Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Популярность Путина на историческом минимуме: впервые его винят в плохой экономике (Aftenposten, Норвегия)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Доверие к Путину достигло исторического минимума из-за экономических проблем, пишет норвежская «Афтенпостен». На примере одного водителя такси автор статьи рассказывает, как рост цен на бензин и не только ударил по россиянам. Таксовать теперь не так выгодно. Но нет худа без добра: на рынке такси почти не осталось нелегалов, что привело к снижению цен и улучшению сервиса.

Доверие к Владимиру Путину достигло в России исторического минимума: уровень доверия президенту еще никогда не был таким низким с момента, когда он на стыке веков пришел к власти.

Впервые на Путина возлагают вину за экономические трудности страны, которые сильно бьют по населению.

Москва — Еще два года назад такси в России означало почти исключительно нелегальных водителей. Ты протягивал руку — и почти сразу выстраивалась очередь машин, готовых тебя отвезти. Чаще всего это были ржавые «Лады», но нередко можно было попасть и на сиденье красивого «Мерседеса» с наемным водителем, который пользовался случаем немного подзаработать, пока его шеф был на встрече.

В последние годы на рынке такси произошла революция. Сегодня такси от «Убера» или «Яндекса» заказывают через приложение. Цена известна заранее, а по карте в мобильном телефоне можно проследить, где находится машина. В результате люди стали намного чаще пользоваться такси, а цены на услуги сильно упали.

«Убер» стал спасением для 33-летнего Георгия Хубулова, который полтора года назад потерял работу заместителя начальника в большой цветочной сети. Несколько месяцев поисков новой работы оказались безрезультатны, и тогда он решил начать водить такси.

«Зарабатываю я мало, но выбора нет. Работаю на износ, чтобы свести концы с концами. Цены на все постоянно растут», — говорит он.

Из-за плохой экономики сейчас лишь 33,4% русских доверяют Путину, согласно новому исследованию аналитического центра ВЦИОМ, заказанному газетой «Ведомости». Это самый низкий показатель, когда-либо зафиксированный государственным институтом исследований общественного мнения. С июля 2015 года он упал более чем на 30%.

В марте прошлого года Путина переизбрали с 77% голосов. Сегодня за него проголосовали бы только 46%, согласно Фонду общественного мнения, который тоже занимается изучением мнения населения.

Спад рейтинга Путина начался еще в мае прошлого года. Эксперты указывали, что все меньше людей верят в пропаганду Кремля. С тех пор доверие к президенту продолжало падать.

Почему россияне теряют доверие? Снижение рейтинга Путина объясняется несколькими причинами, считают российские электоральные эксперты:

— в России седьмой год продолжается экономический спад или стагнация, и россияне чувствуют это по сокращениям количества услуг в сфере здравоохранения и образования;

— седьмой год подряд россияне страдают от значительного сокращения зарплат, поскольку цены растут быстрее, чем оплата труда;

— с нового года НДС увеличился с 18 до 20%.

— пенсионная реформа, которую провели полгода назад, непопулярна. Пенсионный возраст повысится с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 62 лет для женщин;

— многие очень негативно относятся к множеству коррупционных скандалов;

— избиратели устали от вечной конфронтации с Западом, конфликта с Украиной и российского военного вмешательства в события в Сирии.

Перед Рождеством Путин объявил о технологическом прорыве, который должен способствовать экономическому росту, повышению уровня жизни и снижению бедности. Он пообещал, что в течение нескольких лет Россия окажется в числе пяти крупнейших экономик мира.

Однако пока ничто не указывает на то, что это удастся сделать. Недавно бывший министр финансов Алексей Кудрин предостерег, что российская экономика переживает самый долгий с момента окончания Второй мировой войны экономический спад, и предсказал, что экономический рост будет слабым еще долго.

Сильное падение цен на нефть в 2014 году отбросило экономику назад. Санкции Запада, после того как Россия аннексировала украинский полуостров Крым, способствовали подавлению роста.

На самом деле экономика застопорилась еще в 2013 году, когда цена на нефть составляла более 100 долларов за баррель.

Эксперты утверждают, что для того чтобы ускорить экономику, необходимо провести глубокие реформы. Однако мало кто верит, что это произойдет. В России действует система государственного капитализма, в рамках которой государство овладевает все большей долей экономики, а небольшая группа бизнесменов зарабатывает свои состояния благодаря особым привилегиям, предоставленным властями, рассказывает Андрей Колесников из аналитического Московского центра Карнеги.

«Кремль покупает лояльность, ослабляя хватку для тех, кто лоялен, и ни Путин, ни олигархи не хотят менять эту систему. Скорее всего, мы останемся в стагнации еще долго», — говорит он.

Россия заключила соглашение с ОПЕК, организацией стран, экспортирующих нефть, чтобы поднять цены. В прошлом году Россия и Саудовская Аравия договорились о новых ограничениях, которые привели к тому, что в последние недели цена значительно возросла.

Тем не менее экономический рост в России остается низким.

«Повышение цены на нефть больше никак не влияет на рост или спрос, а только приводит к увеличению притока капитала», — сказал бывший министр финансов Алексей Кудрин новостному агентству «Блумберг» (Bloomberg).

Причина этого — большая неуверенность в будущем, не в последнюю очередь в результате санкций Запада, из-за которых предприятия не инвестируют излишки доходов в Россию.

Договор с ОПЕК повлек за собой также повышение цен на бензин.

«Повышение цен на бензин — еще одна важная причина, почему Путин стал менее популярен. Особенно большой рост был в июне прошлого года, и тогда поддержка президента стала снижаться», — говорит Колесников.

В январе цена на бензин снова увеличилась на уровне поставщиков, но на заправках изменений не было. Российские власти приказали производителям бензина заморозить цены до апреля. Эту меру критиковали как метод, взятый из советской плановой экономики, но многие аналитики считают такую социальную политику разумной.

«Цена на бензин имеет большое значение для семейной экономики многих людей. Часть россиян увеличивают свои доходы, водя такси, а порой это и единственный доход семьи», — говорит Колесников.

Пусть цены на бензин и остались прежними, цены на многие важные продукты питания в этом месяце выросли. Эксперты говорят, что Путин потерял иммунитет к критике. Ранее его чествовали за то, что он восстановил Россию в роли великой державы. В то же время вину за проблемы в экономике возлагали на членов правительства и других политиков более низкого уровня.

Исследование Левада-центра, однако, показало, что сейчас 61% россиян считают Путина главным виновником проблем страны, и это самый высокий из когда-либо зафиксированных показателей.

«Критика, которую ранее направляли на правительство, сейчас высказывается в адрес президента», — сказал аналитик Николай Петров газете «Ведомости».

Лев Гудков, руководитель известного аналитического центра «Левада», указывает, что поддержка Путина сильно падала и в декабре 2011 года. В тот раз сотни тысяч человек вышли на демонстрации, протестуя против мошенничества на выборах.

Самый низкий уровень был зафиксирован в ноябре 2013, но сразу после этого популярность президента снова выросла. В марте 2014 года Россия аннексировала украинский полуостров Крым. Вплоть до мая прошлого года поддержка Путина была очень высока.

«Эффект Крыма сделал его очень популярным, но сейчас его сила истощилась. Многие россияне считают, что власти должны работать над тем, чтобы улучшить жизнь рядовых граждан, и что это важнее, чем военные операции за границей, конфронтация с Западом и стремление снова сделать Россию мировой державой», — считает Гудков.

Поэтому ни он, ни другие электоральные эксперты не думают, что новое приключение за границей может положительно повлиять на уровень доверия Путину.

Изменения на рынке такси ранее привели к снижению цен и улучшению сервиса, и в Москве сейчас многие используют такси вместо метро. Согласно исследованию местных столичных властей, в 2012 году нелегальное такси покрывало 80% рынка. Сегодня его почти не осталось.

Водители упорно работают, чтобы наскрести небольшой доход. В прошлом году шофер-киргиз выехал на тротуар и сбил несколько пешеходов. Сначала решили, что это терроризм, но оказалось, что он просто был за рулем 20 часов подряд. Он настолько хотел спать, что перепутал педаль газа с тормозом.

Георгий Хубулов работает по 14 часов в сутки, чтобы добыть достаточно денег. Бывали периоды, когда он работал по 18 часов и спал в машине. Цена на бензин сильно влияет на то, сколько он получает, но ему все равно не нравится мера Путина по замораживанию цен.

«Это делает все только хуже. Когда период заморозки закончится, цены увеличатся еще больше, потому что предприятия захотят компенсировать убытки», — говорит он.

Но о властях в целом он мало что может сказать, и скептически относится к конкретному вопросу о Путине.

«У меня нет желания иметь по этому поводу какое-то мнение. Кстати, напишите там: я голосовал за Путина! Нам ведь больше не за кого голосовать».