Жил-был один человек, который раз в неделю ходил на рынок и покупал свежего цыпленка. Но прежде чем приготовить его, он с ним совокуплялся. Затем он его жарил и ел. Нет вреда, нет и преступления?


Однажды некие брат и сестра решают переспать друг с другом. Конечно, она принимает противозачаточные таблетки, но для надежности он также использует презерватив. Им это нравится, но они решают больше сексом не заниматься. Они никому об этом не рассказывают. Это остается их тайной, которая их сближает. Это плохо?


Один мужчина засовывает руку во влагалище беременной кобылы. Кобыла этого не замечает. Проступок?


В процессе написания своей докторской Джонатан Хайдт (Jonathan Haidt), автор «Праведного разума» (Righteous mind), сравнивал реакции разных групп населения на истории такого рода. Если вы это читаете, то, вероятно, вы относитесь к группе WEIRD, что означает «западный», «образованный», «из промышленной страны», «богатый» и «демократический». В статистическом отношении это наименее репрезентативная группа для изучения человеческой культуры и морали. В культуре группы WEIRD человек скорее воспринимает отдельные объекты, а не отношения. Вследствие этого нам трудно понять, каким образом мораль может касаться чего-то, помимо независимости индивида и принципа «не причини вреда». «Это его цыпленок. Вреда никому нет», — объяснил один из студентов Университета Пенсильвании Хайдту.


Два первых примера взяты из исследований Хайдта, ну а проникновение в лошадь — недавняя история из шведского Уппланда. Вот несколько цитат, демонстрирующих, как наши шведские WEIRD-СМИ пытаются описать инцидент: «Лошадь подверглась сексуальному насилию в конюшне» («Шведское радио», 22/5), «Мужчина задержан за издевательство над животным» («Упсала Нюа Тиднинг», 22/5), «Полиция задержала подозреваемого в издевательстве над лошадью в Уппсале» («Aфтонбладет», 22/5).


Тому, кто знает, как проходят роды у лошадей, трудно представить, что лошадь могла испытывать страдания от произошедшего. А если не было никакого риска для кобылы и ее плода, какое преступление тогда совершил тот мужчина? И если лошадь вообще едва заметила, что произошло, было ли это действительно насилием?


У людей должно быть право совокупляться со своими братьями и сестрами. У них также должно быть право завещать свое тело некрофилам. И спать с животными. Вот какие три предложения пару лет назад выдвинул Союз либеральной молодежи в Стокгольме.


Многие это предложение осудили, а другие веселились от души: «Скотоложество должно быть законным, если обе стороны согласны! Если животное не вырывается, значит, это не сексуальное преступление!» — издевался один пользователь Твиттера (@kamratuppfostra). В разделе «Дебаты» газеты «Афтонбладет» (Aftonbladet) стокгольмский Союз либеральной молодежи защищался, заявляя, что «мы — либералы и верим в принцип телесной автономии, то есть право самому распоряжаться своим телом». Коль скоро никому нет вреда, то все разрешено, не так ли?


Если посмотреть на глобальные социологические опросы, то Швеция — самая WEIRD из всех стран мира, а внутри Швеции самые WEIRD, пожалуй, — это Союз либеральной молодежи.


Но некоторые действия аморальны, даже если они никому не вредят. Не понимать этого — значит проявлять некий политический аутизм, воспринимая лишь одно измерение морали — принцип непричинения вреда.


Нельзя совокупляться с животными, неважно, страдают они от этого или нет. Возможно, это правило легче соблюдать не столько потому, что это неправильно, сколько потому, что это просто отвратительно.


Ведите себя хорошо, держитесь в рамках своего вида.


Джонатан Хайдт считает, что есть шесть оснований человеческой морали


1. Забота: защита слабых, противоположна нанесению вреда (это основание доминирует в культурах WEIRD).


2. Пропорциональность: справедливость согласно общим правилам, противоположна мошенничеству.


3. Свобода: отвращение к тирании, противоположна угнетению (это самое худшее, по мнению неолибералов и либертарианцев).


4. Лояльность: к своей группе, семье, нации, противоположна измене.


5. Авторитет: следование традициям и подчинение легитимным властям, противоположен революционной деятельности.


6. Благочестие или чистота: отвращение к отталкивающим вещам, еде, действиям, противоположно разложению и дегенерации.