По мере того, как наша цивилизация утратила веру в святость брака, мы выдумали новые виды одиночества.
Полюбить что-то сердцем можно гораздо раньше, чем поймешь умом. Более того, можно любить, вообще не понимая за что. Я понимаю Шекспира, Дэвида Фостера Уоллеса и Уолта Уитмена (или, например, группу The Clash или Генри Роллинза), но как работает музыка Баха, откуда берется мощь «Моби Дика» или почему картины Караваджо столь притягательны — для меня загадка. Во всяком случае, секрет их кроется всяко не в католической набожности.
Я давно люблю песни позднего Леонарда Коэна — и в этом я не один. Но на то, чтобы понять, чем же они все-таки подкупают, у меня ушло много времени. В Hallelujah («Аллилуя»), его самой известной песне, аккорды можно пересчитать по пальцам одной руки. По своей простоте она сравнима с "Earth Angel" или "Stand by Me" («Ангел земной» и «Останься со мной», известные ритм-н-блюзовые шлягеры, прим. перев.). Музыкально, она вообще куда ближе к панк-классике группы The Misfits типа "Astro Zombie". Подобно Уолту Уитмену, редактор из Коэна был никудышный. Ту же "Hallelujah" вы наверняка слышали сотни раз, но при этом ни разу — целиком, а ведь в ней где-то с 80 куплетов. Даже канонической считается версия Джона Кейла или вроде того. Конек Коэна-лирика отнюдь не глубина, а остроумие. Так, первый куплет песни по сути своей музыкальная шутка — «Примерно так: мажор на три // на два — минор // и раз — смотри» — попросту описывающая последовательность аккордов.
Ну и, конечно, петь, при всем его таланте и душевности, Коэн не умел вовсе. Однако у него хватило характера, чтобы превозмочь и этот недостаток. В песне он предстает искателем, зачерствевшим, но не утратившим надежд.
И, ничего не изменив,
я встану перед Богом Рифм,
с одним неопалимым «Аллилуйя»
Уже позднее до меня дошло, что Леонард Коэн в глубине души был псалмопевцем. Кто-нибудь более подкованный в вопросах религии подметил бы это сразу же, ведь в своем главном шлягере, золотыми буквами вписанном в песенный фонд Америки, он обращается к личности известнейшего сочинителя псалмов: «Я слышал, Богу угодив // Давид играл один мотив». По давней еврейской традиции (равно как и христианской, пусть она и помоложе) многие псалмы имеют сходство с любовной лирикой. Похожая традиция есть и в исламском мире. На первый взгляд, куплеты каввали смахивают на южноазиатское подобие кантри — пьяные причитания о потерянной любви. Однако для тех, кто понимает, это — музыка духовная.
Пылкая любовь и тяга к богу тесно переплетены в нашей музыке и литературе, в теологии, но самое главное — в наших душах. Что бы ни послужило причиной Троянской войны на самом деле, по легенде, она разразилась из-за любви царя к своей жене, Елене Прекрасной. «Вот этот лик, что тысячи судов // Гнал в дальний путь, что башни Илиона // Безверхие сжег некогда дотла!», изрек поэт Кристофер Марло. Эта история трогает нас, потому что на самом деле мы всегда знали ее, даже до того, как прочли о ней. Суда в дальний путь гнали и религиозные распри. В католической традиции, божественная природа бракосочетания запечатлена в церковном учении и мирской литературе и отражена в этике и морали. Раз отношения между Богом и церковью служат прообразом отношений между мужем и женой (в каком-то смысле они воспроизводят друг друга), это все меняет. Для тех, кто придерживается этой доктрины, пресловутые «непримиримые разногласия» (американская формулировка для развода по обоюдному согласию, прим. перев.) — утрата души.
Циники возразят, что супружеская любовь и тяга к божественному перемешались в наших умах и душах из-за страха остаться одному в этом большом и жестоком мире. По-своему это отразилось и в музыке. У группы They Might Be Giants был шлягер "Ana Ng", в их обычном дерганом стиле. Но ведь это — одна из мрачнейших песен, что я знаю. Будь она кинофильмом, это была бы черно-белая лента в беспросветном нуаре. Человек застыл за столом, в полном одиночестве, в руке у него пистолет. Он размышляет — нет, не о том, что потерял свою любовь, а о том, что так никогда ее не обрел. Он боится, что его суженая состарится и умрет, а они так и не найдут друг дружку, — и готов пойти на крайность. В прежнее время эта глубина отчаяния и ни с чем не сравнимое одиночество, возможно, подтолкнули бы человека к церкви или, по крайней мере, к Писанию.
«На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его». (Песня песней 3:1)
Расставание и потеря имеют стержневое значение в музыке Коэна. От этого его проповеди кажутся еще более откровенными. Возьмем, хотя бы, "Coming Back to You".
Я должен тебя услышать
Иначе все — неправда
Все что я наговорил, это просто вместо
Возвращения к тебе
(Я рекомендую замечательную версию Триши Йирвуд).
Католическая традиция (а в более широком смысле и христианская вообще) считает, что лишь в таинстве брака мужчина и женщина приходят к своей истинной природе, какой ее задумал Бог (у Книги бытия по-настоящему нет конца). На этом, кстати говоря, и зиждется неприятие христианством однополых браков: это не желание как-то ущемить гомосексуалистов в правах или сопротивление общественному договору, что морально, а что нет — а глубокая убежденность в том, что брак между людьми одного пола попросту невозможен, что бы там ни гласили законы или общественные нормы. С этой точки зрения, мы можем быть сколь угодно толерантны и даже водить с геями искреннюю дружбу, но в вопросах брака останемся незыблемы.
Мы, консерваторы, основную часть двух прошлых десятилетий провели в бесконечных спорах о гомосексуализме и его роли в общественной жизни — в особенности в том, что касается брака. Это вопрос не то чтобы вовсе безынтересный, но в контексте всего того, что произошло с институтом брака, начиная с 1960-х, он совершенно неуместен. Может даже показаться, что разговоры о гомосексуализме — это повод не говорить о других важных вещах, заслуживающих обсуждения куда больше.
На этом фоне то, что подразумевалось под браком исторически, выродилось в то, что подразумевается сейчас — бездушный и уродливый социальный конструкт, эрзац настоящего брака. Однако события, сопутствовавшие этому процессу — еще не причина. Институт брака подорвали не противозачаточные пилюли и не развод по взаимному согласию, а мы сами — тем, что их потребовали. Мы, западная цивилизация, превратились в детей, которые провалили тест Стэнфордского университета с зефиром (в рамках эксперимента детям предлагали выбрать между небольшим вознаграждением немедленно или увеличенной наградой в том случае, если они терпеливо ее дождутся, — прим. перев.). Нам подавай моментальные удовольствия, мы оторвались от культурных основ и разучились видеть разницу между наслаждением и счастьем.
Отсюда и секс-куклы.
В Торонто в скором времени появится первый в Северной Америке (во всяком случае, официально) бордель с секс-куклами. Клиентам предлагаются «эротические услуги от прекраснейших в мире силиконовых женщин». Пальму первенства, правда, оспаривают другие люди, чья гордость профессией кукольного сутенера не укладывается в голове. В Европе, где проституция кое-где легальна, уже пооткрывались публичные дома, где кукол предлагают в качестве альтернативы живым «ночным бабочкам».
Неизбежно возникают вопросы: как регулировать этот «рынок»? Больше всего нареканий на данный момент вызывают секс-куклы, сработанные под детей. В Великобритании мужчину, пытавшегося ввести такую куклу из-за границы, посадили в тюрьму за детскую порнографию. В ряде других случаев обвинения уже предъявлены. Всего же таких кукол британские пограничники изъяли более сотни. В США они не запрещены, хотя некоторая работа в этом направлении уже ведется. Так, онлайн-магазины вроде eBay выставлять такой товар на продажу запрещают.
Эти споры вызывают в памяти дискуссию о «виртуальной» детской порнографии, где вместо живых детей используется компьютерная графика. Федеральный законопроект о запрете виртуальной детской порнографии Верховный суд отклонил в 2002 году, но в 2003 году он все же был принят под другим названием — как закон о защите детей. Аргументация либертарианцев здесь вполне понятна: детское порно мы запрещаем, потому что сексуальные надругательства над детьми противозаконны, однако виртуальное порно никого не эксплуатирует — и дети в нем вообще не участвуют. Наказывать людей за фантазии, сколь угодно омерзительные, — не только безосновательно, но и опасно. Возможно, такого рода материал и может подстегнуть в людях педофильские мечты, которые рано или поздно захочется воплотить в реальной жизни — однако если мы возьмемся запрещать вещи только за теоретическую вероятность, то конца и края этому не будет. Та же логика применима к рэп-исполнителям, чьи тексты изобилуют разным криминалом. Будь я судьей, разбирающим дело о домашнем насилии, а обвиняемый бы заявил: «Это все Эминем», — я бы ничуть не поверил. И такой же скепсис меня возьмет, если в качестве оправдания приведут «Лолиту» — или все тех же секс-кукол.
Но вопросы регуляции в данном случае — дело отнюдь не первой важности.
Этот процесс стерилен не только с биологической точки зрения. Что по этому поводу говорят законы — вообще несущественно. Представьте себе — безо всякого злорадства, если можете — состояние мужчины, отправляющегося в силиконовый бордель, чтобы заплатить за право заняться сексом (а точнее, его суррогатом) с неодушевленным предметом. Это говорит о глубочайшем разрыве не только с обычной чувственностью, но и с человечностью как таковой. Более того, если вам нужен портрет человека в полнейшем одиночестве, брошенного всей вселенной, то лучшего образа вам не найти.
Маркиз де Сад полагал, что старый миропорядок свергнет великая оргия безнравственности и богохульства, а организованное наступление на все основы морали продлится до тех пор, пока не будет установлена полнейшая свобода. Де Сад и его последователи ненавидели брак — и продолжают ненавидеть даже то, что от него осталось — потому что им противен сам миропорядок, его породивший. Но они искренне восхищались его мощью и полагали, что если он и рухнет, то лишь с треском. Поэтому узнай он, насколько мелочно и банально мы живем, маркиз бы пришел в глубокое разочарование — даром что наше бытие и гораздо порочнее его фантазий (хотя и куда менее жестоко). Сам он ограничивался пороками настолько старыми, что запреты на них наложены еще в Ветхом завете. Де Сада занимал разврат театрального масштаба, мы же выдумываем новые формы одиночества.
От псалмопевца, который в супружеской любви увидел промысел Божий, к спорам о том, какие сорта силиконовых секс-кукол допустимы, а какие нет — вот ход нашей истории. И хроника наших бедствий.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 1 Gloomy (Пелевин, S.n.u.f.f.) - это неизбежное последствие технологического развития, а главное - психологического отчуждения людей. Мы сеяли свободу, пожали одиночество. Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке) 
| -1 biz_plan, саобода — это отсутствие препятствий для саморазвития. Не понимаю, как можно развиваться в одиночестве? Я не имею ввиду интернет, т.к. это всё равно коммуникация с людьми (как и книга), только опосредованная (в разрыве пространства/времени). 
| 0 Чтоб я так жил, не так уж много людей заботится о саморазвитии, но все стараются обрести свободу от обязательств. В экстремуме избавление от обязательств - это одиночество. Поверьте, иногда свобода - это просто посмотреть через решетку на звездное небо. 
| 0 biz_plan, "все стараются обрести свободу от обязательств" Обязательства всегда означает принуждение, насилие (в том числе над собой в страхе перед более сильным внешним). А если человек делает это в соответствии со своими желаниями, потребностями. Ваши рассуждения попахивают мизантропией (форма невроза). Нужно просто уметь ладить с людьми и любить их, а не рассматривать как помеху для ублажения себя. Свобода — это осознание необходимости (охота пуще неволи). 
| 0 Чтоб я так жил, Слова высокоинтеллектуальные, а по сути - трамвайное хамство. Адью 
| -8 Ни разу не пробовал с резиновой. Мужики, расскажите, это хоть приятно? ;) Раскрыть всю ветку (9 сообщений в ветке) 
| 4 Францюватое, с этим вопросам тебе к хозяевам. Вот только мужиков там давно уже нет. 
| 0 Недождётесь, твои хозяева тебя резиновой считают? ;) 
| 1 Францюватое, хозяева резиновыми вас всегда считали. Отсюда и эпидемия и строительство вами второй хранции. 
| 0 Недождётесь, по-моему, всем и так ясно, с чем ты спишь. Но опытом не хочешь поделиться ;) 
| 0 Geldbeutel, попробуй с резиновым мужиком! Может, тебе понравится? 
| 0 3lirium, долго думал, прежде чем сказать? Ты меня своим вирусом не заразишь. Предпочитаю с живыми женщинами "спортом" заниматься ;) 
| 0 Geldbeutel, потому что пробуют тебя. 
| 1 Geldbeutel, "Предпочитаю с живыми женщинами" Да ты по европейским меркам, получается, извращенец:) Насильник? Да тебя ни одна женщина не подпустит. Даже силиконовая. Признайся, мужики тебя любят. 
| 0 Чтоб я так жил, завидуешь? ;) 
| 2 Слава богу, русские тут ни при чем. И на том спасибо. 
| 4 Безалкогольное пиво, соевое мясо, кофе без кофеина, резиновые женщины. Вперёд в светлое капиталистическое европейское будущее. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 2 Недождётесь, это уже настоящее, будущее это сверчки вместо мяса, и полное уничтожение понятия семьи 
| 2 Нет, ну подождите, что за безобразие - мужика посадили за куклу под ребенка? А чем, спрашивается, кукла под ребенка хуже, чем кукла под овцу или под трансгендера с нетрадиционной ориентацией? Пора отбросить условности и ханжество и выходить замуж за табуретку с дыркой. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 2 yipoxej, выходить замуж за табуретку с дыркой это лесбиянство какое то, на табуретках с дыркой женятся )) 
| 0 Мауа, Ну извините, запутался в родителях номер один и номер два. 
| -4 Зы, по Москве едешь по основным трассам и в основном салоны продаж кухонь и интим магазины. Значит пользуются спросом. В наши времена, в сауне было куда приятнее... Раскрыть всю ветку (5 сообщений в ветке) 
| 0 МужикКакойта, про банки, аптеки и шоколадницы ещё забыли. - я сейчас здесь.. - и знаете что меня больше всего раздражает? - на Новом Арбате люди собирают подписи против пенсионной реформы, это ладно... - но почему эти люди в белых касках!? Совсем оборзели! 
| 0 kirov43, - я сейчас здесь.. В Аптеке?) 
| 0 МужикКакойта, ага, на дне города среди аптек :))) 
| 0 kirov43, Виагру подкупите. Чтоб вечер УХ был какой! Салют то вроде закончился. Я уже дома. Пить не с кем. Жена да ребенок. Жизнь покатилась под откос) 
| 0 МужикКакойта, тут девушек море красивых и никакой Виагры не нужно :) - заметил иностранцев стало, по моему больше или после чемпионата ещё не уехали что ли. 
| 2 Мы, западная цивилизация, превратились в детей, которые провалили тест Стэнфордского университета с зефиром (в рамках эксперимента детям предлагали выбрать между небольшим вознаграждением немедленно или увеличенной наградой в том случае, если они терпеливо ее дождутся, Тут я вижу только один выход. Огромный потный негр или араб натягивает на взрослых детей паранджу, сажает в зиндан и заставляет ишачить по 12 часов в день и выполнять все его сексуальные прихоти в промежутках между намазами. Если нет, то плетка-семихвостка охаживает дряблую харю, после чего белый соплячок плачет и идет мослатить. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 yipoxej, тест лишь подтверждает факт, что дети не верят взрослым, предпочитая синицу в руках забытым обещаниям.:) 
| -2 Рожа у этой куклы на фото прямо скажем так себе! Раскрыть всю ветку (6 сообщений в ветке) 
| 0 marine, На алиэкспрессе есть очень даже ничего. 700 долларов с доставкой - и кто же виноват? К тому же головы продаются и отдельно, можно менять в зависимости от настроения, как и парики. 
| 0 yipoxej, так и знал, что живой женщины у тебя нет ;) 
| 0 yipoxej, Да считай как хош, мне пофиг. 
| -1 marine, Значит у вашей гораздо лучше. Адресок магАзина не подбросите? 
| 0 МужикКакойта, Вы-маньяк и да, мой муж гораздо лучше. 
| 0 marine Бррр. Совсем запутали. Так лицо там гораздо хуже чем у мужа? 
| 1 Вообще, конечно, кукла - это дешево. Купил один раз и больше не тратишься, ну может там на краски-смазки, но это копейки. А содержанке плати за каждый раз, а жена вообще скажет, что все твое - это наше общее, да еще и мозги запарит. В Европе любят экономить, им понравится. Надо только, чтоб кукла еще и по дому работала - и тогда все резко разведутся. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 yipoxej, над этим упорно работают японцы. 
| 0 - это не форма одиночества, а шизофрения (поясню: при шизофрении люди не понимают чувство других людей, они их просто не слышат, им наплевать, хотят только то что удобно самому) - вот такой вот психоанализ ... Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 kirov43, значит гедонизм — это форма шизофрении. 
| 0 Чтоб я так жил, придать смыслу жизни форму наслаждения мог только определенного психотипа чел.
Показать новые комментарии (0)biz_plan
Чтоб я так жил
biz_plan
Чтоб я так жил
biz_plan
Geldbeutel
Недождётесь
Geldbeutel
Недождётесь
Geldbeutel
3lirium
Geldbeutel
Чтоб я так жил
Чтоб я так жил
Geldbeutel
frazzah
Недождётесь
Мауа
yipoxej
Мауа
yipoxej
МужикКакойта
kirov43
МужикКакойта
kirov43
МужикКакойта
kirov43
yipoxej
Чтоб я так жил
marine
yipoxej
Geldbeutel
yipoxej
МужикКакойта
marine
МужикКакойта
yipoxej
Чтоб я так жил
kirov43
Чтоб я так жил
kirov43
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)