Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Yle (Финляндия): балетные образы называют расистскими и несовременными

Китайские персонажи в «Щелкунчике» вызывают чувство стыда

© РИА Новости Александр Кряжев / Перейти в фотобанкПремьера балета "Щелкунчик" в Новосибирском театре оперы и балета
Премьера балета Щелкунчик в Новосибирском театре оперы и балета
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Создается впечатление, что автора статьи вдохновил для ее написания тот факт, что в Америке обратили внимание на расизм в балетных постановках. Объектом критики за проявление расизма стал на этот раз «Щелкунчик». Оказывается, у автора вызывают чувство стыда китайские персонажи этого балета.

Искусство балета замерло в развитии на периоде между двумя мировыми войнами. Понятие классического искусства позволяет не менять старые образы.

В англо-американской культуре балет «Щелкунчик» ассоциируется с Рождеством. Эта традиция пришла и в Финляндию. Перед Рождеством балет «Щелкунчик» часто включают в программу Национального балета Финляндии.

Балет «Щелкунчик» был написан по мотивам произведения Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». По сюжету произведения девочка Мари в ожидании Рождества засыпает под елью. Во сне Щелкунчик, подаренный ей накануне Рождества, оживает и ведет Мари навстречу приключениям в королевство сладостей.

Путешествие по королевству описывается в балете разными танцами. Один из них — «Чайный танец», то есть китайский танец.

Исполнители китайского танца часто одеты в костюмы с китайскими мотивами. Однако в костюмах, танцевальных движениях и гриме в целом нет ничего общего с китайской культурой. Танец отражает стереотипные представления об азиатской или китайской культуре, которые европейцы придумали сами.

В Америке уже обратили внимание на расизм в балетных постановках

Критик Линдси Виншип (Lindsay Winship) пишет в газете «Гардиан» (The Guardian), что вытянутые указательные пальцы в «Чайном танце» символизируют китайские палочки для еды.

У мужчин-танцоров часто бывают длинные черные усы, которые стали чертой образа китайских мужчин после появления персонажа Фу Манчу, созданного английским писателем Саксом Ромером (Sax Rohmer). Танцорам обычно накладывают на кожу желтоватый грим и делают раскосые глаза.

«Особенно много в газетах и СМИ говорят о „Чайном" (китайском) и „Кофейном" (арабском) танцах», — пишет исследователь танца Ханна Ярвинен (Hanna Järvinen).

«„Чайный" и „Кофейный" танцы основываются на расистских стереотипах, то есть исполняются в нарочито простой и оскорбляющей манере. Во многих американских постановках это эпизод был изъят из балета или изменен».

Моменты, не выдерживающие критики нашего времени, есть не только в «Щелкунчике», но и в других произведениях.

По мнению Ярвинен, на расистские элементы в балетных постановках обращают особое внимание в Америке последние десять лет. Во многих других странах, таких как Россия, эти темы пока даже не поднимались.

Понятие классического балета появилось только после Первой мировой войны

Позицию хореографов часто обосновывают опорой на классические традиции.

По мнению исследователя танца Ханны Ярвинен, понятие классического балета было выделено в искусстве танца только в период между Первой и Второй мировой войной. Ценность балета хотели возвысить над другими видами искусства. Этого добились, назвав балет искусством европейских императорских дворов. Тогда же был введен термин «классический балет».

В 1931 году танцовщица и хореограф Нинет де Валуа (Ninette de Valois) основала труппу «Королевский балет» (The Royal Ballet). Труппа долгое время выступала под названием «Вик-Уэллс балле» (The Vic-Wells Ballet), но де Валуа добилась того, чтобы использовалось прилагательное «королевский».

Королева Елизавета II присвоила балетной труппе почетное название в 1956 году. Де Валуа с удовольствием использовала понятие классического балета.

И сейчас все представляют труппу «Королевский балет» как что-то очень возвышенное и думают, что труппа появилась гораздо раньше, чем на самом деле. Возвышенный образ подкрепляется тем, что произведения, впервые показанные в XIX веке, были названы классическими. Претензии к деталям произведений казались посягательством на что-то святое.

В свое время в балетные представления постоянно вносились изменения

Однако балетные представления не всегда были неизменными и часто являлись объектом критики.

«Большая часть известного репертуара классического балета появилась в XIX веке. Тогда единственным способом сохранить произведение было его изменение», — говорит Ханна Ярвинен.

К примеру, 80% зрителей, которые приходили на выступления Мариинского театра, были держателями абонементов. Получается, каждый вечер в театр ходили одни и те же люди.

На представления приходили, чтобы встретиться с друзьями, поесть и выпить. В балетных выступлениях должны были быть неожиданные повороты, чтобы зрители не заскучали. Такого мнения придерживался, к примеру, самый известный балетмейстер в мире Мариус Петипа (1818-1910). Он выступал против точного запоминания всех шагов, хореографической нотации.

«По его мнению, в нотациях необходимости не было, ведь хореограф должен был постоянно обновлять произведение. Каждое новое выступление должно было быть другим, и каждому танцору балета нужно было показать свои таланты», — рассказывает Ярвинен.

В русском балете есть проблемы своего уровня

Балет как вид искусства несет в себе бремя европейского колониализма. Это заметно практически во всех классических произведениях. В некоторых постановках музыка тоже может быть объектом критики. Несколько ударов в гонг или визг скрипки могут использоваться как намек на место действия. В воображении зрителя появляются образы.

Когда появлялись замечания о расизме, в постановку пытались внести изменения. Иногда для исполнения определенной роли, из-за которой постановку называли расистской, нанимали темнокожего человека.

«Какой бред! Человека другой расы используют для демонстрации навязанных стереотипов!» — вздыхает Ярвинен.

Одна из самых известных в мире афроамериканских балерин Мисти Коупленд (Misty Copeland) недавно раскритиковала Большой театр за образы танцовщиц в балете «Баядерка». В России на лица исполнителей этих ролей обычно наносят черный грим, они выступают в темных трико и перчатках.

 

Тогда же афроамериканская танцовщица Дана Николс (Dana Nichols) рассказала о своем визите в петербургский Мариинский театр в составе балетной труппы. Темного цвета ее кожи было недостаточно для российского работодателя. Ей нанесли дополнительный темный грим.

 

«В балете все еще есть расистские персонажи, потому что у нас расистская культура. Объект притеснения не обязан менять эту структуру — это задача господствующей культуры», — говорит Ярвинен.

По словам Ханны Ярвинен, «Чайный танец» и «Кофейный танец» можно легко исполнить по-другому. За сто лет это произведение сильно изменилось во всех отношениях, в том числе и в вопросах хореографии. Сам сюжет не вынуждает танцоров использовать расистские стереотипы.