Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Le Figaro (Франция): без участия имамов христиане исчезнут с Востока

© AP Photo / Mohammed BallasПалестинские христиане на церемонии, посвященной Пальмовому воскресенью
Палестинские христиане на церемонии, посвященной Пальмовому воскресенью
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Христиане смогут остаться на Востоке только в том случае, если мусульмане и имамы вступят в борьбу с идеологической обработкой, господствующей там на протяжении долгих лет, считают Патрик Карам и Эли Хаддад из Координационного комитета восточных христиан. Чтобы христиане могли вернуться на родную землю своей веры, им нужно вернуть не только их деревни, но и человеческое достоинство.

Впервые с 2011 года христиане Ирака и Сирии смогут отпраздновать пасхальную неделю без прямой угрозы со стороны «Исламского государства» (запрещенная в России террористическая организация — прим.ред.). На протяжении всех этих лет христианские общины жили в тени расправ и страха, пытались бежать с родной земли в более спокойные места, где они могли исповедовать свою веру без необходимости платить дань имуществом или кровью.

Эта свобода веры недешево им обошлась: им пришлось, не оглядываясь, оставить позади дома и имущество, хотя они два тысячелетия жили на этой земле, возделывали ее, орошали ее собственным потом, внесли вклад в ее развитие и процветание.

Ливанские христиане привезли первый печатный станок и наладили выпуск книг, развивали искусство и театр. Египетские христиане первыми стали выпускать газеты. Сирийские христиане создали первые политические движения за освобождение и эмансипацию народов региона. Именно они формировали теории об арабизме и светском обществе.

На христиан приходилась треть населения Востока в начале ХХ века и пятая часть 50 лет спустя. Сегодня же они стали меньшинством, представляют всего 3-5% жителей, практически полностью исчезают в странах вроде Ирака и везде вытесняются на периферию политической жизни. Заявить о себе и вернуть свое место удалось только ливанским христианам благодаря генералу Мишелю Ауну, который стал президентом и мощным символом христианского лидера арабо-мусульманской страны.

На протяжении всех этих лет мученичества восточных христиан Запад проявил себя не с лучшей стороны и закрыл глаза на лежавшую на нем ответственность. История запомнит, что многие западные правительства поддержали (напрямую, опосредованно или чаще тайно) экстремистские исламистские движения, пытались разделить их на хороших и плохих, закрывали глаза на их зверства и массовые убийства, отказывали в любой поддержке христианскому населению и разве что облегчали его исход, играя тем самым на руку исламистам.

Сейчас ИГ побеждено, а прямые угрозы для христиан и меньшинств на Востоке ослабли. Но означает ли это, что опасность миновала? Разумеется, нет.

И хотя огонь стихает, а пепел оседает, демографическая картина отнюдь не приносит успокоения. Бежавшие христиане, судя по всему, не хотят возвращаться обратно. Прежде всего, потому что дискриминация и системное насилие в их адрес на религиозной почве сохраняются и обостряются везде за исключением Ливана. Без христиан Восток никогда не сможет вернуть его существовавший до недавнего времени открытый и толерантный облик. Без христиан Восток навсегда останется рассадником экстремизма и будет плодить тысячи новых Бин Ладенов и Багдади. Без христиан на Востоке будут еще более систематическим образом появляться террористические группы, которые сменят идентичность, но сохранят тот же самый преступный и бесчеловечный дух, останутся постоянной угрозой для свободы и демократии в этом соседнем с нашим мире.

Для того чтобы христиане могли вернуться на родную землю своей веры, им необходимо вернуть не только свои деревни, но и человеческое достоинство.

Международное сообщество должно помочь восточным христианам отстроить не только дома, но и школы и церкви, чтобы они вновь обрели крышу над головой и необходимые условия для восстановления спокойной и безопасной жизни.

Как бы то ни было, помимо материальной стороны вопроса, необходимо позволить восточным христианам вновь обрести достойную жизнь, без которой они никогда не осмелятся вернуться из тех мест, куда бежали.

Так, региональные силы должны при поддержке международного сообщества сделать так, чтобы христиане обрели свое место в качестве полноценных граждан, с равными правами и обязанностями. Это заложит основу концепции мирного сосуществования разных общин Востока и устойчивых перемен политической и социальной картины. Христиане больше не согласны быть «зимми» или «неверными», как их называли, чтобы ослабить их позиции и оттеснить в сторону, лишить их имущества и прав. С 1970-х годов некоторые мусульманские страны, в частности Саудовская Аравия и Катар, посеяли с помощью нефтедолларов и безоговорочной поддержки Запада (и прежде всего США) зерна идеологического наступления на коммунизм, которое должно было взять под прицел Советский Союз и заставить его увязнуть в Афганистане. При этом оно также насадило фундаменталистское и джихадистское прочтение ислама, которое вытеснило всех мусульман на периферию или даже выступало за их ликвидацию. Сегодня необходимо пойти против этих губительных доктрин с помощью хартии прав человека, которая представляет собой единственно возможное противоядие.

Именно в таком духе Координационный совет восточных христиан провел в декабре в Париже международную конференцию, где собрались высокопоставленные религиозные деятели восьми стран, представляющие все вероисповедания Востока.

Эта встреча стала сигналом к тому, что вопрос восточных христиан не будет решаться одними лишь восточными мусульманами, как не будет он решаться и без них. Это означает, что нужно избежать двух подводных камней. Во-первых, нельзя допустить, чтобы некоторые воспользовались ситуацией и представили всех мусульман угнетателями христиан, подчеркнув, что им не место на Западе. Во-вторых, следует бороться с представлениями о том, что отправившиеся с гуманитарной миссией священники представляют Запад и в первую очередь хотят помочь христианам. Мусульманское население может приравнять это к новому эпизоду религиозной войны, поскольку в таком случае получалось бы, что христианский Запад помогает восточным христианам, которые становятся чем-то вроде пятой колонны иностранного влияния. Это подрывает основы христианского присутствия, хотя восточный христианин гораздо ближе к мусульманину, чем к западному христианину.

Речь идет о защите прав человека, которые подразумевают свободу в вере, образовании, владении храмами и выражении веры… Все упирается в равенство прав и обязанностей.

Подписанная всеми религиозными деятелями международная декларация из десяти пунктов стала основополагающим актом для нового подхода и первым в своем роде документом в мире. В ней отмечается, что христиане представляют собой не меньшинство, а полноценных граждан с теми же правами и обязанностями, что есть у мусульман. Это революция, которая идет против заразившей эти страны риторики салафитов и «Братьев-мусульман». Далее, это признание за христианами права жить на этой земле, поскольку они представляют собой самую древнюю составляющую наций, а вовсе не пришли откуда-то извне, как считают многие.

Заявление идет еще дальше: если Запад не хочет участвовать в восстановлении церквей, то мусульмане говорят, что оно жизненно необходимо. Берут они на себя и другое значимое обязательство: речь идет о борьбе с дискриминацией христиан, а также единогласном осуждении ИГ и признании преступлений против человечности, которые наносят удар по образу ислама.

Комитет не собирается останавливаться на достигнутом и уже запланировал конкретные действия, чтобы проложить путь для реализации этой концепции с задействованием имамов, мечеть за мечетью. Тем не менее западные политические власти должны поддержать этот шаг всеми средствами и добиться участия восточных правительств и гражданского общества с помощью религиозных инстанций, чтобы воплотить планы на практике и окончательно перевернуть болезненную страницу истории войн и массовых убийств.

Защита восточных христиан представляет собой принципиальную борьбу и в то же время необходимую превентивную меру, если Запад на самом деле дорожит своей демократией и свободой, не хочет жить под ярмом пришедшего из темных веков исламистского экстремизма. Борьба восточных христиан не может быть политической видимостью: она крайне важна для сохранения диалога христиан и мусульман, Востока и Запада. На кону стоят богатство этих стран и диалог с Западом.

Восточные христиане смогут выжить лишь в том случае, если мусульмане и имамы встанут на борьбу с ведущейся на протяжении многих лет пропагандой. Тем не менее быстро победить в этой борьбе не получится, а западным дипломатиям и международному сообществу нужно будет проявить упорство и последовательность, чтобы напомнить об этом восточным странам.