Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян анонсировал ограничения в транспортном сообщении с Россией. «В Москву будут ходить только медведи», — написал министр в Фейсбуке, отказавшись прокомментировать, о каких именно ограничениях идет речь — по его словам, необходимо дождаться решения правительства. В то же время известно, что речь идет о запрете как железнодорожного, так и автобусного сообщения. Громадское рассказывает, как такое решение может повлиять на жизнь россиян и украинцев.

Рентабельность и реальность

Александр (попросил не упоминать свою фамилию) ездит из Москвы в Украину раз в два-три месяца. В столицу РФ он переехал в 2016 году после женитьбы. В Украину часто ездит к родственникам и друзьям. «Супруга и друзья без предубеждений относятся к происходящему между странами, — рассказывает Александр о переезде в Россию. — Ну и на тот момент ситуация сложилась так, что работа позволяла переехать в Москву. Но оседать в Москве до конца жизни не планируем».

Для поездок в Украину Александр использует все виды транспорта, но чаще все же покупает билеты на поезд Киев — Москва, дорога в пути занимает около 14 часов. Рассказывает, что так делают многие: в поездах всегда много людей, а в плацкартный вагон билеты нужно брать за неделю-две — их достаточно быстро раскупают. В основном плацкартом пользуются те, кто ездит в Россию на заработки.

Георгий Чижов живет в Украине уже 10 лет, и в Россию также ездит довольно часто, не отказался он от таких поездок и после 2014 года. Для путешествий выбирает или самолет, или поезд — это, в первую очередь, вопрос удобства. Он тоже рассказывает — билеты на поезд Киев — Москва и Львов — Москва, разлетаются быстро, поэтому их нужно покупать заранее.

Прямое транспортное сообщение между Россией и Украиной за четыре года существенно сократилось. В мае 2014 года Укрзализныця объявила, что сокращает девять пар поездов в Россию. Уже в декабре того же года компания Российские железные дороги (РЖД) отменила четыре из пяти поездов в Украину. В РЖД сказали, что этот шаг связан только с низкой рентабельностью — и пообещали вернуть поезда, когда спрос снова вернется.

В октябре 2015 года Украина отменила авиасообщение с Россией. Условием для возвращения российских самолетов Украина назвала отмену полетов в аннексированный Крым. Россия в ответ запретила украинским судам использовать российское воздушное пространство. Взаимный запрет действует до сих пор.

Сейчас добраться из России в Украину самолетом можно только через третьи страны. Удобнее всего это сделать через Белоруссию — местный перевозчик Белавиа сразу после запрета организовал рейсы Киев — Москва через Минск. Дорога — вместе с пересадкой в Минске — занимает от 4 до 8 часов.

Прямое сообщение между Россией и Украиной сохраняется в виде поездов и автобусов. В пресс-службе Укрзализныци сообщили, что ж/д сообщение между Украиной и Россией обеспечивают 13 пар поездов. Из них 8 пар — это украинские поезда, 3 молдавских поезда, один поезд РЖД и один — АЖД («Азербайджанская железная дорога»). Конечные пункты этих поездов — Москва и Санкт-Петербург.

Автобусное сообщение более разнообразно — на сайте крупнейшего автобусного оператора Украины Busfor.ua есть рейсы почти во все города России, кроме наиболее отдаленных, таких как Владивосток и Екатеринбург. Еще один способ попасть в Россию — это сервис попутчиков BlaBlaCar.

Поезд Киев — Москва, купе — 3 тысячи 517,13 гривны (128 долларов)

Поезд Львов — Москва, купе — 4 тысячи 89,30 гривны (148 долларов)

Самолет Киев — Минск — Москва — от 8 до 15 тысяч гривен (290 — 542 доллара)

Самолет Киев — Минск — Санкт-Петербург — от 9 до 25 тысяч гривен (325 — 903 доллара)

Автобус Киев — Москва — от 550 до 1 тысячи 100 гривен (20 — 40) долларов

Автобус Киев — Санкт-Петербург — от 1 тысячи 300 до 2100 гривен (50 — 75 долларов)

BlaBlaCar Киев — Москва — от 590 до 1 тысячи гривен (22 — 37 долларов)

Несмотря на то, что поезда в Россию всегда заполнены, в Укрзализныце (УЗ) говорят, что количество пассажиров этого направления уменьшается с каждым годом. «Если в 2013 году сообщением Россия-Украина было перевезено 5,1 миллиона пассажиров, то уже в 2014 — 2,2 миллиона; в 2015 — 1,2 миллиона; в 2016 — 1 миллион пассажиров. В 2017 году УЗ перевезла 0,9 миллиона пассажиров», — рассказали в пресс-службе ведомства. За 7 месяцев 2018 года поездами в Россию воспользовались 450 тысяч пассажиров — это на 89 тысяч меньше, чем в прошлом году. Впрочем, в УЗ уточняют, что в этом году отменили часть прицепных вагонов — и это тоже может быть причиной уменьшения количества пассажиров.

В целом количество выездов в Россию из Украины увеличилось, об этом свидетельствуют данные Государственной службы статистики Украины. В 2017 году в Россию украинцы выезжали почти 4,4 миллиона раз — это на 13,4% больше, чем в 2016 году. Впервые с 2014 года количество выездов в РФ стало расти.

По данным Федеральной службы безопасности РФ, в 2017 году в Украину приехало почти 2,3 миллиона россиян. Из них только 8 тысяч 786 ездили с деловым визитом, а 68 — в туристических целях, остальные же поездки были частного характера.

К чему приведет

Представители перевозчиков пока не комментируют предложения министра — как объяснил первый вице-президент общественной организации Украинский транспортный союз Владимир Балин, все ждут официального документа, который прояснит ситуацию. Что касается рынка автобусных перевозок, то его можно разделить на несколько сегментов.

Первый — это международные компании, которые осуществляют перевозки на территории Украины. Они получают разрешение от государства, по дорогам которого следуют, на подобные поездки. Как поясняет Владимир Балин, в случае запрета автобусного сообщения, с этими разрешениями «нужно будет что-то делать». Балин не исключает, что их могут аннулировать.

Второй сегмент — это украинские перевозчики, которые работают легально и тоже получают разрешение от государства на подобные международные поездки.

Третий сегмент — это нерегулярные нелегальные перевозчики, которые работают без разрешения. «У нас запрещены международные перевозки автобусами, которые рассчитаны на меньше чем 20 пассажиров, — говорит Владимир Балин. — Речь идет о спринтерах, в которых, например восемь пассажирских мест и большой багажный отдел, где тоже могут сидеть люди. Насколько большой этот сегмент рынка — никто не скажет, потому что по всем документам они проходят как легковые автомобили».

По данным УЗ, за первую половину 2018 года, компания получила 177 580 миллионов гривен (6,5 миллиона долларов) прибыли от сообщения с Россией. Министр инфраструктуры Владимир Омельян заявил, что украинские перевозчики не понесут убытков от запрета. По его словам, те поезда, которые ездили в Россию, могут выполнять перевозки по Украине или в Европу. «Они будут генерировать такую же прибыль или даже большую прибыль от перевозок в ЕС», — убежден министр.

Однако с ним не согласен бывший заместитель министра инфраструктуры Украины Александр Кава. «Поезда, которые ездят в Россию, не могут ездить в Европу — из-за разницы в ширине колеи», — пояснил Кава. Что касается прибыли от поездок по Украине, то она не сможет заменить прибыль от международных поездок, говорит эксперт.

«Возьмем маршрут Киев — Ужгород и Киев — Москва — это примерно одинаковое расстояние. Купейный билет по маршруту Киев-Ужгород стоит от 220 гривен ($8). Купейный билет в Москву — от 3000 ($108) гривен. Вот и считайте разницу», — говорит Кава.

По мнению экспертов, полный запрет сообщения с Россией приведет к нескольким последствиям. В первую очередь вырастет количество нелегальных перевозчиков. По словам Владимира Балина, сегмент нелегалов на «спринтерах» станет намного больше. Александр Кава подтверждает, что перевозчики уйдут в тень, но от поездок в Россию не откажутся — на них очень большой спрос.

Что касается железнодорожного сообщения, то, по мнению Кавы, возможно два варианта. Если сообщение сохранится через транзитные поезда — молдавский и азербайджанский — то в выигрыше будут именно эти страны. Особенно Молдавия — по примеру Белоруссии и Белавиа, Молдавские железные дороги могут запустить дополнительные вагоны и увеличить доход. Ну а если Украина запретит и эти поезда, отмечает Александр Кава, то это может привести к ухудшению отношений с Молдавией. В любом случае, в первую очередь пострадают пассажиры, львиная доля которых — украинцы.

Александр из Москвы говорит, что запрет сообщения никак не повлияет на его поездки и даже на их частоту. «Для меня поездки в Украину скорее станут менее комфортными. Но вообще, люди как ездили, так и будут ездить. Например автотранспортом или самолетом через третьи страны», — говорит он.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.