Совместная книга Бенедикта XVI и кардинала Сары «Из глубины наших сердец» выходит 15 января в издательстве Fayard. «Фигаро» смог получить ее и сейчас публикует ряд ключевых отрывков. Те из них, что приведены без подписи, были взяты из вступления и заключения книги, написанных совместно Бенедиктом XVI и кардиналом Сарой.

Я не могу молчать

Мы встречались на протяжении нескольких месяцев, когда в мире вовсю шумел странный синод СМИ, отодвинувший в сторону настоящий синод. Мы обсуждали наши соображения и тревоги. Молились и размышляли в тишине. Эти встречи успокоили нас и укрепили нашу решимость. Наши шедшие разными путями размышления легли в основу нашей переписки. Схожесть нашего беспокойства и близость выводов подтолкнули нас к тому, чтобы представить плод нашего труда и нашей духовной дружбы всем верующим, как это сделал Святой Августин. Как и он, мы говорим: «Silere non possum! Я не могу молчать! Я знаю, как губительно для меня будет это молчание. Потому что я не хочу довольствоваться церковными почестями, а считаю, что мне предстоит отчитываться перед Христом, первым из пастырей, за доверенных мне овец. Я не могу молчать или прикрываться неведением». (…) Мы делаем это в духе любви к единству церкви. Если идеология разделяет, то правда объединяет сердца. Рассмотрение доктрины спасения может лишь объединить церковь вокруг ее божественного Владыки. Мы поступаем так в духе милосердия.

Доверенная церкви небывалая миссия

Крест Иисуса Христа — это акт любви, который совершает настоящее примирение между Богом и отмеченным грехом миром. Именно поэтому это событие, которое не является культурным само по себе, представляет собой высшее почитание Бога. В Кресте «катабатическая» линия сошествия Бога и «анабатическая» линия приношения человечности Богу становятся единым актом. Для Креста тело Христа стало новым Храмом после его воскрешения. В святом причастии Церковь и даже человечность без конца привлекаются и вовлекаются в этот процесс. В Кресте Христовом (…) сформировалась новая вера. Любовь к Христу, которая все еще присутствует в причастии, является новым актом почитания. Как следствие, духовенство Израиля лишилось роли в служении любви, которое до сих пор означает почитание Бога. Такое новое единение любви и религии, критики культа и прославления Бога на службе любви, безусловно, стало небывалой миссией, которая была возложена на Церковь и которую по-новому пытается выполнить каждое поколение.

Бенедикт XVI

Онтологическое воздержание

Ежедневное участие в ритуале святого причастия, который подразумевает постоянное служение Богу, естественным образом означает невозможность супружеской связи. Можно сказать, что функциональное половое воздержание превратилось в онтологическое воздержание. В наши дни все это слишком часто называют следствием презрения к телесным и половым связям. Такое суждение неверно. В доказательство тому следует напомнить, что Церковь всегда считала брак даром Бога со времен рая на Земле. Как бы то ни было, супружеская жизнь требует от мужчины полностью посвятить себя ей, но точно того же требует от него и служение Господу. Таким образом, реализовать и то, и другое одновременно не представляется возможным. В результате, отказ от брака для полного предоставления себя Господу стал критерием служителя церкви. Что касается одной конкретной формы целибата в древней Церкви, следует отметить, что женатые мужчины могли пройти посвящение только в том случае, если давали обет полового воздержания, то есть обязывались жить так называемым браком Святого Иосифа. Судя по всему, такая ситуация была нормой в течение первых веков.

Бенедикт XVI

Отказ от любых компромиссов

Без отказа от материальных благ не может быть рукоположения. Призыв последовать за Иисусом невозможен без этого признака освобождения и отказа от любых компромиссов. Я считаю, что целибат имеет большое значение как отказ от возможности земного имущества и жизни в семейном кругу. Целибат необходим для того, чтобы наш путь к Богу мог стать основой нашей жизни и получить конкретное проявление. Разумеется, это означает, что целибат должен проникнуть во все сферы существования. Он не может иметь полного значения, если мы подчинимся распространенным сегодня правилам собственности и жизненным нормам. Мы не добьемся стабильности, если не поставим единение с Богом на центральное место в нашей жизни.

Бенедикт XVI

«Господь есть часть наследия моего и чаши моей»

В моей памяти живо воспоминание о дне, когда накануне посвящения в сан я размышлял об этих словах псалма 15. Внезапно я понял, чего ждал от меня Господь в тот момент: он хотел полностью располагать моей жизнью, но в то же время полностью доверялся мне. Поэтому я посчитал, что слова этого псалма определяют всю мою судьбу: «Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой. Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие мое приятно для меня» (псалом 15, 5-6).

Бенедикт XVI

Миссия священника

Что значит быть священником Иисуса Христа? Суть священничества прежде всего заключается в том, чтобы стоять перед Господом, смотреть за Ним, быть готовым сделать все для Него. Для нас это означает, что нам нужно быть в присутствии Господа, и это делает причастие центром жизни священника. Священник должен быть начеку. Он должен бдительно следить за грозными силами зла. Он должен предостерегать мир ради Бога. Он должен держаться прямо, смотреть в лицо течению времени. Неизменно отстаивать истину. Твердо стоять на службе добра. Стоять перед Господом значит защищать людей перед Господом, который в свою очередь защищает нас перед Отцом. Это означает защиту Христа, его Слова, его правды, его любви. Священник должен проявить твердость и отвагу, быть готовым принять тяготы ради Господа. Священник должен преисполниться прямоты, бдительности и решительности. Далее на все это накладывается необходимость служения. Раз литургия — главный долг священника, это означает, что молитва должна быть приоритетной реалией, которую нужно учить, каждый раз заново, все глубже и глубже, в школе Христа и святых всех времен.

Бенедикт XVI

Что означает слово «Святой»?

Слово «святой» отражает особую природу Бога. Только Он Свят. Человек становится святым по мере того, как он начинает быть с Богом. Быть с Богом значит отказаться от того, что относится лишь к моему «я», и стать единым с волей Бога. Как бы то ни было, это освобождение от «я» может оказаться очень болезненным и никогда не бывает окончательным. Как бы то ни было, понятие «посвящение» можно рассматривать в следующем конкретном плане: Бог заявляет о своих правах на человека, беря его к себе на служение.

Бенедикт XVI

Накануне моего рукоположения

Так, накануне моего рукоположения в моей душе глубоко отпечаталось то, что означает быть посвященным в сан в отрыве от всех церемониальных аспектов: это значит, что мы без конца должны проходить очищение и дать заполнить себя Христу так, чтобы это он говорил и действовал в нас, а не мы. Мне ясно представилось, что этот процесс единения с ним и отказа от всего, что принадлежит одним лишь нам, продолжается всю жизнь и включает в себя болезненные возрождения и освобождения.

Бенедикт XVI

Никаких священников второго сорта

Целибат священника может быть испытанием, но в то же время является освобождением. Он позволяет священнику в полной мере следовать своей роли супруга Церкви. Проект, который предполагает лишение общин и священников этой радости, не является милосердным. Я как сын Африки не могу смириться с мыслью, что пошедшие по евангельскому пути народы будут лишены встречи с живущим настоящей жизнью священником. У народов Амазонии есть право в полной мере испытать Христа-супруга. Нельзя предложить им священников «второго сорта». Более того, чем моложе Церковь, тем важнее для нее встреча с радикальностью Евангелия.

Кардинал Сара

Разговоры об исключении — ложь

Посвящение в сан женатых мужчин, которые ранее занимали должность диакона, представляет собой не исключение, а брешь в сане священника. Разговоры об исключении — заблуждение или попросту ложь. Кроме того, посвящение женатых мужчин в молодых христианских общинах не позволит сформировать среди их членов стремление к священническому целибату. Исключение станет нормой, которая нанесет удар по правильному пониманию роли священника.

Кардинал Сара

Церковь — не гуманитарная организация

Мы наблюдаем печаль и страдания нынешних трудных и неспокойных времен. Напомнить об истинном католическом священнослужении было нашим долгом. Потому что через него под ударом оказывается вся красота Церкви. Церковь — не просто гуманитарная организация. Она — тайна. Она — мистическая супруга Христа. Именно об этом напоминает миру наш священнический целибат.

Совершенно необходимо, чтобы все, епископы, священники и миряне перестали идти на поводу у плохих аргументов, театральных постановок, дьявольской лжи и модных заблуждений, которые подрывают цену священнического целибата. Совершенно необходимо, чтобы все, епископы, священники и миряне вернули веру в Церковь и церковный целибат, который защищает ее таинство.

Этот взгляд станет лучшей защитой от духа раскола и духа политиканства, а также духа безразличия и релятивизма.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.