Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
День (Украина): Земля сделает украинцев богатыми, если...

Каким должен быть алгоритм эффективного использования природных ресурсов в интересах государства и его граждан?

© AFP 2018 / Sergei SupinskyУборка урожая в селе Малая Дивица, Украина
Уборка урожая в селе Малая Дивица, Украина
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В чем причина бедности подавляющего большинства украинцев? Отвечая на этот вопрос, автор «Дня», естественно, не забывая бросить камень в сторону России, высказывает мнение, что суть проблемы кроется в «системной монопольной эксплуатации олигархическими кланами» земли, которая по конституции является исключительной собственностью всего украинского народа…

Причиной бедности подавляющего большинства украинцев является системная монопольная эксплуатация, по аналогу российских олигархических кланов, земли и ее природных ресурсов как якобы собственных… Хотя фактически де-юре — (конституционно) они являются исключительной собственностью всего украинского народа — основным национальным богатством и главным капиталом нации, которая находится под особой охраной государства.

Из-за этого на Украине существуют преступные схемы и разнообразные аферы с углем, газом, алюминием, железной, медной и другими рудами, строительными материалами, янтарем — всеми без исключения полезными ископаемыми и привлекательными земельными участками.

Например, навязывается обществу искаженное мнение о «дешевом природном газе» для граждан по цене себестоимости добычи, а для всех остальных, в т.ч. предприятий, — по рыночной. Возникает вопрос. Все ли граждане Украины (совладельцы добытого газа, который является общенациональной собственностью) — в одинаковой степени его потребляют?… Конечно, нет! В частности, я (как и большинство киевлян) пользуюсь электроплитой… Кто-то греется и варит есть, сжигая дрова, солому, уголь, торф, использует солнечную или ветровую энергию. Так почему же часть граждан должна иметь выгоду за счет других, способствуя коррупционной составляющей?..

Чтобы этого не происходило, в цивилизованном мире сполна платится рента (часть, которая принадлежит нации) при использовании всех природных ресурсов как природных объектов, в том числе за газ, величина которой составляет разницу между рыночной ценой на конкретный природный ресурс и затратами на его использование (добычу) и транспортировку до рынка сбыта (при рентабельности — до 10 %).

При этом действует государственная регуляторная политика, при которой всем неплатежеспособным гражданам (семьям), в том числе и тем, которые используют газ по рыночной цене, компенсируются расходы на коммунальные услуги. У нас тоже начали дотировать более бедных, — пока не вырастут их доходы (зарплаты и пенсии).

Уместно отметить, что, например, если в 1995-1996 годах в Украине платилась земельная рента за каждую тысячу кубометров добытого природного газа — 23 долл. США, то, соответственно, в 1999-2000 годах эта цифра составляла лишь 5 долл. США, а сейчас (2018) — по 237 гривен (8,5 доллара) за 1000 куб. метров газа, залегающий на глубине до 5000 м, и — 118,5 гривен (4,3 доллара) — более 5000 м.

Подобное происходит — с лесами, площадь которых занимает более 10 миллионов гектаров… Торгуют не только кругляком как дровами — за валюту., но уничтожают естественный древостой, разрушаются целостные экосистемы;

Не лучшее положение — с плодородными почвами, где — интенсивно эксплуатируется за бесценок более 20 млн гектаров пашни… Как следствие — агробизнес- структуры, в том числе с иностранным капиталом, откладывают в оффшорах миллиарды долларов, — уничтожая естественное плодородие почв и агроландшафты. При этом селянам советуют продать земельные паи…

Значительные эколого-экономические и бюрократические проблемы — с водой, землями под застройкой, мусорниками, природно- заповедным фондом, рекреационными, оздоровительными и другими землями…

Из-за этого ежегодный ущерб, наносящийся украинскому народу, достигает в общем более 140 млрд долл. США.

Однако наибольшей опасностью следует считать попытку псевдополитиков переписать нормы Конституции Украины, в частности относительно лишения прав собственности украинского народа на свое основное национальное богатство.

Чтобы не допустить этого и звершить комплексную земельную (земельно-ресурсную) реформу в Украине как новую парадигму, которая ляжет в основу построения Новой Украины, необходимо прежде всего сознательным и небезразличным украинцам, особенно молодежи, сплотиться вокруг идеи «Национального земельного амбара Украины», разорвать путы «всезнайства» и «гетманства», и — победить!

В то же время необходимо освободить существующее информационное пространствоа и мозги, прежде всего малообразованных, обеднелых и бесправных громадян-избирателей, от фальши, искажений, лжи, беспредела и манипуляций (включая предвыборные «масками-шоу»), которые прививают «черную ненависть» ко всему проукраинскому и заставляют мифически поверить в разнообразные выдумки «русского мира», мол: «заживем — по-новому», не меняя схем безнаказанной эксплуатации основного национального богатства Украины — за бесценок.

Главным оружием для победы этой беды должны стать правдивые знания граждан о своих конституционных правах «на землю» и «на власть», которые являются нормами прямого действия, — и искренняя вера в реальные возможности, которые предоставят им непреодолимую силу и волю к единению и прогрессу.

Этому будет служить и институализация упомянутых Конституционных норм как неотъемлемая составляющая «свершения» земельной реформы, а не просто «завершения» колхозно-совхозной «деколлективизации», которая привела к уничтожению крестьянства и деградации сельских территорий. Одновременно будет происходить реальное утверждение права собственности всех граждан на объекты недвижимости, включая сформированные земельные участки по их хозяйственному назначению, — без коррупции и промедлений. Такой процесс должен быть обязательным и должен стать основным стержнем создания государства.

Важно осознать, что право собственности или аренды земельных участков — это не только приобретение прав и обязанностей — на пользование природными объектами и — на осуществление разнообразной хозяйственной деятельности, но и на потребление естественных свойств экосистем, ландшафтов и разнообразных природных комплексов и объектов, за пределами таких участков. В результате чего появляются и предоставляются соответствующие экосистемные услуги.

Главное, что в процессе всех этих отношений будет действовать прогрессивный алгоритм земельного капитала (его составляющих), который будет согласовываться с требованиями сохранения чистоты окружающей среды, дифференцироваться в интересах всех участников земле- и природопользования и отражаться в виде четырех основных рентосогласующих прибылей (доходов) как движущих интересов (R) (рисунок).

Эти прибыли взаимоувязываются между собой, всеми участниками, использующими и потребляющими природные ресурсы, и государством. Механизмы определения и функционирования их должны быть основными составляющими общественно-экономических отношений, особенно при формировании, генерировании и реализации новой программы национальной безопасности и обороны.

На такой же основе должна базироваться коммерциализация внутренней политики в Украине, соблюдая требования общенациональных интересов, — не только касательно горнодобывающей промышленности, которая охватывает в основном исчерпывающие природные ресурсы, куда включают большинство полезных ископаемых (руды, уголь, нефть, горючие сланцы, минеральные строительные материалы и тому подобное), аграрного производства, которое связано с возобновлямыми природными ресурсами (в основном почвами), архитектурно- строительного освоения территорий и других процессов, но и относительно оздоровительных, рекреационных, туристических, эстетических, видовых и других потребностей как ценностей и факторов, имеющих большое значение для жизнедеятельности всех нас и гостей.

Очевидным является и то, что законное природопользование должно быть платным для всех, и должны действовать прозрачные механизмы получения прибылей в интересах граждан Украины на национальном, региональных и местных уровнях. При этом какие-либо преференции должны отсутствовать, а поступления от первой рентной составляющей не должны «проедаться», как это происходит сейчас с мизерным земельным налогом (рентными платежами, арендной платой).

Очерченные прибыли (доходы) в результате использования природных объектов должны стать главным сверхвесомым и незаменимым источником формирования безвозвратного (не заимствованного) общенационального инвестиционного капитала и гарантом доступных дешевых кредитных ресурсов — только для участников предлагаемой реформы.

Для этого следует идентифицировать все природные объекты права собственности народа как природные ресурсы и их свойства (количественные, качественные показатели всех категорий земель), которые находятся в пределах и за пределами конкретных земельных участков, в земле, воде и в воздушном пространстве, а также определять долю их стоимости и ценности, которая проявляется в объективной и справедливой конечной цене товара — продуктов, продукции, услуг (включая транзит и частоты), добытых полезных ископаемых и тому подобное.

Во время реализации всех этих шагов первоочередно возникнет потребность реформировать действующие государственные институты, образовав (в пределах существующей штатной численности) новое вневедомственное Национальное земельное учреждение Украины наподобие Национального банка Украины.

Предусматривается, что средства от права на общенациональную собственность, которые будут поступать в бюджет Национального земельного учреждения Украины, должны зачисляться на специальные счета в таких пропорциях: на национальном уровне — 30 %; на областном уровне и республике Крым — 10 %; на районном (в разрезе рад базового уровня) — 60 %, а с территорий городов областного подчинения, г. Киева и г. Севастополя — в пропорциях: на национальном уровне — 40 %; на уровне городов (в разрезе рад базового уровня, если такие будут существовать) — 60 %.

Уверен, что без полноценной институализации упомянутых конституционных норм нечего нам ждать «земельного прогресса» и надеяться, что Украина состоится унитарным, суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством, в котором обеспечиваются права и свободы всех граждан и достойные условия их жизнедеятельности.

И небольшая аксиома как предостережение. Все те, кто «вкусно» подбивает общество, чаще — перед выборами, к безвозмездности (дешевизне) использования земли и ее природных ресурсов — основного национального богатства и главного капитала нации, в том числе и газа, вместо того, чтобы предлагать реальные пути укрепления конституционного строя в Украине и роста благосостояния украинцев, — фактически стремятся запустить свои воровитые руки в наш Национальный земельный амбар.

Особенно опасным видится допуск к формированию государственной политики на Украине любой «украинской Пандоры» с ящиком «русского мира — на «Окраине», который щедро финансируется российской властью, в том числе за счет ограбленных национальных богатств, которые что по праву принадлежат — россиянам и другим порабощенным народам на территории Российской федерации…