Во время съемок документального фильма «Голубая страсть», которые осуществляются телеканалом «ТРТ хабер» (TRT Haber) совместно с командованием Военно-морских сил Турции, в водах Шиле — Агва была обнаружена немецкая подводная лодка У-23 (U-23). Она затонула во времена Второй мировой войны.

Согласно полученным сведениям, поисково-спасательное судно «Акын» (Akın) в ходе работ в двух милях от Агвы обнаружило подводную лодку на глубине 40 метров и запечатлело ее с помощью дистанционно управляемой аппаратуры.

Поисковые исследования были проведены морским инженером Сельчуком Колаем (Sekçuk Kolay) для документальной передачи «ТРТ хабер» «Голубая страсть»,они проливают свет на еще одну темную страницу истории.

Затонувшую субмарину У-23 обнаружило судно «Акын», которое вошло в состав турецкого флота год назад. На судне, оснащенном современными устройствами подводного поиска, находится дистанционно управляемый подводный аппарат под названием «РОВ» (ROV), который может работать на глубине до тысячи метров.

«Мы рады обнаружить этого потерявшегося в водных глубинах очевидца истории, — отмечает командир судна "Акын" Дженк Ильгюн (Cenk İlgün). — Командование "Акына" всегда находится на службе турецкого народа на голубой родине».

А режиссер документального фильма «Голубая страсть» Хакан Аслан (Hakan Aslan) комментирует: «Мы давно вели исследования, связанные с операциями немецких подводных лодок в Черном море и дальнейшими событиями. Документальный фильм, который мы готовили с помощью подводного персонала и рассказов очевидцев, скоро выйдет на экраны».

История У-23

Во время Второй мировой войны немцы, решив отправить подводный флот в Черное море в рамках операции «Барбаросса», требовали у Турции открыть проливы. Турция в рамках Конвенции Монтре закрыла проливы для военных кораблей, а чтобы препятствовать тайному проходу подводных лодок, проложила в проливах Дарданеллы и Босфор магнитные кабели.

После этого немцы переправили шесть малотоннажных подводных лодок типа II-Б (II-B) длиной 40 метров (У-9 (U-9), У-18 (U-18), У-19 (U-19), У-20 (U-20), У-23 (U-23) и У-24 (U-24)) в разобранном виде наземным и речным путем из Гамбурга в румынский порт Констанца. Субмарины преодолели в общей сложности семь тысяч километров всего за четыре месяца. Отсюда вновь собранные подводные лодки вышли в Черное море. С 27 октября 1942 года по 25 августа 1944 года корабли, называвшиеся 30-й флотилией, совершили 56 операций против российского флота.

К концу войны русские потопили три из упомянутых подводных лодок, и единственная на Черном море база немцев Констанца перешла в руки Красной армии. Германия попросила турецкое правительство открыть проливы для трех своих субмарин У-19, У-20, У-23, попавших в ловушку в Черном море, но этот запрос был отклонен.

Адмирал Карл Дёниц (Karl Dönitz), поняв, что у него нет другого выхода, приказал командирам подводных лодок потопить свои корабли и сойти на берег в Турции. В сентябре 1944 года три подводные лодки встретились близ турецких берегов. После этого У-19 была затоплена в водах Карадениз Эрегли, У-20 — Карасу (Сакарья), У-23 — Агвы. Персонал сошел на берег.

Согласно приказу, экипаж немецких субмарин должен был направиться на юг по территории Анатолии и перейти на оккупированные греческие острова. Экипажи были пойманы на следующий день после схода на берег, и в течение полутора лет находились под надзором в Бейшехире (Ыспарта). Сразу же после окончания войны они вернулись на родину. 13 июля 1994 года спасательное судно турецких военно-морских сил обнаружило подводную лодку У-20 в водах Карасу (Сакарья) на глубине 23 метров.

Во время съемок документального фильма под названием «Голубая страсть: история у наших берегов» в водах залива Фетхие на глубине 270 метров были обнаружены обломки французского пассажирского самолета, который совершал вынужденную посадку на воду в 1953 году. Обнаружение состоялось в 2011 году с помощью поискового судна командования военно-морских сил под названием «Ышын» (Işın).

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.