Согласно статистике въезда в Турцию и выезда из страны, в 2017 году Турцию посетило 32,4 миллиона иностранцев. А по данным статистики платежного баланса, доходы от поездок за 2017 год составили 22,4 миллиарда долларов. В этом же году больше всего иностранцев посетило нашу страну из России: 4,7 миллиона человек. За русскими следуют граждане Германии, Ирана, Грузии, Болгарии, Великобритании, Украины. В первые пять месяцев 2018 года численность российских туристов увеличилась на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Если судить по российской официальной статистике, за 2017 год Турцию посетило 4,5 миллиона россиян, и Турция — на первом месте у русских. Другие страны, в которых россияне бывают больше всего, — Финляндия, Китай, Эстония, Польша, Германия, Таиланд.

Учитывая климатические условия в России, важнейшими мотивами русских при выборе места отдыха становятся солнце, песок, море, то есть прибрежный туризм. С этой точки зрения на первый план выходят такие страны, как Турция, Греция, Тунис. Египет, который в былые годы привлекал значительное количество туристов, в течение нескольких лет закрыт для россиян. С целью городского и культурного туризма россияне особенно предпочитают Италию и Испанию.

Таким образом, очевидно, с точки зрения турецкого туризма Россия занимает особо важное положение. Конечно, этот успех Турции не случаен. Значительная роль в нем принадлежит постоянному саморазвитию сектора при вложении крупных инвестиций начиная с 1980-х годов, конкурентным преимуществам, а также поддержке, оказываемой государством.

Весьма важны такие факторы, как качество, предлагаемое Турцией, ценовое преимущество, гигиена, безопасность. Помимо этого, особенно для России и стран региона немаловажен вклад и таких составляющих, как близость перелета, безвизовый режим, предлагаемые отелями услуги для детей и семейного отдыха, владение персоналом русским языком во многих гостиницах.

Еще один аспект — система «все включено», которая с давних пор является предметом споров в Турции. Важная критика в отношении этого формата связана с тем, что туристы практически не покидают отелей, а это негативно сказывается на городском и культурном туризме, торговле. Но становится понятно, что этот вопрос был проанализирован турецкой туристической отраслью, и сектор сделал выбор в пользу этой системы, поскольку в противном случае было бы невозможно привлечь такое большое количество туристов. Вдобавок ко всему, в условиях, когда эту систему предпочитают прежде всего российские туристы, к тому же многие отели и объекты ориентируются на это, отказаться от нее становится не так просто.

Недавно от руководителя российского Федерального агентства по туризму Олега Сафонова последовало интересное заявление о системе «все включено», которая отождествляется с турецким туризмом. По его словам, система, о которой идет речь, впервые была внедрена в Советском Союзе, в санаторно-курортных учреждениях начиная с 1920-х годов, в дальнейшем она также стала использоваться на черноморском побережье. Это в некотором смысле показывает, что русские уже привыкли к этой системе.

Согласно маркетинговым исследованиям российского рынка, наряду с вышеназванными преимуществами имеют место и некоторые другие факторы, которые позиционируются как слабые стороны. В числе таких сторон, выявленных в ответах россиян при опросах, на первый план выходят следующие: временами назойливое поведение продавцов, порой бесцеремонность персонала некоторых отелей. Еще одна интересная жалоба — «много туристов». Как правило, отправляясь в другие страны, туристы почему-то не хотят встречаться со своими соотечественниками.

Однако, надо сказать, сектор постоянно совершенствует эти слабые стороны, в зимний период персонал отелей проходит обучение, в курортных городах принимаются меры прежде всего муниципалитетами и работниками торговли.

В нынешних условиях Турция является очень важным направлением для русских и стран региона; ожидается, что в будущем она продолжит занимать это положение. Но также следует отметить, что тема туризма испытывает особое воздействие со стороны турецко-российских отношений, и важно, чтобы отношения двух стран были благоприятными.

Особое значение имеет динамичная структура турецкого туризма, рекламная и промоутерская деятельность во многих странах, постоянное саморазвитие сектора. Необходимо также регулярно следить за мировыми событиями и вырабатывать решение таких проблем, как дисбаланс спроса и предложения.

Итак, нам посчастливилось обладать райскими побережьями Эгейского и Средиземного морей. Мы пытаемся использовать это наилучшим образом. Но нам также необходимо беречь наши природные красоты. Очевидно, при динамичной структуре и дальнейшем развитии культурного и городского туризма турецкая туристическая отрасль продвинется еще дальше вперед. И последний важный момент. Не нужно забывать, что рентабельность отелей не становится высокой сама по себе, и весь этот успех отрасли обеспечивается руками сотрудников отелей, рабочих.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.