Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Medya Günlüğü (Турция): православие и русскость

© РИА Новости Алексей Даничев / Перейти в фотобанкПокровская церковь в государственном историко-архитектурном и этнографическом музее-заповеднике "Кижи"
Покровская церковь в государственном историко-архитектурном и этнографическом музее-заповеднике Кижи
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Русский народ весь в православии. Кто не понимает православия — тот никогда и ничего не поймет в народе». Самих Гювен на страницах «Медья гюнлюю» пытается понять, что же имел ввиду Достоевский в этом своем высказывании. И неожиданно находит ключи к разгадке русской души в книге об истории русской культуры под названием «Танец Наташи» Орландо Файджеса.

В последнее время у меня не выходит из головы одно высказывание Достоевского: «Русский народ весь в православии. Кто не понимает православия — тот никогда и ничего не поймет в народе». Что Достоевский имел в виду?

У меня был один ответ, но мне хотелось вникнуть в эту проблему поглубже. Русские переняли христианство от Византии, а не от Запада. Вероятно, Достоевский говорил о том, что тему религии необходимо рассматривать вместе с вопросом национального и культурного своеобразия. К этому также следует добавить кротость и духовную силу, которая спасает от мучений, что, как полагал Достоевский, присуще русскому крестьянскому классу.

Когда я занимался разными вопросами культуры, связанными с Россией, мое внимание привлекла одна вещь. До принятия христианства в X веке русские, как известно, были язычниками, и есть некоторые традиции того времени, которые смогли дойти до наших дней. Такие как, например, Иван Купала, Масленица, окунание в ледяную воду, новогодняя украшенная ель. Эти традиции сохранились в такой самобытной форме, что некоторые из них даже нашли место в церковных ритуалах.

Иными словами, попытки понимания русского православия выходят далеко за рамки существующих между католицизмом и православием различий толкования и идей, связанных с положением института папства, каноническими и административными инстанциями, вступлением священников в брак, датой рождения Иисуса, происхождением Святого Духа.

Следует учитывать также то, что у русских религиозные верования интегрировались с их собственными культурными и традиционными особенностями, и русские остались более независимыми.

У Орландо Файджеса (Orlando Figes) есть одна важная книга об истории русской культуры под названием «Танец Наташи». Объяснение, которое там приводится, действительно заслуживает внимания.

Как известно, русские приняли христианство в X веке. Это был интересный процесс, в ходе которого они исследовали религии по собственной воле и свободно приняли решение. Файджес подходит к вопросу так.

В X веке Владимир поручает своим представителям изучить разные религии. Познакомившись с жизнью волжских булгар, представители дают неподходящее заключение. Иудаизм тоже не устраивает. Выбор останавливается на христианстве, но церкви в Риме и Германии кажутся слишком простыми, в то время как византийские церкви поражают своим великолепием и художественной красотой. Конечно, также следует принять во внимание торговые и политические связи в то время.

Очень важный смысл имело то, что русские переняли христианство от Византии, а не от западной церкви. Потому что, как поясняет Файджес, в Византии не было папства, которое должно было обеспечить наднациональную преданность. Не было и общего языка, как, например, латынь у католиков. Поэтому православному сообществу в целом удалось сохранить свои национальные черты и создать церкви, предпочитающие оставаться относительно независимыми.

Как пишет Файджес, православные церковные ритуалы допускали национальные и культурные особенности. Иногда даже представляли их, а после завоевания Стамбула в 1453 году считалось, что Москва стала важнейшим центром православия. Таким образом, русские церкви обрели более независимую и оригинальную структуру.

Известно, что особенно в докоммунистический период церкви наряду с такими функциями, как, например, церемонии коронации царей, брачные церемонии, выполняли важную задачу с точки зрения урегулирования национальных проблем, консолидации и мотивации общества.

После коммунистического периода, для которого было характерно дистанцирование от религии, начиная с 1990-х годов православные церкви, как становится понятно, пытаются вернуться к своей исторической миссии.

Поэтому подход русских к религии, очевидно, имел важное влияние на ход истории и культурного развития.