В течение десятилетий мужчины монополизировали фотоискусство, однако в начале ХХ века женщины начали постепенно входить в эту сферу. Они стремятся задокументировать женский взгляд на свои истории и жизненный опыт. С появлением цифровых технологий в XXI веке женщины стали ещё глубже постигать это искусство и проложили путь к появлению новых тенденций в сторителлинге, которые позволяют передавать опыт в более свободной, но убедительной форме. После многих лет молчаливого позирования перед камерой женщины стали определять сюжет, ракурс и процесс съёмки, используя в своей работе самые различные подходы и методы.

Несмотря на то, что всего 15% работ, представленных на премии World Press Photo Awards, выполнены женщинами и подавляющее большинство фотографий были подписаны именами мужчин, все же многие женщины обратились к объективу фотоаппарата, чтобы выразить себя и рассказать о трудностях, с которыми сталкиваются ежедневно из-за принадлежности к женскому полу. Кроме того, они решили раскритиковать существующие стереотипные представления о месте женщин в мире, их проблемах и изменить их, чтобы приблизить эти представления к реальности. В связи с этим в настоящей работе мы хотели бы рассказать о нескольких арабских женщинах-фотографах, которые смогли пролить свет на ряд проблем, с которыми сталкивается женская половина арабского общества.

Египтянка Хиба Халифа. Что значит быть женщиной в консервативном обществе?

Проект египетского фотографа Хибы Халифы «Сделано в доме» увидел свет после двух лет подготовки, диалогов и домашних встреч, в течение которых группа девушек и женщин раскрывала, какие проблемы и страхи занимают их мысли, а также какие ограничения мешают им вести себя так, как им хочется. Халифа признается, что стимулом для создания этого проекта был страх не состояться в жизни, страх перед изменениями своего тела и ограничения, касающиеся того, каким образом ей нужно одеваться, сидеть и так далее.

Хиба окончила факультет искусств в Каире в 2000 году и превратила свой дом в мастерскую, работая в течение восьми лет в качестве фотографа в египетской газете «Шурук». Она выполняла свои обязанности во время «революции 25 января», и с тех пор камера стала ее главным инструментом для выражения переживаний и отражения различных проблем. Хотя Хиба далека от политики, женщина осознала, что в век фотографии она и ее коллеги могут акцентировать внимание на себе и своих личных проблемах.

Используя свой опыт, Хиба создала сюжет о девушке, которая живет в консервативной египетской семье и чьи амбиции и стремления были ограничены браком, детьми и домашними обязанностями. Посредством своих фотографий египтянка попыталась поставить под сомнение идеи, господствующие в обществе. Ее волнует вопрос: кто решил, что женщина должна быть именно такой?

С другой стороны, в своём проекте Хиба сосредоточилась на отношениях женщины с ее телом и на том, как оно становится для нее бременем, которое определяет, как ей нужно говорить, сидеть и одеваться. Причина — социальные нормы, которые навязывают женщине определенный тип поведения и которые она не может отвергнуть. Стоит отметить, что Хиба провела ряд виртуальных и живых встреч с другими женщинами, чтобы познакомиться с их опытом, узнать их истории и отобразить это в фотографиях и подписях к ним.

В фотографиях египтянки примечательно, какую одежду она использует во время съемок. Это одежда, изготовленная из плохого, резинового материала под названием «Карина». Египетские женщины очень часто носят ее, однако, эта одежда очень неудобна и сковывает движения, а также как нельзя лучше символизирует то, как эти женщины относятся к своему телу.

Иман Даббах из Саудовской Аравии. Саудовские женщины под непривычным углом зрения

Жизнь саудовских женщин всегда привлекала к себе внимание, так как окутана тайной и полна социальных ограничений, которые бессознательно передавались из поколения в поколение. В последнее время Иман Даббах стала известна благодаря тому, что попыталась показать как по-разному живет саудовское общество, особенно женская его часть. Так, Даббах создала проект под названием «Не стыдно», чтобы рассказать о различных моделях жизни саудовских женщин, многообразии ситуаций и их контрасте, что далеко от стереотипов, которые так часто распространяют средства массовой информации.

 

 

В своем интервью для «Би-би-си» (BBC) фотограф рассказывает, что слово «стыд» всегда звучало в ее окружении. Сегодня она пытается противостоять этому явлению в своей работе, сосредотачиваясь на всех типах поведения и деятельности, которыми занимаются люди в целях самовыражения, в то время как общество считает такие действия чем-то постыдным. Например, это танцы на публике, пение и музыка, хотя это всего лишь показывает, насколько многообразно общество.

Марокканка Фатима Эз-Захраа Сари. Социальный и биологический аспект жизни арабских женщин

История отношений Фатимы с фотоискусством началась с того, что она не смогла изучать фотографию за пределами своего родного города, так как социальные нормы не позволяют девушкам обретать независимость от своих семей, учась в других городах. Однако она решила продолжить заниматься фотографией, чтобы отразить в своих работах то общественное давление, с которым сталкивается. Кроме того, она хочет отразить реалии жизни многих женщин в обществах, которые игнорируют ее человеческую и биологическую природу и вынуждают их придерживаться определенных ролей.

«Эта тема, конечно, имеет для меня личный характер. Поскольку я живу в консервативном обществе, то решила в своих работах обратить внимание на повседневные проблемы и ситуации, которые меня беспокоят, мышление окружающих меня людей и восприятие женщин как маргинальной части общества», — рассказывает Фатима о начале своей деятельности в качестве фотографа.

Во время своей работы марокканка часто подвергалась критике за «преходящее» содержание своих работ, к примеру, за изображение гигиенических прокладок или обращение к теме женского менструального цикла. «Я хотела коснуться вопросов гигиенических прокладок и менструального цикла, поскольку эти темы табуированы в нашем обществе, хотя это естественный процесс, который люди должны принять», — рассуждает девушка.

На другой ее фотографии мы видим мужчину, позирующего с газетой, рядом с которым на земле сидит женщина. Фатима говорит, что большинство семей не дают девочкам возможность ходить в начальную школу, чтобы выдать их замуж, в то время как молодых людей отправляют за границу, чтобы они получили там образование. Все это происходит лишь на том основании, что место девушки всегда в доме, а мужчина должен учиться и преуспевать в этой жизни. Именно поэтому на фотографии появляется мужчина, который читает, как если бы знания и культура предназначались исключительно для мужчины, в то время как женщина использует остатки бумаги для разжигания огня и приготовления чая, что отражает ее предназначение в традиционных обществах.

Фатима Эз-Захраа считает, что истории, которые она рассказывает при помощи фотографии, способны побудить женщин ломать навязанные им стереотипы, ограничивающие их свободу и игнорирующие их амбиции и способности.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.