Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Асахи симбун (Япония): парадоксы и надежды российского футбола после Чемпионата мира

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В прошлом году успехи национальной сборной России на Чемпионате мира по футболу превзошли все ожидания, и, вероятно поэтому посещаемость в сезон 2018/2019 оказалась рекордной для российского футбола. Однако у сочинского стадиона «Фишт» посещаемость была заметно ниже, после чего администрация Кремля придумала хитрый план, как «из ничего создать там клуб премьер-лиги», пишет издание.

Завершился первый сезон РПЛ после ЧМ

Как и в европейских странах, российский футбольный сезон проходит по системе «осень — весна». 26 мая был сыгран последний тур, который стал завершением сезона 2018/2019. Спустя четыре года питерский «Зенит» вернул себе чемпионское звание.

С июня по июль 2018 года в России проходил Чемпионат мира по футболу, в связи с чем футбольный сезон 2018/2019 стал крайне важной проверкой. Сам ЧМ был проведен на высшем уровне. Результаты национальной сборной России превзошли все ожидания, после чего возник вопрос — смогут ли этот успех конвертировать в развитие национального футбола. 

В центре внимания оказались следующие задачи: использование построенных к ЧМ стадионов и увеличение числа футбольных зрителей. Подробнее о них рассказано в моей статье от июля прошлого года «Наследие Чемпионата мира по футболу легло тяжелым бременем на Россию».

Рекордная посещаемость

В сезоне 2018/2019 посещаемость составила 4,04 миллиона зрителей, что является рекордным результатом за всю историю российского футбола. Я думаю, что на это позитивно повлияли такие факторы, как новые стадионы, построенные к ЧМ, желание болельщиков увидеть игроков национальной сборной, а также победа популярного клуба из Санкт-Петербурга. 

Можно сказать, что в определенном смысле российским футбольным кругам удалось передать энергию ЧМ национальному чемпионату. 

В настоящее время эффективно и интенсивно используются такие подготовленные к ЧМ стадионы, как «Санкт-Петербург», «Ростов Арена» и «Спартак» в Москве.

Интенсивность использования всех остальных стадионов не превышает 50%. Показатели Сочи, Саранска и Калининграда не радуют совсем. Это вполне естественно, поскольку не все стадионы являются домашней ареной для клубов премьер-лиги. Команды, которые базируются в Сочи, Волгограде, Нижнем Новгороде, Саранске и Калининграде, в сезоне 2018/2019 играли во втором дивизионе: Футбольной национальной лиге (ФНЛ).

Пример «Сочи» как авторитарного управления в футболе 

В сезоне 2018/2019 наихудшая посещаемость была у сочинской арены. Средний показатель составил всего 3948 человек. 

Сочинский стадион «Фишт» был построен в качестве основной арены зимних Олимпийских игр Сочи, прошедших в 2014 году. Затем он был переделан в специализированный футбольный стадион к ЧМ по футболу 2018 года. Между тем Сочи — весьма специфический город. Поскольку это курортное место, там проживает мало людей. Рядом со стадионом вообще нет ничего, кроме спортивных объектов (добираться из города туда крайне непросто). 

В Сочи долгое время не было местного клуба. Даже не предполагалось, что после ЧМ стадион станет домашней ареной для какой-либо футбольной команды. 

И тогда администрация Путина предприняла беспрецедентные меры. Власти обратили внимание на второй после «Зенита» питерский клуб «Динамо». В сезоне 2017/2018 он финишировал в ФНЛ на шестом месте. 

В июне 2018 года было решено переместить «Динамо» в южный город и переименовать его в ФК «Сочи». Сообщалось, что это решение отражало непреодолимое желание администрации Путина. Более того, поскольку в сезоне 2018/2019 команда завоевала серебряные медали ФНЛ, она автоматически перешла в премьер-лигу, и в сезоне 2019/2020 будет играть там. 

Таким образом, в Сочи всего за год из ничего возник клуб премьер-лиги. Стоит отметить, что ФК «Сочи» владеет бизнесмен Борис Ротенберг. Он обладает политическим влиянием и с детства дружит с Путиным. 

Естественно, эффективное использование стадионов, наследия ЧМ — это задача государственной важности для России. Несмотря на это, создание футбольного клуба в качестве приложения к стадиону вызывает недоумение. Назревает вопрос: сколько же зрителей в новом сезоне сумеет привлечь арена «Фишт», вместимость которой составляет 47700 человек?