В Калининграде до 6 июля будет проходить «Янтарная неделя» — цикл мероприятий, адресованных широкой общественности. Потом, 9-10 июля, в Светлогорске состоится Международный янтарный форум. Цель одна — превратить Калининградскую область в мировой центр добычи и обработки янтаря.


«У нас есть поручение президента, в котором говорится о необходимости популяризации янтаря как бренда во время проведения чемпионата мира по футболу», — сообщил 30 мая в интервью РИА Новости министр по культуре и туризму региона Андрей Ермак. В той же беседе он выразил недоумение по поводу того, что туристы считают янтарной столицей мира Гданьск, хотя там проходит только международная выставка изделий из янтаря, а 90% этого сырья добывается в Калининградской области.


Янтарь — это деньги


Означают ли слова министра, что Калининград хочет побороться за звание янтарной столицы мира с Гданьском, мы спросили у руководства области.


«Речь идет об обычной рыночной конкуренции, — ответили нам в пресс-службе губернатора. — В Калининградской области сосредоточено примерно 90% мировых запасов янтаря. Глупо не хотеть на этом заработать. Отрасль обработки этого материала развита в Польше лучше, чем у нас, мы хотим, чтобы наша экономика развивалась в том же направлении. Пример польских коллег показал нам, что янтарь может принести большие деньги. Российское правительство утвердило стратегию развития янтарной отрасли, которая предусматривает различные меры по поддержке компаний, занимающихся обработкой янтаря».


Упомянутая стратегия — это 45-страничный документ, который в сентябре 2017 года подписал премьер Дмитрий Медведев. В этом тексте говорится, в частности, что мировым лидером в сфере переработки и изготовления изделий из янтаря сейчас выступает Польша. Такой позиции ей удалось добиться благодаря исторически сложившейся специализации польских ювелиров и эффективной государственной политике, которая позволила создать в Поморском воеводстве «янтарный промышленно-туристический кластер». Проблемой России называется в стратегии «отсутствие системы продвижения янтаря в качестве исторического и культурного феномена».


Калининград хочет повторить успех Гданьска, вопрос только в том, способен ли он составить ему конкуренцию и стать янтарной столицей?


За калининградскими инициативами внимательно следят представители янтарной отрасли из Гданьска. «Некоторые производители из Калининградской области стремятся, как и мы, рекламировать совместными усилиями регион Балтийского моря, — говорит Адам Пстронговский (Adam Pstrągowski) — директор компании „Си энд Эй" (С&А), крупнейшей польской фирмы, специализирующейся на производстве ювелирных изделий с янтарем. — В свою очередь, руководству области и Москве нужен мировой статус. Могущество России должно быть связано не только с таким стратегическим сырьем, как нефть и газ, теперь настало время заняться янтарем».


Янтарную комнату сделали в Гданьске


Одного обладания месторождениями янтаря мало, чтобы отобрать у Гданьска звание янтарной столицы мира, убежден Пстронговский, добавляя, что калининградские производители осознают, как много усилий вложила Польша в рекламу этого материала и изделий с ним.


«Основные месторождения действительно находятся на территории современной Калининградской области, которая с 1945 года принадлежит России, — отмечает он. — Однако сама школа изготовления изделий из янтаря появилась в Гданьске. Уроженцем этого города был мастер, проектировавший Янтарную комнату. Судя по всему, россияне предпочитают об этом не вспоминать и собираются рекламировать Калининград в роли мирового центра торговли янтарем и его обработки, опуская культурно-исторический контекст. Это бесперспективно, тем более что у нас в Гданьске есть система обучения, отраслевые организации, Академия изящных искусств, мы проводим современные ярмарки и тематические мероприятия. Кроме того, мы обладаем логистическим потенциалом, позволяющим продавать наши продукты во всем мире. В связи с этим я не боюсь, что в обозримом будущем Калининград отберет у Гданьска звание янтарной столицы мира».


Калининград берет пример с Гданьска


О смелых планах России знает также Роберт Пытлос (Robert Pytlos), который с 2007 года работает координатором по вопросам янтаря в гданьской мэрии. Следует напомнить, что Гданьск стал янтарной столицей благодаря одноименному проекту, который был запущен в 2005 году. В его рамках была создана продуманная концепция рекламы города, появились отраслевые организации, концепции мероприятий, посвященных янтарю, и открывшийся в 2006 году Музей янтаря.


«Мы уже не первый год слышим от россиян, что Калининград отберет у Гданьска звание янтарной столицы мира, но от слов к делу они перешли только два года назад», — обращает внимание Пытлос. Он подчеркивает, что Польша остается сейчас крупнейшим производителем ювелирных изделий с балтийским янтарем (они попадают на рынок 86 стран) и занимает третье место в Европе после Италии и Германии по производству ювелирных изделий из серебра. На крупнейшую международную выставку янтаря «Амбериф», которая проходит в Гданьске, приезжают каждый год около 7 тысяч гостей из 54 стран.


«Пока Калининград повторяет те шаги, которые мы предпринимаем уже 12 лет, — говорит Пытлос. — Одна конференция и один форум не превратят Калининград в янтарную столицу мира. Так что я бы не боялся конкуренции, а, наоборот, радовался тому, что развивается еще один центр, что россияне начали рекламировать балтийский янтарь».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.