Городской транспорт переживает революцию. Многие убеждены, что такие сервисы, как Uber и Lyft, а также прокаты автомобилей и велосипедов помогут уменьшить степень загруженности дорог и в целом сделать городских жителей более мобильными. Ожидается, что беспилотные автомобили принесут нам еще больше преимуществ. Однако идею о том, что подобные инновации неизбежно улучшат ситуацию, не стоит считать аксиомой: эти новые сервисы принесут пользу только в том случае, если они будут дополнять традиционные системы городского общественного транспорта, а не конкурировать с ними.


В мае жители Нэшвилла проголосовали против финансирования строительства системы транспортных перевозок. Противники этого предложения утверждали, что сервисы по поиску попутчиков являются более предпочтительным вариантом для многих людей и что есть смысл дождаться появления беспилотных такси вместо того, чтобы финансировать устаревшие виды транспорта, которые пользуются все меньшей популярностью у жителей многих американских городов.


Уменьшение числа людей, пользующихся общественным транспортом, — это тенденция, характерная не только для США. В прошлом году впервые за последние 20 лет лондонское метро столкнулось с уменьшением числа пассажиров. «Потребность в общественном транспорте снизилась одновременно в стольких городах развитого мира, что уже нельзя говорить о том, что это случайные, единичные события», — написало недавно издание «Экономист» (Economist).


Развитие сервисов по поиску попутчиков часто называют одной из причин уменьшения пассажирского потока. В ходе опроса, проведенного в 2017 году в Бостоне среди людей, пользующихся услугами компаний, которые занимаются перевозками пассажиров (то есть таких сервисов, как Uber и Lyft), 40% респондентов признались, что они пользовались бы общественным транспортом, если бы подобные сервисы были недоступными. Примерно треть респондентов, принявших участие в опросе в Сан-Франциско в 2016 году, ответили так же.


Мало кто подробно изучал вопрос о том, дополняют ли сервисы Uber и Lyft общественный транспорт или же конкурируют с ним. В июне Джонатан Холл (Jonathan Hall) из университета Торонто вместе со своим коллегами пришел к выводу о том, что конечным результатом увеличения степени распространенности Uber в США стал прирост числа пассажиров общественного транспорта. Усредненные цифры скрывали множество вариаций: «Uber оказал самое значительное комплементарное воздействие на те системы общественного транспорта, число пассажиров которых было наименьшим до прихода Uber, — написали исследователи. — Однако Uber, по всей видимости, сокращает число пассажиров более крупных систем, и его воздействие на эти системы может нейтрализовывать его положительное влияние на более мелкие системы».


И в этом есть определенная логика: Uber способен доставлять больше людей к станциям и остановкам общественного транспорта из пригородов и неудобных мест, поэтому менее развитые системы общественного транспорта получают больше пассажиров. Между тем для более развитых систем Uber становится конкурентом.


Если отвлечься от этих различий, Холл и его коллеги выяснили, что Uber часто усугубляет проблему загруженности дорог. Ситуация может измениться, если большинство людей согласятся отказаться от использования личных автомобилей и переключиться на сервисы райдшеринга, однако пока нет никаких признаков того, что это уже происходит в США, где 76% людей, ежедневно ездящих на работу, ездят на личном автомобиле в одиночку — за последние 10 лет этот показатель не изменился.


Беспилотные автомобили могут еще больше усугубить ситуацию. 27 июня Всемирный экономический форум опубликовал доклад, который был составлен при участии Бостонской консалтинговой группы и в котором говорится, что, как только эти автомобили станут широкодоступными для совместных поездок, время в пути в Большом Бостоне уменьшится примерно на 4%. Однако уровень загруженности дорог в центре Бостона вырастет, потому что люди предпочтут пользоваться именно такими автомобилями для коротких поездок по центру города, что приведет к увеличению времени в пути на 5,5%.


Когда лондонская служба городского транспорта недавно решила восстановить лицензию Uber, она приняла это решение в ответ на очевидные улучшения в соблюдении этим сервисом норм, действующих в городе. Пристальное внимание властей к качеству проверок данных водителей Uber, ревизий и мер по предотвращению преступлений вполне уместно. Однако было бы еще разумнее посмотреть на общую картину и, в первую очередь, обратить внимание на уменьшение пассажирского потока лондонского метро, в результате которого лондонские службы общественного транспорта могут ежегодного терять сотни миллионов фунтов стерлингов.


Сервисы для поиска попутчиков и совместных поездок — в их нынешней форме и возможной беспилотной версии в будущем — могут повысить степень мобильности жителей некоторых городов или частях крупных городов. Однако эти сервисы также могут усугубить уже существующие проблемы. Регуляторам стоит задуматься над способами продвижения таких решений, которые будут дополнять существующие системы общественного транспорта, а не тех решений, которые лишат их пассажиров.


Одним из решений может стать расширение сетей проката велосипедов. Число прокатов велосипедов в Берлине увеличилось с примерно 2 тысяч два года назад до примерно 10 тысяч в начале 2018 года, тогда как число пассажиров общественного транспорта продолжало расти. В 2017 году оно увеличилось на 1,8%, в то время как население города выросло на 1,1%. Велосипеды, разумеется, не могут соперничать с метро и автобусами, но они помогают людям быстрее добраться от автобусных остановок и станций, и, если их использовать для коротких поездок, они не увеличивают загруженность дорог в городах, где есть множество велосипедных дорожек.


Но даже такая на первый взгляд безобидная инновация может обернуться проблемами. С начала года число прокатов велосипедов выросло на 8 тысяч и достигло 18 тысяч. Велосипеды начинают мешать движению по тротуарам, и власти города уже начинают волноваться.


Возможно, Uber и другим подобным сервисам не стоит позволять работать в загруженных центрах города или предлагать короткие поездки. Возможно, беспилотные автомобили не стоит массово использовать везде. Возможно, число прокатов велосипедов и служб каршеринга стоит ограничить. Порой, возможно, имеет смысл вложить больше средств в усовершенствование системы метро или снизить стоимость проезда, нежели позволить службам по поиску попутчиков лишить вас пассажиров.


Позволить рынку решать — это не самый подходящий вариант в условиях современных крупных городов, где очень легко спровоцировать ухудшение качества жизни и намного тяжелее его восстановить. Далеко не всегда имеет смысл гнаться за инновациями только ради самих инноваций.