Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
ОЗХО — не место для геополитических игр

Россия продолжает активно выступать за полную ликвидацию химического оружия.

© AFP 2018 / ANP/Jerry LampenМинистр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон на внеочередном заседании ОЗХО, инициированном британской стороной
Министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон на внеочередном заседании ОЗХО, инициированном британской стороной
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В 2017 году Россия раньше установленного срока завершила программу по уничтожению своего химического арсенала. Этот факт официально подтвержден на международном уровне экспертами ОЗХО. В то же время западные страны стараются не замечать того, что одна из них, вопреки своим обязательствам по Конвенции, продолжает хранить свой национальный арсенал химоружия, медля с его полной ликвидацией.

23 июня в «Публику» вышла статья за авторством министра иностранных дел Великобритании (тогда еще Бориса Джонсона), в которой излагалась точка зрения Лондона на ситуацию в области химического разоружения и в отношении Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО).


Я посчитал важным ознакомить португальских читателей с нашим собственным пониманием этого вопроса и поблагодарить «Публику» за предоставленную возможность это сделать.


1. Главная мысль британского министра о том, что «запрет на химическое оружие должен сохранять свою значимость», ни у кого не вызывает сомнений. Это в высшей степени точное и справедливое замечание и к тому же более чем очевидное.


Между тем другой вопрос заключается в том, какие практические шаги предлагает Великобритания для достижения этой цели. Они таковы: 26 и 27 июня была созвана специальная сессия Конференции государств-участников Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО), и в ходе ее было выдвинуто решение (которое целый ряд государств, включая Россию, считают незаконным) о том, чтобы наделить ОЗХО новой функцией, не предусмотренной в КЗХО, а именно предоставить ей полные полномочия по привлечению суверенных государств к ответственности за возможные нарушения Конвенции.


МИД России уже опубликовал официальное заявление, объясняющее методы, к которым прибегал Лондон для того, чтобы добиться этого результата. Я не собираюсь воспроизводить здесь эти оценки — лучше обратим внимание на конкретные аспекты рассматриваемого решения.


2. Следует отметить, что на упомянутом голосовании Конференция государств-участников, очевидно, превысила свои полномочия.


Стоит напомнить, что КЗХО является договором о контроле над вооружениями, цель которого — обеспечить воздержание от разработки, производства, приобретения, накопления, сохранения и применения химического оружия, а также поощрения или побуждения кого-либо к деятельности подобного рода.


В статье I Конвенции приведен исчерпывающий перечень методов реализации перечисленных обязательств: путём добросовестного осуществления ряда сугубо технических мероприятий, направленных на физическое уничтожение химоружия и объектов по его производству и хранению, и отказа от использования химсредств, применяемых для борьбы с беспорядками, в качестве средства ведения войны.


ОЗХО отведена сугубо прикладная роль по оказанию государствам-участникам технического и экспертного содействия в выполнении перечисленных задач и проведению верификационных процедур. Химконвенция не содержит никаких положений, которые подразумевали бы возможность создания специального механизма по установлению виновных в применении химического оружия. Наделение Техсекретариата ОЗХО подобными полномочиями без «вскрытия» текста Конвенции и внесения в неё поправок в порядке, предусмотренном статьей XV КЗХО, по определению невозможно.


Согласно международному праву, привлечение государств к ответственности является исключительно прерогативой либо международных судов, либо Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН). ОЗХО, будучи чисто технической организацией, в соответствии с установленным КЗХО регламентом, не в состоянии вмешиваться в сферу политики. Не пристало ОЗХО или любой другой международной структуре (за исключением международных судов и СБ ООН) выносить приговор государствам и узаконивать введение против них санкций.


Также важно проанализировать результаты голосования на Конференции. Инициативу Лондона поддержали 82 страны, то есть менее половины государств-участников КЗХО (193). Таким образом, большинство стран фактически не присоединилось к этому решению. Мы являемся свидетелями злоупотребления процедурами голосования для достижения сомнительных целей без оглядки на принцип общего согласия.


3. В своей статье тогдашний глава британской дипломатии сетует на то, что «ОЗХО не наделена полномочиями для того, чтобы установить виновных в проведении химических атак в Сирии». Однако в статье не объясняются причины, по которым не был продлен мандат на проведение расследования ситуации в Сирии объединенными силами ОЗХО и ООН.


Россия всегда выступала за беспристрастное и независимое расследование фактов применения химического оружия. В частности именно наша страна приступила к созданию вышеупомянутого следственного механизма ООН-ОЗХО на основе резолюции 2235 СБ ООН, проголосовала за продление этого мандата в 2016 году (резолюция 2319 СБ ООН), в 2017 году вместе с Китаем и Боливией предложила меры по его улучшению в соответствии с высокими требованиями ОЗХО — однако именно западные государства в СБ ООН наложили на наше предложение вето.


Россия активно выступает за полную ликвидацию химического оружия. В сентябре 2017 года наша страна раньше установленного срока завершила программу по уничтожению своего химического арсенала. Этот факт был официально подтвержден на международном уровне экспертами самой ОЗХО. В то же время западные страны стараются не замечать того, что одна из них, вопреки своим обязательствам по Конвенции, продолжает хранить свой национальный арсенал химического оружия, медля с его полной ликвидацией.


Как отмечалось в коммюнике МИД России, о котором я уже говорил, «подрыв присущего глобальным механизмам разоружения и нераспространения духа консенсуса и пренебрежение к позиции всех других равноправных государств-участников КЗХО углубляет раскол в ОЗХО, ставит под угрозу целостность Конвенции и само сохранение глобального режима химического разоружения и нераспространения химоружия».


4. Подводя итоги. Мы обеспокоены тем, что группа государств вместо того, чтобы проводить совместную работу в рамках конструктивной повестки дня и в соответствии с подготовкой к четвертой Конференции по рассмотрению действия Конвенции и регулярной сессии Конференции государств-участников ОЗХО (которая состоится уже в ноябре), предпочла созвать специальную сессию, в ходе которой, воспользовавшись своими процедурными особенностями, приняла по сути меньшинством голосов крайне опасное решение.


В основе этих намерений мы видим чисто геополитические интересы, которые, к сожалению, весьма очевидны.