Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Хотя католицизм и афро-кубинские религии все еще играют ключевую роль на Кубе, евангелические культы занимают все большее место. Прочие верования все еще остаются уделом меньшинств, а религия в целом находится под пристальным надзором, хотя кубинские власти поняли стратегический интерес привлечения на свою сторону маленьких культов. В чем смысл надзора рассказывает журналист «Фигаро» Эктор Лемье.

Вдали от ритмов Гаваны, в самом центре Кубы существует милый городок, несущий на себе глубокий след католицизма. Сьенфуэгос (250 км к востоку от столицы), жемчужина юга, как его называют кубинцы, был основан французами в 1819 году. На католиков здесь приходится почти две трети из 480 000 жителей, хотя в среднем по острову их обычно меньше половины. В 7 утра в соборе Непорочной Богоматери на службу уже собрались прихожане. Только вот один из них далеко не такой верующий, как остальные.

«Это агент МВД. Он каждый лень приходит наблюдать за нами. Раньше у нас был полицейский в форме. Он снимал ее перед тем, как прийти, но я его знал», — рассказывает прихожанин Рэнди. В чем смысл надзора? «Они знают, что церковь против них. Поэтому они делают все, чтобы помешать нам или, по крайней мере, не помогать. Храмы разваливаются».

Церковные власти оценивают восстановление собора в 3,7 миллиона кубинских песо (158 000 евро). Целое состояние для Кубы, однако на этом коммунистическом острове содержание церквей ложится на верующих. «Мы ведем работы вот уже десять лет. Рабочие приходят, а потом уходят на месяцы из-за более прибыльных контрактов в частном секторе», — объясняет Рэнди. Приходит время исповеди, и он сжимает в руке четки. «В городе ни о чем нельзя говорить. Там повсюду стукачи в штатском. Поэтому разговаривать я могу только с Богом», — объясняет он. Мнение людей в этой церкви (местным священником до недавнего времени был испанец, как и нынешний епископ) резко отличается от других провинций, где прихожане теперь считают, что их вера свободна.

Страсти шанговы

Любовь к Христу на Кубе все еще переплетена с афро-кубинскими религиями. Они прошли через века, бросив вызов терпевшим их испанским колонистам. Католические власти боролись с ними, видя в них соперников. Не без основания, поскольку даже католики зачастую исповедуют афро-кубинские религии, даже если и отрицают это. Так, христианка Жизель никогда не забывает почтить память предков, когда открывает новую бутылку рома. В чем состоит ритуал? Нужно капнуть напитком на порог.

Ключевую роль среди афро-кубинских верований играет сантерия. Она объединяет в себе католических святых и африканских божеств. В ней есть свои собственные боги, например, Шанго, бог войны и огня. Церемонии проходят в домах священников «бабалао». «Это колдовство», — говорит Жизель, чей дед был одним из главных бабалао на востоке острова. В отличие от других культов, у мирной сантерии нет политических планов. Тем не менее это не мешает ей становиться все меркантильнее в лице своих советников «падрино». «Требование падрино денег за прием верующих стало недавним явлением. Это искажение религии наблюдается уже около 15 лет», — говорит верующий Энрике. Весьма трезвое суждение при том, что взгляд кубинцев на духовную жизнь может показаться удивительным. «Существует три религии: христиане, бабалао и палеро (другой афро-кубинский культ), — рассказывает молодая медсестра Мэйлин. — Христиане помогают понять веру, бабалао дают советы о жизни, а палеро занимаются смертью. Я сама читаю Новый Завет. Он всегда лежит у меня под матрацем, но я не закрыта для других религий, когда они помогают мне».

Какова позиция государства по отношению к религии? В вышедших в 1980-х годах «Беседах о религии» Фиделя Кастро с бразильским доминиканским священником Фреем Бетто (Frei Betto) отмечается следующее: «Не было никаких проблем с анимистами и прочими. (…) Некоторые протестантские церкви вроде "Свидетелей Иеговы" (организация запрещена в РФ — прим.ред.) столкнулись с напряженностью после революции. (…) Мы имели дело с проповедями, которые выступали против военной службы». Куда большая напряженность в отношениях возникла у Гаваны не со «Свидетелями Иеговы», а с католическими властями. До революции кубинское духовенство было по большей части испанским и поддерживало режим Батисты. Участие нескольких священников в операции в заливе Свиней, которая была организована ЦРУ в 1961 году, резко накалило обстановку. Фидель отправил сотни священников в жуткие трудовые лагеря. В статье 8 конституции 1976 года четко прописано, что «государство признает, уважает и гарантирует свободу вероисповедания», однако только визит папы Иоанна-Павла II в 1998 году позволил католицизму вернуть себе свободу при условии, что он воздержится от враждебных позиций.

В 2010 году духовенство даже поддержало режим во время очистки занятых диссидентами церквей. По мере приближения к Богу Кастро отзывались о католической вере исключительно в положительном ключе, и Ватикан даже сыграл роль посредника в сближении США и Кубы. Как бы то ни было, это оказалось лишь видимостью. В начале 2018 года церковь раскритиковала режим и будущую конституцию (должна быть принята в феврале 2019 года) за ограничения свободы. В частности кубинские католические власти призывают правительство прописать право на плюрализм политических взглядов. После многих взаимных политических претензий церкви и власти время примирения еще не пришло, тем более что все еще помнят о старых обидах.

В отличие от пятидесятников, баптистов и «Свидетелей Иеговы», которые занимаются раздачей еды и одежды, католической церкви обычно нечего предложить, кроме духовной пищи, которая далека от продовольственных проблем кубинцев. Финансируемые американскими верующими евангелические культы привлекают все больше людей в ущерб католицизму. Притягивают они и своей музыкальностью, что особенно важно в стране, где религия должна нести радость. Кроме того, эти зачастую нелегальные церкви пользуются доверчивостью верующих. «Преподобный был мошенником. У него было несколько любовниц, и он сбежал с пожертвованиями», — рассказывает Гладис, прихожанка методистской церкви.

Возрождение маленьких культов

Лидеры евангелических культов долгое время находились в тени, однако вновь вышли на первый план этой осенью. Статья 68 будущей конституции открывает путь для однополых браков, что привело их в ярость. «Брак — это добровольный союз двух людей (…) с целью совместной жизни», — гласит статья. Лидеры двух десятков евангелических течений собрались в сентябре для выработки общей позиции: «По учению божьему, семья должна считаться священным институтом, формируемым исключительно союзом мужчины и женщины». Вопреки ожиданиям этот призыв был услышан. Статью 68 отменили, хотя кубинское общество терпимо относится к гомосексуалистам, а дочь Рауля Кастро Мариэла уже не первый год выступает за права ЛГБТ-сообщества.

Хотя «большие» религии находятся под надзором власти, режим понял стратегический интерес привлечения на свою сторону маленьких культов. В 2003 году Фидель Кастро подарил Греческой православной церкви храм в старой Гаване. В 2008 году он поддержал строительство православного Храма Казанской иконы Божией Матери, чтобы укрепить ослабшие связи с Россией. Есть в столице и две синагоги. Хотя Рауль Кастро участвовал в праздновании Хануки в 2010 году, иудейская община Кубы сильно поредела по сравнению с дореволюционным периодом: около 1 000 человек против 15 000 до 1959 года. Отношения Кубы с Израилем до сих пор непростые: остров долгое время был прибежищем для палестинских активистов, тогда как Израиль — единственная страна, которая все еще голосует вместе с США за эмбарго в отношении Кубы.

Более динамичная мусульманская община состоит из потомков сирийских и палестинских иммигрантов. Во время визита в Гавану несколько лет назад президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пообещал профинансировать строительство мечети, которая была закончена в 2015 году. Хранитель готовится к полуденной молитве в пустой мечети: «Наша община насчитывает 3 000 верующих, прием многие по собственному решению приняли ислам. Как, например, я 17 лет назад. Этого мало, но на пятничную молитву тут собирается 300 человек».