Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

День (Украина): Украина и Константинополь — тысячу лет вместе

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Для того чтобы оценить степень того, что рассказывают украинцам об истории взаимоотношений Украины и Константинополя, иногда достаточно ознакомиться с одним из опубликованных в СМИ опусов на сей счет. И когда сталкиваешься с мнением, что Украина и Константинополь имеют тысячелетнюю историю взаимодействия, то уже ничему другому не удивляешься.

Не всегда мы осмысливали и осмысливаем политическое, культурное и духовное наследие Константинополя в нашей истории. Можно даже встретить негативное отношение к этому наследию. Мол, если бы мы ориентировались на латинский Запад и приняли христианство из Рима, то были бы в Европейском союзе. Если бы.

Но следует учитывать, что в Х в., когда Русь, да и многие европейские народы принимали христианство, Константинополь и в плане политическом, и в плане культурном стоял выше Рима. Это была столица огромной империи, которая рассматривала себя наследником империи Римской. Ее даже именовали Ромейской империей (название Византийская империя является кабинетным термином, а не аутентичным названием). Константинополь был крупным культурным и религиозным центром во времена Средневековья. Наши предки не случайно именовали этот город Царьградом. И этот Царьград длительное время был для них образцом. Даже своеобразным городом-символом.

Из Константинополя-Царьграда на территорию Украины пришло христианство — еще задолго до крещения Владимира. Не случайно у нас появилась и распространилась Андреева легенда. Согласно ней, апостол Андрей Первозванный, которого почитали в Ромейский империи как своего крестителя, прибыл на Русь, на земли, где со временем появились Киев и Новгород. И освятил эти территории.

Форпостом Ромейской империи, собственно Константинополя-Царьграда, в Северном Причерноморье был Херсонес — один из главных центров христианизации наших земель. Здесь Кирилл, креститель славян, нашел Евангелие, написаное руськими письменами. Также в Херсонесе, как говорит «Повесть временных лет», князь Владимир крестился.

Правда, древние русичи ходили походами на Константинополь. В этом городе, как и в других городах Ромайской империи, было чем поживиться. Но с ромеями русичи не только воевали, но и торговали. Первые межгосударственные договоры во времена князя Олега были заключены именно с Ромейской империей. И в данных договорах, в частности, речь шла о торговле.

Из Ромейской империи на Русь прибыл Кирилл, проповедовавший здесь христианство. В Константинополе он получил образование. Отсюда его и послали на славянские земли с христианской проповедью.

Именно из Константинополя князь Владимир взял христианскую веру, сделав ее официальной религией своего государства. Такой шаг не был случайным. Русь с Ромейской империей на то время многое связывало — и в области политики, и экономики, и культурной жизни. Константинопольская церковь стала материнской для церкви Руси.

Князь Ярослав Мудрый, сын Владимира, крестителя Руси, строил Киев, взяв для себя в качестве образца Константинополь. Как у столицы Ромейской империи был собор Святой Софии, так и в Киеве построили Софийский собор. Как в Константинополе были Золотые ворота, так и в Киеве появились подобные.

Киевские князья и в политическом, и даже династическом плане были связаны с Константинополем. Они вступали в семейные отношения с представителями императорского дома ромеев. Сначала это сделал князь Владимир. Его примеру последовали и другие правители Руси.

Именно из Константинополя, Ромейской империи к нам пришло немало культурных достижений. В частности, это касается церковной архитектуры. Руськие зодчие, как правило, брали себе в качестве примера ромейские образцы.

Отсюда к нам пришла также иконопись. Известные иконы Древней Руси — это ромейские иконы. В частности, это касается иконы Вышгородской Божьей Матери, которую отняли у нас россияне и назвали Владимирской Богоматери, а также иконы Белжской Божьей Матери, которую присвоили поляки, сделав из нее главную свою святыню — Матерь Божью Ченстоховскую. Правда, нам (считайте чудом!) удалось сохранить икону Холмской Богоматери, которая тоже является ромейськой иконой.

Также из Константинополя, Ромейской империи появилась на Руси разнообразная литература. Например, известные «Изборники Святослава» — это переведенная с греческого и переделанная «Книга о вере». Разнообразные сборники, «Пчела», «Златоструй», «Бисер» и т. д., — это опять же переводы с греческого книг, которые были распространены в Ромейский империи. В конце концов, руськие авторы, писавши жития святых, летописи, разнообразные проповеди, наставления, как правило, подражали ромейским образцам.

Даже после падения Ромейской империи в 1453 г. связи Руси-Украины с Константинопольской церковью не прекращались. Особенно эти связи проявились в конце XVI — в начале XVII в.

В около 1576 г. князь Василий-Константин Острожский учреждает первое высшее учебное заведение Восточной Европы — Острожскую академию. В ней изучался греческий язык. И работали здесь ученые греки из Константинопольской церкви. В частности, таким были Никифор — протосингел (представитель) Константинопольского патриархата на Руси-Украине, а также Кирилл Лукарис, который со временем стал Константинопольским патриархом.

Этот же князь Василий-Константин Острожский посылал своих людей в Константинопольскую церковь за списками Библии. На основе этих списков, в частности греческой Септуагинты, была составлена Острожская Библия — первая печатная Библия на церковнословянском языке.

Немногие обращают внимание, что в конце XVI — в начале XVII в. с Константинопольской церковью было связано братское движение, получившее распространение в Руси-Украине. Константинопольский патриарх предоставил ставропигии некоторым братствам. В результате этого они подчинялись патриарху, а не местному духовенству. Это поднимало статус этих организаций, давало им возможность развиваться.

В 1686 г., когда Московский патриархат насильственно подчинил себе Киевскую митрополию, связи Руси-Украины с Константинопольской церковью заметно уменьшились. Хотя на территории Украины существовали и другие митрополии Константинопольской церкви — Праилавская на юге и Готвайско-Кефайская в Крыму. Правда, они были насильственно ликвидированы Русской православной церковью. Так же этой церковью были отобраны отдельные приходы и монастыри Константинопольской церкви на Закарпатье, существовавшие здесь даже в ХХ в.

Мы обратили внимание только на основные факты, говорящие о связях Украины с Константинополем и Константинопольской церковью. При желании можно приводить и другие факты. Но и этих достаточно, чтобы показать тысячелетнюю традицию наших связей.