Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ни скорой, ни врачей: почему медики в Украине не спешат на вызовы к пациентам (Апостроф, Украина)

Украинцы недовольны работой скорых

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Скорая помощь не хочет приезжать на вызовы. С такой проблемой все чаще начали сталкиваться украинцы, вынужденные набирать экстренный номер «103». Люди ругают врачей, реформу, власть, а в Минздраве уверяют, что проблема раздута искусственно и чиновники, наоборот, пытаются улучшить работу экстренной медицинской помощи. В тонкостях реформы разбирался «Апостроф».

В тонкостях медицинской реформы и почему украинцы недовольны работой скорых разбирался «Апостроф».

«Горячие» вызовы

Историй, когда скорая не выехала на вызов, — масса.

«У сына была температура 39, на ночь — 40. Когда вызвала скорую, диспетчер мне на монотоне сказала: поставьте свечу, дайте парацетамол и вызывайте семейного врача. На мой вопрос, как в 21:30 вызвать семейного врача и что делать, если температура не сбивается, она снова монотонно ответила, что сейчас такие правила, — жалуется пользователь Елена Бортник. — Только когда я попросила ее назвать свое имя и фамилию и сказала, что перезвоню на горячую линию облздрава, вызов приняли, и минут через 10 приехала скорая».

«Сыну полтора года, игрался дома, упал, повредил руку, — добавляет „Апострофу" жительница Киева Юлия. — Что с рукой — непонятно. Висит, как веревочка, сын разрывается в истерике, двигать рукой не получается, может, там перелом, может, вывих и смещение, может, еще что. Позвонила в скорую, мне ответили, что вызов не приоритетный, мол, собирайтесь сами и езжайте на такси в травмпункт. Я, конечно, понимаю, что скорая — не такси, но даже для того, чтобы поехать в больницу самостоятельно, ребенка нужно сначала хоть как-то одеть: при +5 в одном подгузнике его не повезешь. А как одеть и как его везти, если я понятия не имею, можно трогать руку, нельзя ее трогать, чтобы еще больше не навредить здоровью. Нужна помощь врача».

После такого опыта украинцы начинают ругать медреформу и новые правила, но на самом деле официально правила игры не менялись уже 9 лет.

Так, согласно приложению к приказу Минздрава № 370, датируемому 2009 годом, скорая обязана приезжать к пациентам по таким причинам: судороги, внезапное расстройство дыхания или боль в грудной клетке, резкие боли в животе, головные боли, которые сопровождаются тошнотой, резкое нарушение речи и слабость в конечностях, кровотечения и блевания кровью, острые отравления, нарушение состояний беременности, гипертермический синдром, анафилактический шок, тепловой удар или переохлаждение, укусы животных и змей, переломы, ожоги, травмы головы, тяжелые ушибы, асфиксии. Кроме того, бригада скорой должна приехать на место несчастного случая или чрезвычайной ситуации.

Но есть в документе один пункт, который трактуется неоднозначно. Звучит он так: «другие состояния, которые угрожают жизни и здоровью человека». Определить, что угрожает жизни и здоровью пациента, а что нет, должен диспетчер на другом конце провода.

«Повышенное давление, горячка или температура у ребенка — это не вызов на экстренную медицинскую помощь», — говорила Ульяна Супрун.

«Температура 40 для ребенка — это повод, чтобы выехала скорая. Она очень быстро может привести к летальному исходу, ведь это может быть воспаление легких либо острый перитонит, менингит, когда время буквально идет на часы, нужны антибиотики, срочно в реанимацию. А это уже экстренная медицинская помощь, — уверяет „Апостроф" председатель правления благотворительной организации „Международная медицинская помощь" Илья Богомолов. — По телефону тут не полечишь. Разобраться в таких случаях может только врач на месте, поэтому температура 40 — это экстренный вызов».

С одной стороны, логику Минздрава понять можно: в Украине необходимо переломить тенденцию, когда скорая помощь воспринимается людьми как служба такси или служба «выездных семейных врачей», а не медицинское подразделение, которое обязано оказывать помощь при угрозе жизни для человека.

По словам Ульяны Супрун, непрофильные вызовы — огромная проблема для скорых. Например, в 2015 году в Украине было зафиксировано 9 миллионов вызовов на скорую, и только 2,5 миллиона пациентов, которым вызывали такую помощь, были госпитализированы.

«Остальным или оказали помощь, или скорая на самом деле была им не нужна», — отмечала Супрун.

С другой стороны, диспетчер на другом конце провода не всегда способен объективно оценить состояние больного, чтобы сделать вывод, под угрозой жизнь человека или нет, и отправить к нему либо скорую, либо неотложную медицинскую помощь. Кстати, для обычного украинца разницы между «скорой» и «неотложкой» нет, но на самом деле она существенная. Если скорая обязана приехать в течение 10-20 минут по одной из причин, описанных выше, то у «неотложки» таких нормативов нет, она может ехать и час, и два, но зато приедет, например, при обострении хронического заболевания, чего скорая делать не будет.

В итоге в Минздраве решили внести изменения в собственный приказ и обновить перечень случаев, когда скорая помощь обязана приехать на вызов. Почти все пункты из старых правил сохранились, но получили уточнения, принципиально меняющие суть вопроса.

Например, если сейчас скорую можно вызывать при гипертермическом синдроме (резкое повышение температуры тела), то по новым алгоритмам врачи скорой приедут на дом к пациенту при температуре от 39 и выше, да и то только в том случае, если жаропонижающие препараты не подействовали. Кроме того, сейчас скорую можно вызвать при любых видах переломов, ушибов, травмах головы. В будущем это можно будет сделать только при травмах, которые угрожают жизни человека.

Спикер Минздрава Александр Ябчанка прогнозировал, что новые правила вступят в силу до конца октября, однако источник «Апострофа» в ведомстве заверил, что процедура их согласования затянется на несколько месяцев и по крайней мере до конца этого года будут действовать еще старые правила вызова скорой медицинской помощи.

Придет ли врач

Тем же пациентам, кому скорая не положена, в Минздраве советуют обращаться либо в неотложку (кстати, в Киеве по единому номеру «103» с 1 сентября совместили эти две службы), либо к врачам семейной практики. Но проблема в том, что семейные врачи также не всегда готовы прийти домой к пациенту.

«У нас маленькие дети заболели. Врач говорит: „Не приду, не обязан". Консультирует по телефону, температура и дальше держится. Скорая говорит: „У вас запущенная ангина, вам нужна консультация педиатра". Замкнутый круг. Но! Если сказать педиатру: „Вот 300 грн", то он прибежит через полчаса», — жалуется пользователь Ксения Званцева.

Согласно указу Минздрава № 504, семейный врач действительно не обязан приходить домой к пациенту, как это было раньше.

«Врач по предоставлению первичной медицинской помощи может принять решение о предоставлении отдельных услуг первичной медицинской помощи по месту проживания (нахождения) пациента или с использованием средств телекоммуникации», — отмечается в тексте приказа. То есть «может принять решение», а может и не принять.

«На практике это означает, что врач решает сам, когда есть основания идти домой к пациенту, а когда нет, — поясняет „Апострофу" член общественного совета при Минздраве, семейный врач Евгений Гончар. — Раньше был перечень состояний, когда нужно приходить домой, но на практике почти всегда нужно было идти. Это приводило к тому, что около 80% вызовов были необоснованными. Но, в принципе, состояний, которые еще не требуют вызова экстренной медицинской помощи, но уже не позволяют пациенту прийти в больницу самому, не так и много. Поэтому семейные врачи все меньше и меньше ходят на вызовы».

По словам Евгения Гончара, получить объективную информацию о состоянии пациента действительно можно в телефонном режиме.

«Да, не всегда, но в большинстве случаев можно. Например, мы же не можем ходить домой к пациентам на все порезы пальцев только потому, что существует вероятность заболеть столбняком. Такая вероятность очень низкая, и это вопрос оценки риска», — добавляет эксперт.

Впрочем, у пациента всегда остается выбор: расстаться с врачом, который не приходит на вызов, и подписать декларацию с новым медиком. Но при таком выборе есть нюансы.

«Или вы подписываете декларацию с врачом, у которого много пациентов, а значит, с большей вероятностью у него больше практики и он принимает более правильные клинические решения, или вы подписываете декларацию с врачом, который имеет меньше пациентов, но и меньше практики, но будет ходить на вызовы», — резюмировал Гончар.