Изменения в крупнейшем российском автосалоне

Московский международный автомобильный салон (ММАС) — это крупнейшее российское мероприятие, посвященное автомобилям. Оно проходит раз в два года по четным годам. Это — большой автосалон, который посещают не только представители автопроизводителей и журналисты, но и простые смертные. В своей статье я буду называть его просто «московское мотор-шоу».

Этот год четный, поэтому московское мотор-шоу проходило на выставке Крокус Экспо с 29 августа по 9 сентября. Я посетил эту выставку и увидел серьезные изменения: количество участников снизилось; масштаб и уровень самой выставки упали. В этой статье я хочу проанализировать причины, по которым московское мотор-шоу увядает.

Взлеты и падения московского мотор-шоу

Впервые я побывал на московском мотор-шоу в 2006 году. Тогда был дивный период дутой экономики. Мировые автопроизводители хлынули на стремительно развивавшийся российский рынок.

Японские автокомпании также организовали крупномасштабные стенды (в России малолитражки популярностью не пользуются, поэтому на выставке они представлены не были). Зарубежные производители делали акцент на популярных моделях. Потенциальные клиенты также демонстрировали большую заинтересованность в покупке, поэтому московский автосалон напоминал выставку-продажу.

И после финансового кризиса 2008 года московское мотор-шоу некоторое время сохраняло крупный масштаб, являясь одним из лучших мировых автосалонов. Производители представляли не только популярные, но и новые модели, а также концепт-кары.

Mercedes-Benz G 63 AMG на Московском автосалоне 2012 года

Представление новой модели называется «премьерой». Для автосалона почетно, если он избирается для показа новой модели. Например, на московском мотор-шоу в 2012 году состоялось 23 мировых и 21 европейская премьера. Также было показано 34 концепт-кара.

Тем не менее в 2016 году ситуация изменилась. Многие автопроизводители отказываются от участия в автосалоне: количество участников резко сократилось до 11 компаний. Из Японии не было ни одного автопроизводителя; западные компании также пропустили выставку.

В конечном итоге мотор-шоу 2016 года вышло унылым: в нем приняли участие только российские производители «АвтоВАЗ» и УАЗ, южнокорейская «Хендэ» (Hyundai), производящая в России дешевые модели, и некоторые китайские компании.

Эксперты отмечали, что причины, по которым основные мировые автопроизводители отказались от участия в московском автосалоне, заключались в российском экономическом кризисе, стагнации автомобильного рынка, неэффективности мотор-шоу, а также высоких расходах на участие и подготовку.

Итак, в этом году в московском мотор-шоу приняло участие 12 компаний. Количество участников выросло по сравнению с прошлым разом, однако следует серьезно отнестись к тому факту, что добавился только один автопроизводитель, несмотря на улучшение экономической ситуации в России и постепенное восстановление автомобильных продаж.

Японские и западные компании продолжают бойкотировтаь московское мотор-шоу. На участие в выставке решились только такие крупные иностранные компании, как «Хендэ» (включая «Киа» (KIA), находящуюся под ее крылом), производящая в России дешевые модели, французская «Рено» и немецкая «Фольцваген», не подготовившая крупных мероприятий.

Новые модели представили только «АвтоВАЗ» и «Рено». Рынок «АвтоВАЗа» в основном ограничен странами бывшего СССР, поэтому для этой компании естественно показывать новую продукцию в Москве.

При этом мировая премьера новой модели «Рено Аркана» состоялась в Москве по той причине, что эта модель производится в России в основном для российского рынка, и это также в порядке вещей.

Мотор-Шоу на распутье

Ранее на московском мотор-шоу было такое количество участников и посетителей, что по автосалону было сложно передвигаться. Тем не менее, в этом году выставленных автомобилей было мало, да и посетителей не очень много.

Ранее на то, чтобы осмотреть все стенды, ушел бы целый день, однако в этот раз я обошел всех автопроизводителей всего за два часа. Я недоумевал: «Неужели это все?». В лучшие годы выставку посещало более миллиона человек, а в этом году посетителей было всего 570 тысяч.

В 2016 году, в разгар экономического кризиса, автопроизводители были вынуждены отказаться от участия. Тем не менее в 2018 году, когда экономика и продажи начали постепенно восстанавливаться, масштаб практически не изменился, и у меня сложилось впечатление, что московское мотор-шоу больше не вернет былой блеск.

Все автопроизводители теперь концентрируются не на мотор-шоу, где много зевак, а на целевой рекламе. Они прививают клиентам верность определенному бренду и придают важное значение привлечению так называемых хороших покупателей.

На самом деле, эта тенденция наблюдается и в других странах: масштабы токийского и франкфутского мотор-шоу также уменьшились, хотя до Москвы им пока далеко.

Модели на стенде компании "АвтоВАЗ" на Московском международном автомобильном салоне 2018

Позитивные моменты все же есть

Московское мотор-шоу перестало быть пышной площадкой для мировых автопроизводителей. При этом можно отметить, что в результате этого больший интерес стали вызывать российские компании.

В этом смысле изюминкой 2018 года стал люксовый лимузин Aurus. Он был разработан российским ОКБ при поддержке российских властей. Это чисто российский автомобиль, который собирается только из российских деталей.

Во время майской инаугурации президент Путин щегольнул на этом лимузине, приехав на нем на церемонию. Этот автомобиль будет продаваться и простым клиентам, в связи с чем на нынешнем автосалоне состоялась его долгожданная премьера.

Кроме того, в этом году на московском мотор-шоу были представлены такие марки из экзотичных стран, как узбекская «Равон» (Ravon) и азербайджанская «Хазар» (Khazar). Я думаю, что «фишкой» московского мотор-шоу была возможность познакомиться с такими редкими марками. Я также планирую следить за этим мероприятием до тех пор, пока оно существует.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.