек смотрели видео с «двойным проникновением» (в исследовании это описывается как половой акт с участием одного и более пенисов или предметов, вводимых женщине в анальное отверстие или во влагалище. Кроме того, 31% юношей рассказал о том, что они видели сцены группового секса, грубого орального секса (когда мужчина агрессивно вводит свой член в рот женщине). Видевших такие сцены девушек оказалось в два раза меньше.


Трудно понять, влияет ли это на поведение, и если да, то как. Некоторые исследования показывают, что небольшой процент подростков, часто смотрящих порно, раньше начинает заниматься сексом, выстраивая гендерные стереотипы и поддерживая сексуальные отношения, в которых меньше любви и привязанности, чем у их ровесников. Но эти выводы указывают только на соотношения, но не на причину и следствие. Однако социологические опросы свидетельствуют о том, что характер секса, которым занимаются некоторые подростки, претерпевает изменения. Доля женщин в возрасте от 18 до 24 лет, которые пробовали заниматься анальным сексом, увеличилась с 16% в 1992-м до 40% в 2009 году. Таковы данные крупнейшего исследования сексуального поведения американцев за несколько десятилетий, которое проводила Хербеник вместе с коллегами. Они были опубликованы в «Журнале сексологической медицины» (Journal of Sexual Medicine). Согласно данным этого исследования, 20% девушек в возрасте 18-19 лет пробовали заниматься анальным сексом. Среди девушек в возрасте от 14 до 17 лет таких шесть процентов. В 2016 году аналогичный опрос 16-летних девушек был проведен в Швеции. Он показал, что количество девушек, пробующих заниматься анальным сексом, удваивается, если они смотрят порнографию. Подобно других исследованиям по вопросам секса и порнографии, он показал лишь соотношение, и девушек, проявляющих сексуальное любопытство, может привлекать и порно. Кроме того, некоторые девушки видят в анальном сексе «безопасную альтернативу» вагинальному сексу, поскольку в этом случае нет риска забеременеть.


В ходе общенационального опроса, проведенного университетом Индианы, подросткам задавали и другие вопросы о сексуальном поведении. Хотя эти данные проанализированы не полностью, можно сделать предварительные выводы о том, что среди тех подростков, кто занимался сексом, примерно каждый шестой мальчик сказал, что он извергал семя на чье-то лицо или душил партнера по сексу. В исследовании нет определения слова «душить», но те школьники и студенты, с которыми я беседовала, показали, что это может означать что угодно: и нежно положить руку на шею партнера, и грубо сдавить горло.

© AFP 2017 / Valery HacheСцена из фильма для взрослых про просмотре через очки виртуальной реальности
Сцена из фильма для взрослых про просмотре через очки виртуальной реальности


У нас нет данных более раннего исследования о частоте семяизвержения на лица девушек и об удушении партнеров американскими подростками, и мы не знаем, участились ли эти случаи. Как рассказал мне Дэвид Финкельхор (David Finkelhor), директор исследовательского центра по преступлениям против детей при Нью-Гэмпширском университете, сегодня ранним сексом занимается меньше подростков, чем в прошлом (по данным недавнего опроса, сегодня 24% американских девятиклассников имеют сексуальный опыт, в то время как в 1995 году этот показатель составлял 37%). Также снизились показатели арестов подростков за посягательства сексуального характера. Но нет никакой необходимости верить в то, что порно ведет к сексуальным нападениям, или что оно рождает целое поколение грубых и жестоких мужчин, чтобы задать вопрос о том, как порнография влияет на представления и разговоры подростков о сексе, а также на их мысли о мужественности, женственности, интимности и силе.


За год я побеседовала с десятками юношей и девушек из программы «Будь сильным с самого начала» и из самых разных уголков страны, и многие из них рассказали мне следующее. Порнография и ведущие средства массовой информации (а это все что угодно, начиная с телешоу «Гриффины», где есть упоминания об удушении и анальном сексе, и кончая песней Ники Минаж Truffle Butter (это очевидное иносказание, означающее анальный секс, за которым следует секс вагинальный) и стихами к песне Рианны S&M («палки и камни могут переломать мне кости, но цепи и плетки меня возбуждают»)) превратили анальный и грубый секс едва ли не в обыденность. По словам Дрю, у него возникло впечатление, что девушки хотят, чтобы над ними доминировали. Появилось оно не только от прочтения нескольких страниц из «Пятидесяти оттенков серого», но и от просмотра фильма «Мистер и миссис Смит» с Брэдом Питтом и Анджелиной Джоли в главных ролях. «Она на столе, а он ее реально трахает. Вот на чем я вырос».


Такие картины сбивают с толку многих тинейджеров, искажая их представления о том, какого секса им хочется, и каким сексом им следует заниматься. Отчасти это вызвано тем, что они не всегда понимают, где в порно подделка, а где реальность. Некоторые из них рассказывали мне, что порно — это фантазия или преувеличение, а другие убеждали, что порно не соответствует действительности лишь из-за того, что в таких фильмах сексом обычно занимаются не двое любовников, а больше. Кое-кто из этих подростков полагал, что сочетание секса и наслаждения в порнофильмах показано верно. Это в основном совпадает с выводами проведенного в 2016 году опроса тысячи британских подростков в возрасте от 11 до 16 лет. Из половины детей, которые смотрели порно, 53% мальчиков и 39% девочек заявили, что это было «реалистично». А по данным последнего общенационального исследования университета Индианы, лишь каждый шестой мальчик и каждая четвертая девочка сказали, что женщины в онлайновых порнофильмах на самом деле испытывают сексуальное наслаждение. Как сказал мне недавно один старшеклассник, «я ни разу не видел в порно девушку, внешний вид которой говорит о том, что ей это не нравится».


Поэтому не удивительно, что для части молодежи порнофильмы становятся своего рода жизненным наставлением. В 2016 году Ротман опросила 72 старшеклассника в возрасте 16-17 лет, и они сообщили ей о том, что порнофильмы являются для них основным источником информации о сексе — в большей степени, чем друзья, братья и сестры, школа или родители.


«Больше негде узнать о сексе, — сказал мне один старшеклассник. — А порнозвезды знают, что делают». Его слова отражают парадоксальную ситуацию с сексом и порнографией в нашей стране. В то время как благодаря смартфонам подросткам стало проще смотреть порно, половое воспитание в США, в котором нормой остаются идеи о воздержании, остается очень скудным. Массачусетс входит в число 26 штатов, где половое просвещение не является обязательным. Лишь 13 штатов требуют, чтобы материалы по половому воспитанию были точны с медицинской и научной точки зрения. Администрация Обамы добилась определенных успехов в продвижении более всестороннего сексуального образования, куда входят меры предохранения от беременности, обсуждение анатомии, контроля рождаемости, воздержания и здоровых отношений, но администрация Трампа не включила эту программу в проект бюджета на 2018 год. Кроме того, она попросила увеличить финансирование программ, где учат воздержанию. Доступное порно заполняет этот вакуум, превращаясь практически в полового воспитателя американской молодежи.


Как-то раз в четверг после обеда около десятка подростков в толстовках, джинсах, высоких ботинках и с большими серьгами в ушах понуро сидели полукругом и беседовали. Шла третья неделя курса порнограмотности, и все уже знали правила. Чтобы посещать занятия, не обязательно, чтобы ты уже видел порно, не обязательно кому-то вторить и поддакивать. Никто не станет осуждать участника за его сексуальные вкусы и сексуальность. И не стоит делиться в классе своими личными впечатлениями от секса. Николь Дейли (Nicole Daley) и Джесс Олдер (Jess Alder), которые написали эту учебную программу вместе с Эмили Ротман и вели основную часть занятий и обсуждений, немного за 30. Это добродушно-веселые и дружелюбные женщины. Дейли, которая до недавнего времени возглавляла программу «Будь сильным с самого начала», играла роль немного более серьезной любимой тетушки, а Олдер, проводящая занятия для подростков, выступала в качестве довольно бесхитростной, готовой ответить на любые вопросы старшей сестры. Ротман тоже присутствовала почти на всех занятиях. Она делилась информацией из исследований порнографии и объясняла, например, то, что нет научных доказательств привыкания человека к порно и возникновения этакой порнозависимости, а также, что у людей все же может появляться влечение к ней.


На первом занятии Дейли предложила своей группе дать определение некоторым терминам из порнографии (садо-мазо, сексуальное отклонение, жесткое и мягкое порно), чтобы, как она выразилась, «все присутствующие были на одной странице» и «не смотрели то, что не хотят смотреть». Подростки также «проголосовали за ценности», соглашаясь или не соглашаясь с возрастным ограничением в 18 лет для просмотра порно, с тем, правильно ли зарабатывать деньги в порноиндустрии, и надо ли объявлять порно вне закона. Потом Дейли показала им фотографии хорошенькой девушки с плаката 1940 года, японской гейши, и Ким Кардашьян, чтобы поговорить о том, как меняются со временем культурные ценности и представления о красоте и теле. На последующих занятиях они говорили о типах интимных отношений, которые не показывают в порно, и о фразах для знакомства без сексуального подтекста. Наконец, Дейли провела урок об обмене сообщениями сексуального характера, о законах такого обмена и о рисках так называемого порно из мести (когда, например, парень рассылает без согласия своей бывшей девушки ее снимок в обнаженном виде). Подростки с удивлением узнали, что получение и отправка по согласию фотографий в обнаженном виде, даже своему другу или подруге, могут оказаться противозаконными, если человек на снимке несовершеннолетний.

© AFP 2017 / Armando FrancaМеждународный эротический фестиваль в Лиссабоне
Международный эротический фестиваль в Лиссабоне


На третьей неделе занятий Дейли намеревалась нанести удар по привлекательности порно для подростков, показав подноготную этого бизнеса. «Когда понимаешь, что на экране не просто два человека, а целая индустрия, — сказала она мне, — это уже не сексуально».


Занятие Дейли начала с сообщения о зарплате порноактрис среднего уровня (данные она взяла из документального фильма 2008 года «Цена удовольствия» (The Price of Pleasure)). «Минет — 300 долларов, — стала зачитывать список Дейли. — Анальный секс — 1 000 долларов. Двойное проникновение — 1 200 долларов. Групповой секс с тремя мужчинами — 1 300 долларов за троих мужчин. По 100 долларов за каждого дополнительного мужчину».


«О, — пробормотал Дрю. — Как это отвратительно».


«Да это же ничтожные деньги за то, что тебя имеют и снимают на камеру», — сказал другой юноша.


Затем, как будто получив разрешение спрашивать о мире, который взрослые редко признают, они начали забрасывать Дейли, Ротман и Олдер вопросами.


«Сколько платят мужчинам?» — спросила одна девушка. Это одна из немногих профессий, где мужчины получают меньше женщин, объяснила Ротман. Но карьера у них обычно длится дольше. Как долго женщина может заниматься такой работой? В среднем от шести месяцев до полутора лет. Как у мужчины возникает эрекция, если ему не хочется? Иногда благодаря виагре, сказала Ротман, а иногда за счет «флаффера» (это человек за экраном, обязанностью которого является стимулировать эрекцию).


Затем Дейли попросила подростков сделать вид, будто они проходят отбор для съемок в реалити-шоу, и им приходится решать, готовы они или нет участвовать в определенных сценах (а вдруг родители увидят) и за какие деньги. В одной из сцен, сказала она, надо будет встать на колени, а кто-то будет лить тебе на лицо клейкое вещество. В другой сцене придется лизать ложку, которая соприкасалась с фекалиями. Подростки начали живо обсуждать сцену с ложкой, и большинство заявили, что меньше чем за два миллиона они на это не согласятся. Кому-то хотелось узнать, имеет ли клейкое вещество запах. «Можно выяснить, что это за вещество?» — спросил еще один подросток.


Затем Дейли объяснила, что каждый из этих случаев является имитацией сцены из порнофильма. Клейкое вещество называют «чертовой дюжиной» — это когда 13 мужчин извергают свою сперму на женское лицо, рот и грудь.


«Да вы что!» — с отвращением воскликнула девушка по имени Тиффани.


Вторая сцена, когда надо лизать ложку с фекальными массами, взята из порнофильмов, в которых мужчина вводит пенис женщине в анальное отверстие, а затем сразу засовывает его ей в рот.


«Да ни за что, — заявил 15-летний юноша. — А помыть его между сценами нельзя?»


Нет, ответила Дейли.


«Мы же не задаем такие вопросы, когда видим это в порнофильме, верно?— продолжила она. — Здесь нет единого мнения, но некоторые парни весьма брезгливы».


«Я ничего этого не знал», — хмуро и задумчиво сказал Дрю.


Затем Дейли подробно рассказала о проведенном в 2010 году исследовании по систематизации случаев агрессии в порнографических бестселлерах, снятых в 2004-2005 годах. Она отметила, что в 88% сцен показана словесная или физическая агрессия, в основном сильные шлепки, удары и затыкание рта. (В более позднем анализе содержания 6 тысяч гетеросексуальных порносцен из популярных фильмов в интернете, который провел Брайант Пол с коллегами, агрессией называется любое целенаправленное действие, могущее причинить физический или психологический ущерб другому человеку. Там также говорится, что 33% сцен соответствуют этому критерию. В каждом из этих исследований женщины становились жертвами агрессии в 90% случаев.)


«Считаете ли вы, спросила Дейли, стоя перед слушателями, — что просмотр порно ведет к насилию против женщин? Здесь нет правых и виноватых. Это дебаты».


Феминистка из 10-го класса Кайра с крепкой спортивной фигурой и склонностью открыто высказывать свое мнение ответила без колебаний: «В порно они все преувеличивают, называя женщин шлюхами и потаскухами, а молодежь думает, что так оно и есть. Или когда бывают эти странные порносцены, в которых женщина говорит „не трогай меня", а потом наслаждается этим».


Ее лучшая подруга Тиффани щелкнула пальцами в знак одобрения.


«И да, и нет, — вмешался один парень. — Когда мужчина в порно душит женщину, люди понимают, что это не на самом деле, что актеры должны так поступать, потому что это насилие». Это был тот самый парень, который сказал мне, что он бы просто занялся анальным сексом с девушкой, не спрашивая ее, потому что женщинам в порнофильмах это нравится.


Порнография не создавала идею о том, что важнее всего удовольствие мужчины. Однако, как говорит Синди Гэллоп (Cindy Gallop), порноиндустрия, снимающая свои фильмы глазами мужчин, которые в ней преобладают, определенно усиливает эту идею. Гэллоп создала онлайновую площадку MakeLoveNotPorn, где пользователи могут размещать видео своих половых контактов, которые она называет «реальным миром» и сексом по согласию с хорошими ценностями, а также за плату смотреть видео других людей.


Долгие годы Гэллоп наблюдает за тем, как легкодоступное порно из мейнстрима влияет на секс. Сегодня ей за 50, и она более 10 лет встречается с мужчинами чуть старше 20 лет. Она находит их через специальные сайты знакомств, на которых женщины среднего возраста знакомятся с молодыми мужчинами. Ее главный критерий состоит в том, чтобы они были «любезными». Тем не менее, во время секса с такими любезными мужчинами намного моложе ее она неоднократно сталкивалась с шаблонами из порно: семяизвержение на лицо, грубые половые акты, частые просьбы об анальном сексе и невнимание к женскому оргазму, что случалось реже в ее молодости. Гэллоп взялась за «перевоспитание», как она шутливо выражается, тех мужчин, которые выросли на порно. Конечно, некоторые люди получают удовольствие от таких сношений. Но говоря о подростках, она выразила беспокойство по поводу того, что из-за жесткого порно у многих девушек возникает, например, такое впечатление, будто всем юношам нравится кончать на лицо девушке, и будто все девушки тоже это любят. По этой причине у них возникает такое ощущение, что они просто обязаны позволять парням делать это, притворяясь, что им нравится такой секс.

© AP Photo / Armando FrancaМеждународный эротический фестиваль в Лиссабоне
Международный эротический фестиваль в Лиссабоне


Ни один из юношей, с кем я беседовала на занятиях «Будь сильным с самого начала», не говорил мне, что он извергал свою сперму на лицо девушки, но слова Гэллоп напомнили мне о разговорах, которые я вела со студентами в разных городах. Один из них сказал, что эякуляция на лицо женщине присутствует в большинстве порнофильмов, которые он видел, и что он делал это со своей подругой. «Я заговорил об этом, и она сказала: „Давай, кончи мне на лицо". Мне это понравилось — и ей тоже».


Другой юноша заметил, что «парни очень много болтают об этом», и что девушка должна быть к этому готова, даже если парень об этом не думает. «Для парней в этом есть нечто привлекательное. Доминирование, интимность, возможность самому все видеть. Парни просто повернуты на том, чтобы видеть, как они кончают на девушку».


Многие девушки из числа участниц программы испытывают по этому поводу гораздо меньше энтузиазма. Одна из них рассказала мне, как парень предложил кончить ей на лицо, а она сказала нет. Во время разговора с тремя другими девушками одна из них начала размышлять вслух: «А что, если ты этого не хочешь? Что ты должна делать? Друзья говорят, что парни вытирают это салфеткой. Многие девушки моего возраста говорят, что им нравится семяизвержение на лицо». Но спустя несколько мгновений она включила заднюю передачу. «Вообще-то мне кажется, что им это не нравится. Но они делают это, потому что так нравится партнеру». Сидевшая рядом с ней студентка добавила, что когда девушки постарше беседуют между собой, многие говорят, что это отвратительно. «Но они признают, что тут уж ничего не поделаешь, надо — значит надо» А если откажешься, продолжила первая девушка, «найдется другая желающая».


В таких отношениях между юношами и девушками нет ничего нового. В 2014 году в Британии провели опрос об анальном сексе и подростках. Девушки точно так же рассказали об отсутствии выбора и о том, что они испытывали от этого физическую боль. В ходе опроса, проведенного среди 130 гетеросексуальных подростков в возрасте от 16 до 18 лет, многие выражали мнение о том, что порно является тем мотивационным фактором, из-за которого мужчинам хочется анального секса. А из числа тех парней, которые занимались им, многие говорили, что их к этому подталкивали друзья, или что они не хотели ни в чем уступать своим сверстникам. В то же время, большинство девушек, занимавшихся анальным сексом, сказали, что в действительности не хотели этого, и что их уговорили или заставили партнеры. Некоторые парни действовали по принципу «попробуй — увидишь», пытаясь ввести девушке в анус свой палец или член и надеясь, что она их не остановит. Как рассказал мне один юноша, «ты просто продолжаешь и продолжаешь, пока ей не надоест и она не разрешит тебе». Юноши винили девушек за ту боль, которую они испытывали во время анального секса (некоторые девушки тоже винили себя самих), и рассказывали исследователям, что девушке надо просто «расслабиться» и «привыкнуть к этому». Только одна девушка сказала, что ей это понравилось. Среди парней таких было несколько. Наверное, подростки не знают о том, что хотя в порнофильмах анальный секс стал обычным делом, проведенное в 2009 году национальное исследование сексуальных привычек американцев показало, что большинство мужчин и женщин, попробовавших анальный секс, в своей половой жизни занимаются им довольно редко. А Дебби Хербеник, написавшая в 2012 году книгу «Пособие по сексу. Ответы на ваши смущенные вопросы, чтобы секс стал лучше, приятнее и здоровее» (Sex Made Easy: Your Awkward Questions Answered for Better, Smarter Amazing Sex), в ходе проведенного в 2015 году опроса выяснила, что около 70% женщин, занимавшихся анальным сексом, испытывали от него боль.


Дрю на собственном опыте убедился в том, что увиденное им в порнофильмах не дает истинного наслаждения. Когда он впервые занимался сексом, он думал, что должен как-то физически доминировать над своей девушкой. Но все получилось как-то неуклюже, очень грубо, и удовольствия не получил никто. А в порно все выглядело так легко и просто! Секс в душе, взаимный оральный секс. На практике все оказалось не так хорошо.


Как-то раз во время секса подруга Дрю, которая была на год старше его и опытнее, попросила его положить ей руку на горло. Он сделал это, но сдавливать не стал, и хотя его это не очень-то волновало, он почувствовал себя некомфортно. Дрю не стал спрашивать подругу, откуда к ней пришла эта идея, из порнофильма или нет, но у него возникли некоторые вопросы. Может, у нее есть и другие привычки? «Откуда можно узнать, что девушке понравилось?— спросил он как-то раз, сидя с друзьями перед началом занятий по порнограмотности. — Моя подруга говорила, что ей было хорошо. Она стонала. Но есть одна загвоздка: может, она притворялась?»


Даже если тебе известно, что порно далеко от реальности, такие фильмы настраивают человека, порождают определенные ожидания, сказал мне один студент. В порнофильме, продолжил он, «одежда летит на пол, девушка набрасывается на парня, он возбуждается и начинает заниматься с ней сексом. Все очень просто и понятно». До того, как этот юноша начал заниматься сексом, он видел в порнофильмах кадры орального секса, в том числе, когда женщина встает на колени, а мужчина стоит над ней. Он как-то подумал, что именно так у него все и будет, когда он займется сексом. Но когда он поговорил со своей подругой, им стало ясно, что они не хотят принимать такие позы.


В среду вечером я провела пару часов с участницей программы «Будь сильным с самого начала», которая впервые приняла участие в занятиях по порнограмотности летом 2016 года. Вспоминая последние годы учебы в школе, А., попросившая называть ее в статье по инициалам, рассказала, что очень сожалеет о том, что узнать о сексе ей не помогли ни семья, ни школа, ни общественная программа полового воспитания. Вместо этого она узнала о сексе из порнофильмов. Впервые она увидела такой фильм случайно, когда группа шестиклассников уговорила ее посмотреть сайт tube8.com. Девочка не знала, что этот сайт порнографический. Она была заинтригована. До этого ей ни разу не доводилось видеть мужской член, «ни на картинке, ни в жизни, ничего такого». Спустя несколько лет она снова стала искать порно в интернете, услышав в школьной раздевалке, как девочки говорят о мастурбации. Родители А., которые, по ее словам, очень консервативны в вопросах секса, ни разу не беседовали с ней о женской анатомии и отношениях между полами, а в школе уроки полового воспитания проводились лишь в девятом классе. Но и тогда учителя вели речь в основном об опасностях секса — о болезнях, передаваемых половым путем, об инфекциях и о беременности.


Если не считать частные школы и новаторские общественные программы, на уроках полового воспитания очень редко заходит речь об анатомии (особенно женской), об интимной жизни, о здоровых отношениях и о сексуальном разнообразии. Еще реже обсуждаются такие вопросы как женские желания и удовольствие. А порнофильмы научили А. основам мастурбации. Они также стали для нее методическим руководством по сексу, когда она в 16-летнем возрасте первой среди подруг вступила в интимные отношения. Она смотрела видео, на которых женщины занимались оральным сексом. Она училась движениям во время полового акта и слушала, как они стонут. Она начала брить волосы на лобке («В порнофильмах у всех женщин там всегда выбрито».)

© AP Photo / Lefteris PitarakisЭротическое шоу в Лондоне
Эротическое шоу в Лондоне


По словам А., порнофильмы — это не так уж и плохо. Она была весьма откровенна, говорила интересно, уверенно, как учительница в классе — как раз в такой манере, какая производит впечатление на взрослых. «Свои сексуальные привычки я почерпнула в порно, и мне они нравятся», — сказала А. Вместе с тем, у порнофильмов есть и свои отрицательные моменты. А. считала, что женщины в таких фильмах на самом деле получают наслаждение от секса. Поэтому, когда во время своего первого полового акта она не достигла оргазма, А. подумала, что так и должно быть.


Для нее было недостаточно знать о том, что секс в порнофильмах ненастоящий. А. хотела понять, что такое настоящий секс. При написании учебной программы по порнограмотности Ротман и ее команда консультировались со специалистами по сексу, но решили, что включат в нее только основную информацию о безопасном сексе. Это было в форме игры на одном из занятий по теме «Опасности порно». Подростки разделились на команды по четырем категориям: венерические заболевания и инфекции, контроль рождаемости, подростковое насилие/ посягательства сексуального характера и влияние порно на мозг.


«Почему для секса важна смазка?» — спросила Олдер.


«Что такое смазка?» — задал вопрос Дрю.


«Ну, типа крема», — попытался объяснить другой тинейджер.


«Смазка это только то, что в маленьких тюбиках?— спросила девушка с длинными черными волосами. — Или она может быть натуральной?»


Когда Олдер рассказала, что смазка уменьшает трение, усиливает удовольствие, снижает риск разрыва презерватива, и, следовательно, риск заражения венерической болезнью, Дрю заявил на весь класс: «Раньше я об этом не знал». Единственную порцию полового воспитания Дрю получил в шестом классе, когда учитель физкультуры, который потел во время разговоров о сексе, рассказал ему, как это плохо, и что этим нельзя заниматься.


Чтобы исправить положение, Олдер провела краткое занятие по анатомии, нарисовав на доске женские наружные половые органы и показав клитор, влагалище и уретру. «Вот это женские наружные половые органы», — сказала она. Олдер медленно и громко повторила эти слова, как будто обучала студентов иностранному языку. Сделала она это ради шутки, и чтобы слушатели привыкли к словам, которые многие слышали впервые. «Это клитор, — продолжила Олдер. — Это та точка, которая дает женщине сексуальное наслаждение. У большинства женщин нет точки G. Если хотите доставить женщине удовольствие, то для этого есть клитор».


«Давайте продолжим», — спокойно сказала Ротман. Олдер только что перешла черту, по одну сторону которой находится анатомия, а по другую — желание и удовольствие женщины. Это было напоминание о том, что какими бы неоднозначными ни были уроки порнограмотности, учить молодежь тому, как работает их организм во время секса, это еще более запретная тема. «Мы учим критически анализировать медийный контент, открыто повествующий о сексе, — сказала мне позже Ротман, — а не тому, как заниматься сексом. Мы хотим занимать свою узкую нишу, не рекламируя то, что может причинить неудобство родителям». Дейли добавила: «Жаль, что это так, но мы не должны переходить черту общественной нормы».


Просвещение в вопросах порно — это совершенно неизведанная территория, где никто ничего не знает об оптимальных методах, о том, какой материал лучше включать в программу, и где вести занятия. (Мало кто думает, что такие занятия в ближайшее время начнут проводить в государственных школах.) Несколько лет тому назад просветитель в области сексуальности и автор книги «Сексуальные решения. Путеводитель для молодежи» (Sexual Decisions: The Ultimate Teen Guide) Л. Крис Гоуэн (L. Kris Gowen) написала подробные методические указания о том, как учить подростков критически оценивать «неприкрыто сексуальный медийный контент» (она не стала употреблять довольно провокационное название «порнограмотность»). Хотя в штате Орегон, где живет Гоуэн, действуют одни из самых продвинутых программ сексуального образования в стране, она говорит, что учителя чувствуют себя неподготовленными к разговору о порно. И хотя ее методические указания распространяются на научно-образовательных конференциях и имеются в открытой продаже, Гоуэн не знает ни одного педагога, который использовал бы их в своей практической работе. Наверное, говорит она, люди выжидают, пытаясь лучше понять, что эффективно, а что нет. Но наряду с этим многие школы и учителя боятся, что их обвинят в рекламе порно.


В последних указаниях по сексуальному образованию, подготовленных европейским отделением Всемирной организации здравоохранения, отмечается, что работники просвещения уже в конце начальных классов должны начинать дискуссии о влиянии порнографии на сексуальность, делая это до самого выпуска. Однако в этих указаниях нет конкретных предложений о том, как проводить такие дискуссии.


В Британии некоммерческие организации и профсоюз учителей вместе с депутатами парламента рекомендуют школам проводить дискуссии о том, как порнофильмы влияют на представления детей о сексе и любовных отношениях. Исследователь из университета Уппсалы в Швеции Магдалена Маттебо (Magdalena Mattebo), изучающая порнографию и ее воздействие на молодежь, хочет, чтобы в ее стране порнограмотность стала обязательной. «Но мы не совсем понимаем, как это делать», — сказала мне она.


В Австралии и Новой Зеландии 300 с лишним школ, молодежных и общественных организаций, а также государственных учреждений используют просветительский ресурс о порно под названием In the Picture (На картинке). Он включает статистику, исследования и занятия, предназначенные главным образом для подростков. Создала его эксперт по сексуальному насилию и порнографии Мари Граббе (Maree Crabbe), живущая в окрестностях австралийского Мельбурна. Выступая в 2016 году с речью на учебном симпозиуме для педагогов и социальных работников (я там тоже присутствовала), она сказала: «Мы хотим положительного отношения к сексу, положительного отношения к мастурбации, но критического отношения к порнографии». В программах порнограмотности довольно часто пренебрегают одним важным компонентом, каким является оказание помощи родителям, чтобы они понимали эти проблемы и говорили о них.

© AFP 2017 / Johannes EiseleЖенщина в футболке с надписью «все, что ищет мужчина» на международной эротической выставке в Берлине
Женщина в футболке с надписью «все, что ищет мужчина» на международной эротической выставке в Берлине


В прошлом году феминистка и продюсер порнофильмов Эрика Ласт (Erika Lust) в сотрудничестве со специалистами по половому воспитанию создала вебсайт порнограмотности для родителей. Там есть ссылки на исследовательские материалы и статьи с практическими советами и подсказками для родителей. Среди прочего, родителям рекомендуется беседовать с детьми о том, что порнофильмы не показывают типичные тела и дающий взаимное удовлетворение секс. Кроме того, им советуют избегать осуждающих вопросов о том, почему дети смотрят порно, и кто им показывает такие фильмы. «Мы не можем просто сказать, что нам не нравится традиционное порно, потому что это шовинизм, — говорит Ласт, которая в своих фильмах основное внимание уделяет удовольствию женщин. — Мы дали своим детям технологии, и теперь мы должны их научить, как ими пользоваться». Но она на этом не останавливается и предлагает родителям школьников средних и старших классов разговаривать со своими детьми о «здоровом порно», заявляя, что в нем показывают женские желания и женское удовольствие, и что такие фильмы делают на справедливых рабочих условиях. Я спросила Ласт, будет ли она сама беседовать так со своими дочерями, когда те станут старше (сейчас им семь и десять лет). «Когда моим дочерям исполнится 15 лет, и они станут достаточно зрелыми, я порекомендую им хорошие сайты. Мы проявляем большое любопытство, пытаясь узнать о сексе. Люди сомневаются в собственной сексуальности, у них возникает тревога. Они хотят знать, нормально ли, что им нравится то или это. Я думаю, порно — это хорошее средство в качестве отдушины. Меня не пугает секс как таковой. Я боюсь плохих ценностей».


Еще одна феминистка Тристан Таормино (Tristan Taormino), снимающая порнофильмы и пишущая на эту тему, часто выступает в вузах и делает видео для взрослых о сексуальном образовании. «Главное — мы не хотим, чтобы наши видео смотрели подростки, — говорит она, отмечая, что они относятся к категории ХХХ. — Но хочу ли я, чтобы подростки не видели хотя бы какие-то отрывки из них?» По ее словам, они могут научить их взаимному согласию, молодежь увидит, как люди разговаривают друг с другом, как проходят предварительные ласки. «Мы показываем смазку, мы показываем сексуальные игрушки», — говорит Таормино.


Большинству родителей, и даже части молодежи постарше это может показаться слишком. Но даже если родители решат помочь своим детям подросткового возраста в поиске таких сайтов, противозаконно показывать порно (любое порно, хорошее или плохое) лицам моложе 18 лет. И еще: захотят ли дети, чтобы родители им так помогали? И какие сайты родители станут им рекомендовать? «В отличие от экологически чистых продуктов, нет никакой градации, указывающей на нравственные и феминистские порнофильмы, — отмечает Граббе. — Там могут показывать презервативы и защитные прокладки, но иногда в них все равно проскальзывают элементы гендерной агрессии». Кроме того, «хорошее порно» обычно не бывает бесплатным, и оно не настолько доступно, как тот огромный объем потокового видео, который можно увидеть на ведущих сайтах.


Известный всей стране специалист по половому просвещению Эл Верначчио (Al Vernacchio), занимающийся прогрессивным сексуальным образованием в частной школе неподалеку от Филадельфии, считает, что лучше всего включить порнограмотность в общую систему всестороннего полового воспитания. В 2014 году он написал книгу «За нравственный секс. Меняя манеру разговоров с подростками о сексуальности, ценностях и здоровье» (For Goodness Sex: Changing the Way We Talk to Teens About Sexuality, Values, and Health). Верначчио один из тех редких специалистов по половому просвещению молодежи, который открыто говорит со старшеклассниками о сексуальном удовольствии и взаимности, а также о тех элементах, из которых состоят здоровые отношения. Проблема порно «не только в том, что там сексуальные отношения очень часто представляют в нездоровом, женоненавистническом свете», отмечает он. «На порнофильмах нельзя научиться навыкам любовных отношений, а если вам нужно удовольствие и духовная близость, то и этому порно вас не научит».


Граббе выделяет один эффективный способ заставить юношей выносить для себя меньше уроков из порно. «Скажите им, что если они хотят быть ленивыми и эгоистичными любовниками, пусть смотрят порно. А если они хотят быть великолепными любовниками, то на порнофильмах они этому не научатся». Синди Галлоп добавляет, что и родители должны хотеть, чтобы их дети подросткового возраста стали внимательными и великодушными любовниками. «Наши родители учат нас хорошим манерам, трудовой этике, но никто не учит нас тому, как нужно правильно вести себя в постели», — говорит она.


Чтобы подготовить своих учеников к взаимоуважению в сексе и воспитать в них уверенность, Верначчио показывает им не просто рисунки, а фотографии гениталий. «В большинстве своем люди занимаются сексом с реальными людьми, а не с порнозвездами, а реальные тела бывают очень разные. Я предпочитаю, чтобы мои ученики задавали неловкие вопросы, приходили в недоумение и даже смеялись — но в классе, а не тогда, когда они впервые увидят обнаженное тело своего партнера». Он вместе с Дебби Хербеник настаивает на том, что юноши должны понимать: одного введения пениса недостаточно, чтобы женщина получила оргазм, а для стимулирования клитора часто требуется оральный секс, применение пальцев и сексуальных игрушек. Хербеник замечает по этому поводу: «Это составная часть жизни человека, и учить этому надо умно и деликатно».


Закончив занятия по программе порнограмотности, ее участники пошли по жизни каждый своим путем, но некоторые вещи из тех дискуссий они запомнили надолго. Были проведены опросы среди трех групп бывших участников этой программы, которые показали: треть из них все равно согласна делать то, что они видели в порно, если об этом попросит партнер. Некоторые также хотели попробовать то, что они видели в порнофильмах. В конце концов, все они были нормальные, сексуально озабоченные, экспериментирующие молодые люди. Но лишь малая их часть согласилась с тем, что «большинству людей нравится получать шлепки, пощечины, или когда их тянут за волосы». В начале занятий таких людей было 27%. И если в начале программы 45% говорили, что порно для молодежи является хорошим способом обучения сексу, то теперь с этим согласились лишь 18%. К концу обучения уже никто не говорил, что порнография реалистична, хотя вначале таких было 25%. В ходе опроса не удалось выяснить, что стало катализатором таких изменений. Сама учебная программа? Или манера преподавания Дейли и Олдер? Не исключено, что обучаемые сами создали эти перемены, обучив друг друга во время дебатов и обсуждений.


Девушка А., которая ни разу не видела изображение пениса, пока не посмотрела порно, не согласилась с тем, что порнофильмы одинаково вредны для всех подростков. «По крайней мере, девчонки смотрят порно, а не бегают на свидания и не беременеют после них», — сказала она. Но недавно А. рассказала мне о том, что она вообще перестала смотреть порнофильмы. Теперь ей не нравится смотреть на выражение женских лиц, зная о том, что изображая удовольствие, они могут испытывать боль. Когда Дрю смотрел порно, у него порой возникала мысль о том, что женщины занимаются сексом против своей воли. А другой ученик со вздохом сказал: «Николь и Джесс уничтожили для нас порно».


Спустя несколько месяцев после завершения программы А. поставила перед собой новую задачу: всегда получать оргазм во время секса. «И я добилась этого!» — сказала она мне. Помогло и то, что ее партнер откровенен и спрашивает, что ей нравится. И пусть в программе порнограмотности было не так много деталей о сексе, как ей хотелось бы, «опосредованно эти занятия показали, чего мы заслуживаем, и чего нет», заявила она. «В порно парень думает только о себе. А я раньше чаще думала о том, правильно я все делаю или нет». В порнофильмах женским оргазмам уделяется мало внимания, но А. решила, что с ней это не пройдет.


Дрю, для которого раньше главным просветителем по сексу были порнофильмы, сейчас иначе думает о сексе. «Кое-что получается у нас естественно, и не надо смотреть, не надо думать о том, что тебя заводит», — сказал он мне. Дискуссии об анатомии и об имитации удовольствия привели его к осознанию того, что девушки не всегда реагируют так, как в порнофильмах, и что у них бывают разные желания. Да и у парней тоже. Может быть, тот порноклип, в котором нежный и внимательный юноша не возбудил девушку, не соответствует действительности. Дрю понял, что ему нужна девушка открытая и честная, как он сам, с которой он мог бы обсудить, как им лучше заниматься сексом. На это наверняка уйдет какое-то время, и скорее всего, будут неудачи. Но Дрю согласен на это. Ведь он только начинает жить.


Мэгги Джонс — внештатный автор журнала и преподаватель Питтсбургского университета, где она ведет занятия в магистратуре изящных искусств. Она стала финалисткой конкурса Национальной журнальной премии.