Вы когда-нибудь задумывались: а не находимся ли под влиянием народных пословиц? Что они собой представляют: набор громких слов или просто краткие фразы? Задумывались ли мы когда-нибудь о факторах, обусловивших появление тех или иных народных пословиц, а также об их способности закреплять в нашем сознании ложные идеи, которые мы рассматриваем как некие постулаты?


В арабском мире великое множество народных пословиц, и некоторые люди считают их средоточием мудрости и опыта предков, которые закрепились в нашей памяти, став очевидными истинами и постулатами.


Слово «пословица»


На арабском языке слово пословица «мафаль» образовано от глагола «мафаля», что означает «представлять что-то, уподоблять чему-то». Как говорят арабы, слово «мафаля» может означать назидание, поучительный пример.


Однако некоторые исследователи считают, что это слово происходит из иврита, в котором есть похожее слово מש, которое означает мудрое изречение, а также короткую значимую фразу или предание.


Народные пословицы являются одним из самых важных элементов народной культуры, ее устным наследием. Их важность обусловлена лёгкостью передачи пословиц от одного поколения к другому и простотой их композиции.


Именно по этой причине пословицы пронизывают большинство аспектов нашей повседневной жизни, отражают различный опыт и способствуют формированию моделей отношений и ценностей в обществе.
Так какие пословицы в нашей культуре связывают женщин со стыдом и грехом?

 

Жизнь женщин полна риска совершить грех


Хотя в божественных писаниях утверждается важность целомудрия как для мужчин, так и для женщин, народные пословицы, которые мы рассматриваем, отражают дискриминацию по отношению к женщинам, как например, эта: «Если твоя сестра умерла, твоя честь спасена».


В этой пословице речь идёт о мужчине, который считается опекуном своей сестры, и пока она жива, его честь угрожает быть запятнанной, поскольку женщина всегда находится на грани совершения ошибки и греха.


В восточных культурах такие понятия как честь и репутация касаются не только девушки, но также ее братьев и всех других мужчин, несущих за неё ответственность. Как следствие, женщина рассматривается как источник греха, как будто мужчина непогрешим, и в ходу очень мало пословиц, в которых речь идёт о мужчинах, совершающих такие же грехи.


В рамках такого восприятия женщина с самого рождения по своей природе склонна совершать грех, в то время как мужчина выступает в роли ее опекуна, который призван исправлять каждую допущенную ею ошибку, и если она умирает, то он освобождается от этого тяжёлого бремени.


Именно такое отношение отражает следующая пословица: «Сын обогатит тебя, а дочь опозорит». Считается, что юноша приносит добро, а девушка — стыд, позор и множество других проблем.


«Беспокойся за дочерей до самой их смерти»


Это правда, что Ислам спас новорожденных девочек от погребения заживо, однако народные пословицы сохранили память о древних обычаях. Как гласят две из них, «тот, чья дочь умерла, преисполнен чистых намерений», «либо скрывай дочь, либо похорони».


И когда мы останавливаемся на словах о смерти, сокрытии и могиле, нам становится очевидно, что в данном контексте речь идёт не об убийстве души женщины, а ее тела, которое в народном воображении ассоциируется со стыдом, является объектом мужского вожделения, источником соблазна и порока.


Возможно, это вожделение, которое становится причиной сексуальных домогательств и насилия и оскверняет тело, и обусловило появление таких пословиц. Мы можем увидеть это на примере такого народного изречения: «Покрой свою дочь вуалью и введи в дом гиен». Очевидно, что тело женщины является источником беспокойства и страха не только для неё самой, но и для всей ее семьи.


Семья, в которой девушка подверглась изнасилованию, испытывает чувства стыда, унижения и беспомощности. Больше всего от сексуального насилия страдают женщины, поэтому страх за репутацию семьи и стремление защитить ее может достичь крайности, стать причиной убийства дочери, родной или двоюродной сестры.


Они должны быть девственницами с опущенными глазами


В отношении разведенной женщины говорят: «Мужчина не ест чужие остатки». Это одна из самых неприятных пословиц, уподобляющая разведённых женщин отбросам. Хотя мужчина позволяет себе иметь сексуальные отношения вне брака, он осуждает женитьбу на женщине, которая имела такие отношения и может выйти из ситуации в рамках закона. Для восточного мужчины нет ничего странного в том, чтобы желать себе жену, намного младше него, которая недостаточно зрела, не имеет достаточно знаний и едва отрывает глаза от земли. Мужчина говорит о женщине, которая обменивается с ним взглядами: «У неё глаза как у буйной коровы», имея в виду, что ее глаза сверкают, вызывая сексуальное желание.


Другими словами, спрашивать о сексе и практиковать его под запретом для женщин. Если женщина разведена, то она становится отверженной и может опозорить себя и свою семью.


Разумеется, эти народные пословицы нельзя просто так обойти стороной и оставить в прошлом, поскольку они являются зеркалом нашей культуры, отражающим наши ценности и понятия. Однако очень важно изучить их, определить их происхождение и влияние на коллективное мышление в наших обществах.


Тем не менее, открытыми остаются следующие вопросы: кто создал эти враждебные по отношению к женщинам пословицы? Сделали ли это мужчины, или женщины тоже к этому причастны?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.