Беспокойство по поводу безопасности полетов в России настолько серьезно, что «Эрлайн Рейтингс» (Airline Ratings), одна из ведущих мировых групп по оценке безопасности авиалиний, автоматически снижает рейтинг перевозчика в том случае, если он использует самолеты только российского производства.


Хотя России удалось существенно повысить стандарты авиаперелетов, но с советских времен она так и не смогла избавиться от образа: перегрузки в работе экипажей, изношенные самолеты и экстремальные погодные условия.


Произошедшее на прошлой неделе крушение самолета Ан-148 «Саратовских авиалиний» положило конец рекордно длинному промежутку времени без крушений с летальным исходом и увеличило число крушений гражданских самолетов российских авиалиний до 519 — общее число погибших составило 8 424 человека. В настоящий момент Россию опережают только США (821 крушение, 10 714 погибших), однако самолеты американских авиалиний совершают примерно в 13 раз больше полетов по сравнению с российскими перевозчиками.


Большая часть крушений самолетов в России так или иначе связана с ростом некогда единственного перевозчика, компании «Аэрофлот», частью которой прежде были «Саратовские авиалинии» — они отделились после распада Советского Союза.


Прежде «Аэрофлот», ставший сейчас надежным и современным перевозчиком, постоянно сталкивался с крушениями своих самолетов. Только в 1973 году, по данным «Эвиэйшн Сэйфти Нетфорк» (Aviation Safety Network), на его долю пришлось 27 крушений, в которых погибли 780 человек — это почти половина от общего числа людей, погибших в авиакатастрофах в том году. В 1974 году произошло 21 крушение, а в 1975 — еще 19. Но в 1976 году было зафиксировано 33 крушения. В целом с 1946 по 1989 год было зафиксировано 721 крушение с участием самолетов «Аэрофлота».


Характер некоторых крушений заставил международное сообщество сомневаться в безопасности российских авиалиний. В 1990-е годы за взятку в твердой валюте экипажи российских авиалиний брали на борт пассажиров, которые были вынуждены стоять во время полета. Причиной некоторых крушений становилась банальная перегрузка самолета.


К примеру, в 1994 году пилот разрешил своему маленькому сыну посидеть у приборной доски. Мальчик случайно выключил автопилот, в результате чего самолет «Аэрофлота», летевший из Москвы в Гонконг, круто спикировал и разбился — никто из 75 человек, находившихся на борту, не сумел спастись.


По числу погибших в авиакатастрофах пассажиров (8 231 человек) «Аэрофлот» серьезно опережает все остальные авиакомпании в мире — второе место занимает «Эйр Франс» (Air France) с 1 783 погибшими. Однако, возможно, это объясняется прежними гигантскими размерами этого авиаперевозчика.


В период холодной войны «Аэрофлот» перевозил людей по всему Советскому Союзу. Только в 1976 году компания перевезла 100 миллионов пассажиров — это гораздо больше пассажиров, чем сегодня перевозят «ИзиДжет» (EasyJet) или BA.


Однако в то время парк «Аэрофлота» состоял из стареющих самолетов, а также самолетов с весьма низкими показателями безопасности.


В 2013 году «ЭрлайнРейтингс.ком» (AirlineRatings.com) опубликовал список 10 наименее безопасных моделей самолетов. Первое место занял чешский LET410, введенный в эксплуатацию в 1970 году. Однако в эту десятку попали пять самолетов российского производства, включая основу парка «Аэрофлота» времен холодной войны — Ту-154. На сайте Википедии перечислено более 50 крупных крушений с участием этой модели, включая восемь крушений самолетов «Аэрофлота» — 39 из них обернулись гибелью людей.


После распада Советского Союза критика стала звучать не столько в адрес самого «Аэрофлота», сколько в адрес его «отпрысков».


В какой-то момент в России насчитывалось около 800 авиакомпаний. «Кемеровское авиационное предприятие», «Петропавловск-Камчатское авиапредприятие», «Воронежавиа» — все они когда-то входили в состав «Аэрофлота».


В 1994 году показатели безопасности полетов были настолько низкими, что Международная ассоциация воздушного транспорта посоветовала полностью отказаться от путешествий по воздуху на территории бывшего Советского Союза и путешествовать по железной дороге.
У другого мониторингового агентства «ЭйрСейф» (AirSafe) есть отдельная страница, посвященная крушениям с участием самолетов бывших советских авиалиний начиная с 1990 года.


В этот список, насчитывающий 41 крушение, попало крушение самолета Як-40 авиапредприятия «Черемшанка», которое произошло в 1994 году. Тогда погодные условия в Ванаваре заставили экипаж развернуть самолет в сторону другого аэропорта, но у самолета кончилось топливо, и он совершил аварийную посадку. Все, кто находился на его борту, погибли.


В этот список также попало крушение самолета Як-42, упавшего в Волгу, на борту которого находились игроки и сотрудники профессиональной хоккейной команды «Локомотив-Ярославль». Из восьми членов экипажа и 37 пассажиров спастись удалось только одному человеку.


К 2000 году множество прежних ответвлений «Аэрофлота» прекратили свое существование: некоторым пришлось закрыться из-за финансовых трудностей, другим — из-за низких показателей безопасности. Именно тогда российское правительство всерьез взялось за процесс лицензирования авиалиний, чтобы повысить стандарты безопасности в России.


Почему авиакомпании использовали такие старые самолеты?


Одной из причин, по которым многие российские авиакомпании использовали российские самолеты, признанные небезопасными и участвовавшие в множестве крушений, стал крах отечественного самолетостроения.


Со временем самолетов, которые использовали эти авиалинии, становилось все меньше, как и запчастей, необходимых для планового ремонта, в результате чего обслуживать стареющие и вышедшие из строя самолеты «Антонов» и «Илюшин» становилось все труднее. Некоторые авиамеханики даже опустились до «авиаканнибализма»: они разбирали на детали одни самолеты, чтобы чинить другие.


В ситуацию вмешался президент Путин, чья политика протекционизма привела к резкому росту тарифов на самолеты иностранного производства («Боинг» и «Эрбас»). Затем он создал государственную «Объединенную авиастроительную корпорацию». Он также публично потребовал, чтобы «Аэрофлот» закупал самолеты только отечественного производства.


Но, когда уровень производства оказался слишком низким, российские авиакомпании стали все чаще обращаться к старым самолетам, которые они эксплуатировали уже несколько десятилетий.


Стали ли российские авиалинии безопаснее?


В конечном итоге «Аэрофлот» заменил советские самолеты самолетами западного производства: сначала он приобрел самолеты Airbus A310, а потом A350 и A330, которые он использует сегодня. А настоящее время в его парке нет самолетов «Антонов», «Илюшин» и «Туполев», зато его пополнили самолеты «Боинг», включая новый 787 «Дримлайнер».


«Аэрофлот» также приложил немало усилий для того, чтобы закрепить за собой репутацию современной и надежной авиакомпании — он даже нанял консультантов из Великобритании, чтобы начать этот процесс. В 2006 году «Аэрофлот» стал 10-й авиакомпанией, вступившей в группу «СкайТим» (SkyTeam), куда также входят Дельта (Delta), КЛМ (KLM) и «Эйр Франс».


В 2013 году «Аэрофлот» стал официальным перевозчиком «Манчестер Юнайтед» (Manchester United), что существенно повысило его авторитет в мире.


Согласно оценке мировой авиационной инфраструктуры, проведенной в 2015 году Международной организацией гражданской авиации, Россия достигла или была блика к достижению средних мировых показателей «эффективной реализации» ряда процессов, включая повышение уровня полетопригодности, эффективности расследования аварий и лицензирования. В области расследований аварий Россия достигла блестящих результатов.


Между тем качество авиаперевозчиков из бывших советских республик оставляет желать лучшего.


К примеру, Евросоюз запретил всем авиакомпаниям из Киргизии летать в небе над Европой из-за того, чтобы их самолеты не соответствуют стандартам безопасности.