Недавно Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала статистические данные о продажах на российском автомобильном рынке. Согласно представленным данным, за первые четыре месяца 2018 года совокупный объем продаж легковых и малолитражных автомобилей в России составил около 550 тысяч, что на 20,5% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Стоит отметить, что помимо российского бренда «Лада» (Lada), а также широко известных иностранных марок наподобие Kia («Киа»), Renault («Рено»), Toyota («Тойота»), Nissan («Ниссан»), в список попало немало китайских автомобильных брендов, таких как Chery («Чери»), Changan («Чанган»), Geely («Джили»), Haval («Хавейл») и другие. Много наших китайских независимых брендов появилось на российском автомобильном рынке — этот факт заставляет радоваться китайцев, но как у них идут дела с продажами в России? Ниже мы представили статистические данные по объемам продаж китайских брендов на российском рынке за первые четыре месяца 2018 года.

 

Lifan («Лифан») 

Объем продаж за апрель: 1290 автомобилей. Объем продаж с января по апрель: 4622 автомобиля. В Китае автомобили бренда «Лифан» далеки от первого класса, продажи и показатели качества относительно средние, однако по объему продаж на российском рынке «Лифан» уверенно занимает первое место среди китайских брендов. Согласно статистике АЕБ, за апрель 2018 года «Лифан» продали 1290 автомобилей, а продажи с января по апрель составили 4622 автомобилей, упав на 16% в сравнении с аналогичным периодом в прошлом году. Основные модели кроссоверов «Лифан» не очень популярны в Китае, однако в России она пользуются спросом. К тому же «Лифан» уже давно имеет собственное производство в России. Похоже, что «Лифан» занимают не очень видное место среди отечественных брендов в Китае, но в России смогли обрести популярность. 

 

Мальчик у стенда автопроизводителя Lifan в павильоне III Российско-Китайского Экспо на Международной выставке "Иннопром-2016" в Екатеринбурге

 

 

Chery («Чери»)

Апрель: 597

Январь-апрель: 1897

Автомобильный бренд «Чери» — один из самых популярных в Китае, однако в последнее время он уступает Geely, Changan и другим брендам, и уже занимает не такую высокую позицию среди отечественных автомобильных марок. Однако по объемам экспорта «Чери» каждый год уверенно занимает первое место среди китайских брендов: помимо России, «Чери» вышли на рынки многих африканских и латиноамериканских стран. В России за апрель они продали 597 автомобилей, а объем продаж с января по апрель составил 1897 автомобилей, по сравнению с тем же периодом в прошлом году продажи выросли на 26%. Для такой компании как «Чери» статистика не самая лучшая.

 

Geely («Джили»)

Апрель: 218 автомобилей

Январь — апрель: 597 автомобилей

В Китае Geely сейчас очень популярны и уже обогнали другие автомобильные бренды по объемам продаж на китайском рынке, и твёрдо заняли первое место по этому показателю. Однако в России эта марка пока малоизвестна. В марте этого года «звездный кроссовер» китайского рынка появился в Москве. Раньше «Джили» занимал второе место среди китайских брендов на российском рынке, уступая лишь марке «Лифан», но в апреле этого года они продали только 218 автомобилей, а с января по апрель было продано лишь 597 автомобилей, по сравнению с прошлым годом продажи упали на 14%. Это очень плохие показатели, ведь это даже меньше, чем продажи «Джили» за один день в Китае!

 

 

Havel («Хавейл»)

Апрель: 211 автомобилей

Январь — апрель: 703 автомобиля

О бренде Havel в Китае не нужно много говорить, это старичок в области производства кроссоверов. Один лишь Havel H6 уже три года как занимает первые места на родном китайском рынке. Пикапы Havel также занимают львиную долю внутреннего рынка. Havel вошел на российский рынок, однако русские, по-видимому, не очень заинтересованы в этих моделях, поэтому продажи Havel в России не очень хорошие. Согласно данным, за апрель они продали всего 211 автомобилей, а с января по апрель — 703. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, продажи выросли на 37%. Great Wall планируют создать завод в России, который будет введен в эксплуатацию уже в 2019 году. Непонятно, откуда у Great Wall Motor столько уверенности.

 

Zotye («Зоти»)

Апрель: 208 автомобилей

Январь — апрель: 737 автомобилей

В последние несколько лет Zotye («Зоти») достигли неплохих результатов на китайском рынке. Должно быть, это придало им уверенности в своих силах, и сейчас они постоянно выпускают новые модели и пытаются выйти на зарубежный рынок. На сегодняшний день автомобили «Зоти» экспортируют в Саудовскую Аравию, Ирак, Сирию, Чили, Россию, и другие государства. В то же время в Белоруссии и Иране уже появились производства, а также в феврале этого года «Зоти» анонсировали выход на американский рынок. Несмотря на громкие заявления «Зоти» о выходе на международный рынок, их объем продаж очень посредственный. В 2016 году «Зоти» вышли на российский рынок, и с того момента не было никакого особого прогресса в отношении продаж. Так, в апреле этого года они продали всего 208 автомобилей, а с января по апрель — 737. Да, они увеличили продажи на 205% по сравнению с этим же периодом в прошлом году, но на самом деле русские не показывают особую заинтересованность к автомобилям бренда «Зоти».

 

 

Faw («ФАВ») 

Апрель:151 автомобиль

Январь — апрель: 416 автомобилей

За развитием Faw наблюдала вся страна. Около четырёх или пяти лет подряд этот бренд нес одни лишь убытки, и только в прошлом году они положили этому конец и начали получать прибыль, однако все еще много людей в Китае относятся к этому бренду с пренебрежением. «ФАВ» относительно рано вошел на российский рынок, начиная сначала с FAW Haima, FAW Oulang, а теперь и FAW Pentium. Согласно предоставленной статистике, в апреле «ФАВ» продали 151 автомобиль, а за период с января по апрель — 416 автомобилей, но при этом продажи увеличились на 201%. Данные показывает, что даже по сравнению с этим годом, продажи «ФАВ» раньше были намного ниже.

 

Changan («Чанган»)

Апрель: 143 автомобиля

Январь — апрель: 421 автомобиль

В Китае бренд «Чанган» смог обогнать лидера рынка «Чери» и занять уверенную первую позицию среди всех отечественных производителей. Однако в прошлом году «Чанган» обошла марка «Джили», и с тех пор в Китае «Чанган» занимает почетное второе место среди китайских производителей. Автомобили «Чанган» появились на российском рынке уже в 2014 году, однако продажи еще хуже, чем у «Джили». За апрель в России было продано 143 автомобиля, а за четыре месяца с января по апрель продажи едва достигли отметки в 421 автомобиль. По сравнению с прошлым годом, продажи упали на 18%. Исходя из такой статистики, можно подумать, что этот именитый бренд выбрал Россию наобум и лишь для того, чтобы просто присутствовать на международном рынке.

 

Dongfeng («Дунфэн»)

Апрель: 98 автомобилей

Январь — апрель; 184 автомобиля

Легковые автомобили бренда Дунфэн занимают приличную долю на китайском рынке. В 2014 году Дунфэн начали проникать на российский рынок. В том же году они представили российским потребителям модели S30, и H30 CROSS. В прошлом году линейку расширили и добавили кроссовер DongFeng AX7, а также открыли флагманский магазин в Москве. Вроде бы неплохо, но в действительности ситуация с продажами на российском рынке относительно напряженная. Сейчас объем продаж в месяц сохраняется на уровне нескольких десятков, но дело доходит до того, что продажа менее десяти автомобилей в месяц становится обычной ситуацией для Дунфэн. Так в апреле они продали 98 автомобилей, а всего в этом году — только 184, и это при том, что их продажи увеличились на 137% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.

 

 

Foton («Фотон»)

Апрель: 40 автомобилей

Январь — апрель: 121 автомобиль

В Китае «Фотон» в основном производят низкобюджетные пикапы и кроссоверы, и занимают незначительную долю на рынке. Однако за последние годы произошло два крупных события. Первое — это воскрешение обанкротившейся автомобилестроительной немецкой компании Borgward (весной 2015 года на автосалоне в Женеве были озвучены планы возрождения немецкой марки, а позднее появилась информация о первой модели новой эпохи — кроссовере Borgward BX7, выпускаемом в Китае на мощностях компании Foton — прим. перев.). Лозунг «немецкого люксового бренда» хорошо работал на внутреннем китайском рынке, и продажи были довольно неплохими. Другое дело — это громкий выход на российский рынок. Первый магазин Foton motors был открыл в 2016 году. Однако продажи за эти два года весьма неоднозначные: в месяц «Фотон» стабильно продают менее 100 автомобилей.

 

Brilliance China Auto («Бриллианс»)

Апрель: 15 автомобилей

Январь — апрель: 55 автомобилей

В Китае «Бриллианс» считается одним из старых и известных отечественных брендов. Две модели бренда «Бриллианс» (Junjie и Zunchi) 10 лет назад получили распространение в прибрежных районах нижнего течения р. Янцзы [прим. пер.: провинции Хубэй, Аньхой, Цзянсу, город Шанхай, и северный Чжэцзян (c Ханчжоу и Нинбо)]. Эти же модели появились и в России. Их начали экспортировать в Россию еще в 2007 году. А также «Бриллианс» сразу открыли завод в России, что повлекло за собой неплохие продажи на российском рынке. Однако в последние годы их позиции очень сильно упали как на российском рынке, так и на китайском. Впоследствии они смогли поднять продажи на отечественном рынке, прежде всего опираясь на модели кроссоверов типа Brilliance V3, однако на российском рынке продажи все еще продолжают падать.

 

 

Объем продаж в прошлом году был всего лишь на уровне нескольких десятков автомобилей, а в этом году за апрель они смогли продать лишь 15 моделей. С января по апрель продажи составили 55 автомобилей, и при этом, по сравнению с прошлым годом продажи все равно выросли на 5%. Такая статистика заставляет задуматься: а почему «Бриллианс» все еще находятся на российском рынке?

 

Таким образом, за исключением «Лифан», у всех больших и известных китайских компаний, вышедших на российский рынок, объем продаж варьируется от десятков до нескольких сотен автомобилей. Среди этих компаний есть такие гиганты отечественного рынка, которые в апреле на российском рынке продают меньше, чем в Китае за один день. Эти крупные компании еще не «акклиматизировались» на российском рынке. Они терпят неудачи в России по многим причинам, но самая важная — они еще не получили признание иностранных потребителей, и поэтому их влияние на рынке очень слабое. Дорога китайских автомобильных брендов к иностранным рынкам оказалась намного тяжелее и дольше, чем представлялась.

 

Не теряйте время — обратите свое внимание на китайские автомобильные бренды!