Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Нацисты, сексизм, культурное присвоение: проблемные стороны йоги (Bento, Германия)

Йога — это больше чем расслабление и фитнес

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Попотеть, завязаться узлом, расслабиться. Скорее всего, именно эти цели преследуют сегодня большинство любителей йоги. Но йога — это намного больше, чем просто асаны, то есть физические упражнения. Ее можно рассматривать как объект колониально-расистской практики культурного присвоения.

Тот, кто серьезно изучает этот культурный феномен, насчитывающий многие столетия, может подвергнуть йогу вполне критическому анализу. То, чем мы занимаемся в фитнес-клубах Берлина или Бергиш-Гладбаха, лишь в самой незначительной степени соответствует идее йоги. В одном из известнейших текстов о йоге — «Хатха-йога-прадипика» — написано, что спортивная йога служит лишь подготовкой к спокойному сидению, то есть к медитации. Потому что йога — это стиль жизни, к которому относятся способность концентрировать внимание, дыхание, питание и многое другое.

Йога, практикуемая нами сегодня, — продукт колониализма. Йога возникла в Индии. В первых текстах говорится в основном о медитации и дыхательных упражнениях. Позднее к этому добавились физические упражнения — асаны. Во время иностранного владычества персидских и среднеазиатских завоевателей, а также в годы английского колониального господства йога была предана забвению. Лишь в XIX веке практическая йога стала вновь популярна: британцы стали использовать асаны в качестве фитнеса. Так возникло понимание йоги как преимущественно физической практики. В таком качестве она и попала в Европу в ХХ веке.

Йогу можно рассматривать как объект культурного присвоения. Это понятие обозначает «колониально-расистскую практику, при которой главенствующее общество находит нечто в культуре подчиненных групп, прежде всего колонизуемых, вырывает это из контекста и присваивает», — написала журналистка Хенгамех Ягхообифарах (Hengameh Yaghoobifarah) в берлинской газете «Тагесцайтунг» (Tageszeitung). То есть: некоторые люди перенимают моду, язык или обычаи иных этнических групп, вырывают их из традиционного контекста и используют для своих целей и тем самым лишают их первоначального смысла. Так поступили и британцы, превратив жизненную философию в упражнения для растяжки мышц.

Йогу использовали и национал-социалисты для своих целей. Генрих Гиммлер интерпретировал библию индуистов «Бхагавадгиту» как «тайное знание арийцев». Говорят, что Гиммлер занимался йогой, чтобы избавиться от болей в животе. Из одного из текстов о йоге познания он вывел необходимость убивать с внутренним спокойствием, чтобы таким образом оправдывать свои преступления.

Известной нам йоге вдобавок не чужды и сексистские черты. После того как в пятидесятые году преимущественно гуру мужского пола приехали в Европу и распространили йогу, ее западная интерпретация изменилась еще раз: йога стала не только «телесной», она еще и изменила пол. На рубеже тысячелетий йога превратилась в спорт для домохозяев из среднего класса. С практической йогой стали ассоциировать расслабление, растяжку и тренировку концентрации внимания, то есть атрибуты, мало подходящие для мужских видов спорта.

Правда, сегодня эти гендерные границы во многом утратили свое значение — возможно потому, что спортивная йога вписалась в современные тренды фитнеса и тренировки концентрации внимания. В берлинских студиях йоги мужчин практически столько же, сколько и женщин. В приложении для романтических знакомств «Тиндер» некоторые мужчины с гордостью демонстрируют, как ловко выполняют комплекс из йоги «Приветствие солнцу».

Тем не менее йога возникла в патриархальном обществе, тексты по ее теории и истории написаны в основном мужчинами и практикуется она ими же. Положение гуру в йоге также свидетельствует о ее патриархально-иерархической структуре. Йога живет благодаря своим пионерам и поборникам — влиятельным учителям, которые ассоциируются со славой и силой.

Актуален ли еще феномен гуру? «Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала уяснить себе, что собственно означает слово гуру», — говорит Янна Алиетс (33 года), которая шесть лет преподает йогу, а также ведет семинары по йоге в аспектах феминизма, критической теории и постколониализма. Слова «гуру» на санскрите означает в вольном переводе «принцип озарения». В индуистском понимании гуру может быть чем угодно: местом, музыкой, упражнением. «Но многие ошибочно считают, что гуру — это седовласый старик с бородой», — говорит Янна.

Особенно в коммерциализированных сферах люди присваивают себе титул гуру, чтобы пользоваться имиджем этого понятия. Многие преподаватели йоги забывают, что они — только посредники между идеей йоги и учениками, считает Янна. Но ведь «ученики создают гуру».

Что же значит все это для людей, практикующих йогу или желающих ею заняться? Одни люди занимаются йогой всего лишь ради физической активности. Другим этого мало. Они хотят узнать больше о йоге и решают изучать её теорию и практику. В рамках этих занятий они столкнутся и с критическим разбором проблемных аспектов йоги. В конечном итоге каждый сам должен решить для себя, как ему относиться к традициям и практике йоги. «Йога — это то, что мы из нее делаем», — говорит преподаватель йоги Янна.