Al-Jazeera (Катар): эмбриология и научные чудеса в священном Коране

© Depositphotos.com / agsandrewРебенок
Ребенок
«Научные чудеса» Корана — так называется область знаний, в рамках которой исследователи и богословы доказывают, что в священной книге мусульман указания на физические законы появились задолго до их установления современной наукой. Есть, например, аят про постоянно расширяющуюся Вселенную, а есть аят, где с удивительной точностью описаны стадии развития эмбриона.

Исследователи открыли для себя сравнительно новую научную область, которая была названа «научными чудесами» священного Корана. В своих работах они пытаются доказать, что в священной книге мусульман содержатся указания на множество фактов, которые позже были установлены современными науками благодаря удивительному прогрессу, достигнутому человечеством в этой области. В данной связи мы должны отметить, что в своей работе не будем ни возносить хвалу и почести этой области знаний, ни подвергать ее суровой критике.

Однако мы должны признать, что многие из тезисов исследований исламских учёных, посвящённых научным чудесам священного Корана, подлежат дальнейшей интерпретации, и мы все еще нуждаемся в систематизации полученных в этой области знаний. В то же время это вовсе не значит, что эти тезисы ошибочны или авторы подгоняют их к результатам, к которым пришли. Скорее мы призываем выдержать паузу, прежде чем поддаться привлекательности такого необычного термина, как «научное чудо». Кроме того, мы должны попытаться без насмешек и пренебрежения понять, к каким выводам эти исследователи пришли в своих работах.

В Коране мы читаем: «О сонмище джиннов и людей! Если вы можете проникнуть за пределы небес и земли, то проникните. Но вы не проникните, не обладая властью! (55:33)» (перевод сур здесь и далее — Э. Кулиев, прим. ред.) Некоторые из упомянутых исследователей утверждают, что этот аят — четкое указание на открытие космоса и появление в нем космических кораблей.

Другие приводят следующий аят как подтверждение научного факта из квантовой физики о том, что Вселенная бесконечна и постоянно расширяется: «Мы воздвигли небо благодаря могуществу, и Мы его расширяем (51:47)».

А третьи считают, что «Сидрат аль-мунтаха» («лотос крайнего предела» — в исламской традиции дерево на седьмом небе возле престола Аллаха, прим. ред.) на самом деле намекает на «чёрную дыру» — одну из тех, о существовании которых заявляют выдающиеся учёные-физики — и что, возможно, рай и ад могут находиться за одной из этих дыр!

Мы не будем вступать в дебаты по поводу обоснованности или правдивости этих гипотез. Тем не менее, мы хотели бы указать на очень важный момент, который резюмирует наш взгляд на такую область знаний, как научные чудеса в священном Коране. Изучение этой темы похвально: она содержит вопросы, которые будоражат умы исследователей. И напротив, ни в коем случае нельзя ждать, что человек безоговорочно примет эти положения, чтобы встать на защиту веры и отказаться от сомнений, атеизма и отрицания.

Один момент, который может быть для нас неочевидным, заключается в том, что современная наука, или то, что на английском языке называют science, не является чем-то непогрешимым, она не лишена субъективного аспекта. Манипулирование может иметь место во многих исследованиях, служить скрытым интересам: и богословы, и ученые могут ошибаться в своих изысканиях и утверждениях. Поэтому мы не можем говорить «это не дело веры» и отдавать священную книгу на откуп науки.

Язык священного Корана хотя и актуален для всех времен, в современном смысле не является языком науки. Таким образом, подчинение его драгоценных аятов и твёрдых правил области научных чудес может оскорбить и Коран, и науку одновременно. Наука — это одно, а вера — нечто совершенно иное, и нельзя смешивать эти два понятия, поскольку последствия могут быть неожиданными. Сегодня мы видим, что область научных чудес в священном Коране привлекает к себе очень большое внимание, хотя учёные и учащиеся могли бы извлечь вдвое больше пользы, если бы уделяли больше времени другим областям знаний.

Тем не менее, священный Коран содержит научные факты, которые упоминаются в нем в прямой форме, без каких-либо намеков и двусмысленностей. Их достоверность была чудесным образом доказана в свете достижений современной науки, что было признано учеными-немусульманами. В частности, это касается, например, ниспосланных откровений о зародыше и развитии плода в утробе матери. Всемогущий говорит: «Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины. Потом Мы поместили его каплей в надежном месте. Потом Мы создали из капли сгусток крови, потом создали из сгустка крови разжеванный кусочек, потом создали из этого кусочка кости, и потом облекли кости мясом. Потом Мы вырастили его в другом творении. Благословен же Аллах, Наилучший из творцов! 23: 12-14)».

В этих аятах Аллах удивительным образом и с большой точностью описал стадии развития плода, который в самом начале представляет собой «нутфа» (капля влаги) и превращается в «аляка» (сгусток крови). Это произошло на бесплодной земле, в которой не было ни знаний, ни прогресса, ни технологий, за сотни лет до того, как это докажет современная эмбриология. Это чудесное обстоятельство заслужило щедрый жест со стороны одного из ведущих в мире эмбриологов: Кита Мура (Keith L. Moore). Во вступительной главе к своему университетскому учебнику по эмбриологии, который используется во многих медицинских образовательных учреждениях по всему миру, Мур пишет, что священный Коран — это единственная религиозная книга, в которой были с точностью описаны этапы развития плода.

«Нутфа» — это сперма, затем следует ее преобразование в сгусток, который «прикрепляется» к стенке матки. «Мудга» (кусок плоти) — это эмбрион после нескольких недель с момента своего появления, напоминающий жевательную резинку с отметинами от зубов, согласно последним данным, полученным в сфере медицины благодаря технологиям в области визуализации и диагностики. Ровно так же появление костей прежде самого тела является одним из коранических фактов, которые подтверждаются современной эмбриологией. Я хотел бы сослаться на другой аят: «Он создает вас в утробах ваших матерей: одно творение появляется вслед за другим в трех мраках. Таков Аллах, ваш Господь. Ему принадлежит власть. Нет божества, кроме Него. До чего же вы отвращены от истины! (39:6)». В этом аяте содержится четкое указание на «три мрака», которые окружают плод в утробе матери. Как свидетельствует современная эмбриология, это тьма брюшной стенки, тьма маточной стенки и тьма плаценты.

Другими словами, священный Коран останется одним из великих чудес, независимо от того, признает это наука или нет, а также независимо от того, доказали ли это в своих исследованиях ученые, изучающие такую область знаний, как научные чудеса Корана.

Билал Рамз Бакри, врач.