Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Безумная поездка по Сибири: как добровольческая армия отправилась к Тихому океану — на новую европейскую родину (Neue Zürcher Zeitung, Швейцария)

100 лет назад началась эвакуация чехословацкого легиона из Владивостока, ставшая одной из самых захватывающих операций за всю военную историю. Почти 60 тысяч человек пробились из Восточной Европы на тихоокеанское побережье — хотя вообще-то двигались в противоположном направлении.

© CC0 / Public Domain«Казарма» Чехословацкого корпуса в России
«Казарма» Чехословацкого корпуса в России
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Швейцарский журналист пишет о чешских легионерах в послереволюционной России и о том, как операция по эвакуации чехословацких частей из России через Тихий океан для дальнейшего участия в Первой мировой на стороне Антанты быстро переросла в активное участие в Гражданской войне и захват контроля над Транссибом.

Солдатам, 13 февраля 1920 года ступившим на борт грузового корабля «Нижний Новгород», предстояло дальнее путешествие: из российского тихоокеанского порта Владивосток в обход Азии через Суэцкий канал до средиземноморского Триеста, а откуда поездом до Праги. В общей сложности поездка должна была продлиться два месяца. Тем не менее она была лишь легкой прогулкой по сравнению с тем, что чехам и словакам пришлось пережить в последние годы: во время Первой мировой войны они пробились из Австро-Венгрии на территорию нынешней Украины, попали в «водоворот» российской революции и в итоге через Сибирь дошли до Тихого океана. Это стало «Одиссеей» протяженностью в 10 с лишним тысяч километров. По словам военного историка Дэвида Буллока (David Bullock), до конца 1920 года через Владивосток были вывезены почти 60 тысяч военных и 11 тысяч гражданских лиц (многие солдаты и офицеры успели обзавестись там семьями).

Марш-бросок чехословацкого легиона 1918-1920 годов

Вернувшись домой, они впервые ступили на землю независимой Чехословакии, которая за время их отсутствия успела избавиться от владычества Австро-Венгрии. В наше время об этой операции чехословацкого легиона за пределами этого региона едва ли кто-то помнит, но тогда эти бойцы произвели настоящий фурор, о котором узнал почти весь мир.

Борцы за независимость на чужой службе

Но как же вообще получилось, что чехи и словаки попали на поля сражений на территории России? Настроенные на борьбу за независимость круги во главе с будущим президентом Томашем Масариком (Tomas Masaryk) решили, что разразившаяся в 1914 году Первая мировая война давала им шанс воплотить в жизнь идею создания национального чехословацкого государства. Идея была весьма дерзкой, потому что для ее воплощения Австро-Венгрия должна была потерпеть поражение, чего, однако, тогда едва ли кто-то мог ожидать. Кроме того, у двух славянских народов, несмотря на близкие языки, были важные факторы, разъединявшие их. Однако националисты в их рядах не хотели сражаться за автократичную монархию Габсбургов и против своих славянских «братьев» в рядах российской царской армии. В ходе войны на Восточном фронте многие солдаты дезертировали и переходили на сторону русских. Они присоединялись к добровольческим отрядам, которые создавали представители чешского и словацкого меньшинств в царской России. И, наконец, позднее российская армия пополнялась чешскими и словацкими солдатами, попавшими в российский плен и вследствие соответствующей идеологической «обработки» согласившимися воевать против кайзера.

У чехословацкого легиона и его политического руководства был четкий план: чехи и словаки должны были своим участием в войне на стороне «Антанты» (Франции, Великобритании и России) завоевать признание их идей по созданию собственного государства. В первый раз легион продемонстрировал свою силу в июле 1917 года в битве за Зборов (ныне Западная Украина), когда ему в ходе наступления российской армии удалось прорвать оборону войск Центральных держав. После этого его ряды начали стремительно укрепляться. Однако после большевистской Октябрьской революции легион оказался в непростой ситуации. Новое российское руководство во главе с Лениным любой ценой стремилось к миру, и легион ему был больше не нужен. Если в Западной Европе война продлилась до самого ноября 1918 года, то большевики уже в марте заключили сепаратный мир с Центральными державами. Тем самым мечта чехов и словаков об освобождении их родины с Востока потерпела крах. Если они хотели продолжить сражаться, то им следовало покинуть Россию и присоединиться к своим союзникам на Западе. Вот только как?

Угодив в российский революционный «водоворот», легионеры понимали, что оказались заблокированы на вражеской территории. Путь на Запад был закрыт — там находились силы Центральных держав. Исключено было также бегство на Юг через черноморские порты, поскольку Украина провозгласила независимость и заключила договор с Германией. Легионерам удалось договориться с большевиками и вывезти из России 1100 солдат через порт Архангельск на Белом море, но вскоре и этот маршрут был заблокирован. Таким образом, у них остался один путь: на Восток — по Транссибирской железной дороге через всю Россию к Тихому океану. Там их союзники позаботились бы об их эвакуации: Масарику удалось договориться, что чехословацкие добровольцы присоединятся к французским силам. Тем самым часть ответственности за их судьбу взял на себя Париж.

«Это был головокружительный план»

У многих идея о полукругосветном путешествии, чтобы добраться до родины с Запада, вызывала большие сомнения: «План, определенно, головокружителен: нам предстоит преодолеть 10 тысяч верст, нас совсем немного, и половина из нас безоружна, — писал в дневнике некий крестьянский сын из Чехии. — Но воля и воодушевление способны на все». То, что сегодня считается недельным отпускным путешествием по Транссибу, для легионеров стало проверкой на прочность длиной в два года. Больше 4 тысяч из них не выдержали дороги до Владивостока.

Еще при отступлении из-под Киева в марте 1918 года легионерам пришлось с боями вырываться из немецкого окружения. За этим последовали сражения с Красной армией и войсками локальных «наместников» революции. В принципе большевики дали согласие на план эвакуации, но под давлением Центральных держав постарались затянуть его реализацию. Однако, в первую очередь, они настояли на максимально возможном разоружении легионеров. Те поначалу согласились с этим требованием в обмен на свободный проезд. Но недоверие было велико: «Кто теперь согласится проститься еще и со своей винтовкой? Кто уговорит ребят довериться предателям-большевикам, которые требуют от нас все большего и большего?» — записал чешский учитель.

В мае напряжение вылилось в открытый мятеж против «красных». В Пензе легионеры захватили гарнизон, в котором располагались около 3 тысяч солдат, и оружие, которое до того успели сдать. В Челябинске они, возмущенные арестом нескольких солдат, захватили местный совет — и вместе с ним весь город. Это стало поворотным моментом: чехословацкие командиры поняли, что их проверенные в боях и хорошо мотивированные солдаты были лучше собранных «с миру по нитке» красногвардейцев, и больше не позволяли диктовать им те или иные условия. В будущем они могли «расчищать» себе дорогу с помощью оружия.

Захват царского золота

Очень скоро легионерам летом 1918 года удалось взять под свой контроль большинство городов, расположенных на Транссибе. Поначалу их поезда оставались практически в изоляции на вражеской территории, но 1 сентября трем отдельным группировкам сил объединить свои сферы влияния. Теперь чехи и словаки контролировали «коридор», протянувшийся через Сибирь от Поволжья до самого тихоокеанского побережья. Это был, пожалуй, первый и единственный раз в мировой истории, когда некая территория была захвачена «железнодорожной армией». Благодаря своим пулеметам и бронепоездам легионеры были весьма сильны и захватывали также области, граничившие с подконтрольной им территорией. Кроме того, они объединяли усилия с врагами большевиков. В ходе одной из таких операций они захватили царские золотые резервы, когда-то из соображений безопасности вывезенные из столицы в Казань. Своим военным присутствием легион сыграл важную роль в том, что в Омске появился штаб антикоммунистического «альтернативного» правительства. Оно, однако, вскоре попало под контроль адмирала Колчака, одного из лидеров Белой армии.

Впрочем, у военных успехов чехословацкого легиона была и обратная сторона: союзники в какой-то момент стали воспринимать его как полезный инструмент, который они предпочитали использовать в России, не возвращая в Европу. Как раз в тот момент, когда дорога к Тихому океану оказалась свободной, поступил приказ развернуться в сторону Запада. Официальное объяснение гласило, что надо было оказать давление на все еще не побежденные Центральные державы. Но был еще один важный мотив: нужно было поддержать белогвардейцев и помешать распространению власти большевиков. Так что продвижение легионеров застопорилось, даже когда в ноябре 1918 года Первая мировая война закончилась — и сбылась их мечта о независимости Чехословакии. Весь следующий год легионеры участвовали во всевозможных боях. Но когда Красная армия в итоге одержала верх над Белой гвардией Колчака, президент Масарик отдал своему легиону приказ возвращаться домой.

Предательство под конец

Конец оказался бесславным: чтобы получить разрешение на проезд через Иркутск, командование легиона согласилось временно передать адмирала Колчака вместе с золотом в распоряжение местного совета. Через три недели — 7 февраля 1920 года — Колчак был казнен. Но в дальнейшем продвижению чехов и словаков больше никто не мешал, и вскоре из Владивостока практически каждую неделю отплывали корабли с сотнями легионеров на борту. Выступление чехов и словаков на мировой арене подошло к концу. А сегодня, 100 лет спустя, и общее государство этих двух народов давно уже стало историей.

Из легионеров в премьер-министры

После возвращения легиона в Чехословакию многие командиры сделали карьеру. Успешнее всех был генерал Ян Сыровый (Jan Syrovy,), возглавлявший легион с лета 1918 года. При возвращении в Прагу в 1920 году он удостоился больших почестей. Даже чисто внешне он производил сильное впечатление — после ранения, полученного на войне, он носил черную повязку на глазу. Поскольку Чехословакия была еще очень юным государством, ей было очень важно развивать собственные вооруженные силы. Будучи инженером-строителем по образованию, Суровы продолжил образование во Франции. В 1926 году он был назначен главой Генерального штаба и министром обороны, а в 1938 году и премьер-министром Чехословакии. На этом посту ему пришлось наблюдать за постепенным уничтожением своей страны нацистской Германией. После войны коммунисты отдали его под суд. Он умер в нищете в 1970 году. Намного известнее него стал другой легионер, побывавший в России: писатель Ярослав Гашек. Впрочем, он, убежденный социалист, прослужил в легионе совсем недолго, в 1918 году примкнув к большевикам. В 1920 году Гашек вернулся на родину и описал свои впечатления в романе о бравом солдате Швейке.