Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Русские Афины (Греция): коронавирус победил Гитлера

© AP Photo / Martin MeissnerШкольники на уроке в Эссене, Германия
Школьники на уроке в Эссене, Германия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Готова ли Германия, страна, которая ежечасно и ежеминутно выступает за соблюдение элементарных прав человека по всему свету, пишет автор, отказаться от гитлеровского наследия и вернуть возможность родителям самим определять, учиться их детям в школе или пользоваться иными формами получения образования?

Коронавирус победил Гитлера. Звучит шокирующе, но, к сожалению, это непреложный факт. В течение более двух недель немецкое государство, активно сдерживающее распространение коронавируса, совершенно не уделяло должного внимания школьной системе образования и безопасности учащихся.

Главным аргументом такого подхода на тот момент стало утверждение о том, что коронавирус не поражает детей. В то время, как все страны ЕС и Южная Корея и Китай, приняли безоговорочное решение о закрытии учебных заведений, ситуация в Германии оказалась не только достаточно странной, но и вызывающей.

Более двух недель правительство Германии, в том числе власти наиболее пострадавших регионов, где заражено уже более 3 тысяч 500 человек, вели лишь длительные переговоры по поводу необходимости закрытия школ. Кто-то связывал такой подход с бюрократическими препонами и возникшими трудностями, оправдывал отсутствием больных детей и небольшим количеством заразившихся преподавателей. Однако, суть проблемы зарыта намного глубже, чем обычная халатность и бюрократия.

Более 82 лет назад, после прихода к власти национал-социалистов, Гитлер ввел запрет на домашнее обучение и сделал школьное образование обязательным. Причины на тот момент были достаточно субъективными. Нацистский лидер исходил из необходимости обязательного контроля государства над идеологией и умами подрастающего поколения, а соответственно, и над образовательными учреждениями. После окончания войны правила остались неизменными, то есть «промывка мозгов» и контроль за умами детей для властей стали стратегической основой немецкого государства.

Естественно, за 82 года ни разу не возникали серьезные ситуации, при которых обязательное школьное образование оказалось бы под вопросом. Единственное, что можно припомнить, это март 82 года. Тогда возникли некоторые сложности. Однако они не были связаны ни с федеральной политикой, ни с какими-либо природными катаклизмами. Речь тогда шла о случаях приостановления школьных программ, отстранении школьного персонала и преподавательского состава от образовательного процесса. Связано это было с проблемами переработки учителей и требованиями профсоюзов. То есть ситуацию нельзя назвать фундаментальной или катастрофической.

Сейчас же немецкие власти, в том числе Федеральной земли СРВ, в течение двух недель не могли прийти к единому решению — закрывать школы или все же воздержаться от этого, можно ли считать этот шаг необходимым и на какой период отпустить учащихся по домам. Единого мнения не было. Стоит особо отметить, что в соседних странах этот вопрос не вызывал ни толики сомнений, и тема даже не обсуждалась на государственном уровне. Хотя уместным было бы упомянуть, что премьер-министр самой крупной и влиятельной земли Германии Маркус Зёдер, подверг критике федерального министра образования Ани Карличек, которая решительно выступала против закрытия школ. Она доказывала, что необходимости в этом нет.

На сегодняшний момент ситуация уникальна. Хотя власти и заявляют о закрытии школ в 16 землях, единого решения, о закрытии всех образовательных учреждений, так и не последовало. Обязательное посещение школ отменено, но при этом имеются определенные сложности с осуществлением этого решения. Именно отсутствие многолетнего опыта показывает, что обязательное школьное образование не только приносит свои плоды, но и имеет серьезные недостатки. В сложных ситуациях и министры, и общество, и сами школы не готовы работать слаженно и конструктивно. Немецкий союз преподавателей начальных школ еще в самом зародыше эпидемии потребовал закрытия образовательных учреждений, но их точка зрения не нашло понимания наверху.

До последнего момента власти отказывались закрывать школы, ставя вопросы идеологии на порядок выше здоровья детей, учителей, школьного персонала и родителей, которые были вынуждены водить школьников на занятия. Одним из аргументов, которые приводила министр образования ФРГ Карличек, была «забота» о персонале — в случае закрытия школ водители автобусов, полиция, учителя и другие служащие останутся «не у дел» либо на них ляжет серьезная нагрузка. То есть она продемонстрировала совершенно необоснованную отговорку и крайне контропродуктивную позицию.

Конечно, в других странах мира, например, в Китае или Японии, школьное образование позволяет детям учиться дома, использовать дистанционный способ обучения и новейшие технологии. Почему в такой развитой стране, как Германия, такое было невозможно в самом начале эпидемии — большой вопрос. Германия не признает международное право, конвенции ООН и, естественно, не имеет опыта обучения детей в такой ситуации. Она стала единственной страной в мире, которая оказалась не готова к отмене обязательного школьного образования. И как пример — сложившаяся ситуация в 16 федеральных землях. И всё же, какие действия были предприняты руководством федеральных земель на сегодняшний день?

Бавария. Детские сады, школы и продленки с понедельника и до конца пасхальных каникул, до 18 апреля, будут закрыты. Родителям власти обещают поддержку. Семестры многих вузов будут продлены, то есть до 20 апреля все учебные программы и мероприятия отменены.

Баден — Вюртемберг. Со вторника закрыты все школы и сады до конца пасхальных каникул. В основном все меры подобны принятым в Баварии.

Берлин. Закрывает все школы, но с постепенным прекращением занятий. В понедельник процесс начнется с последних классов, то есть выпускных. Со вторника занятия отменяются для всех остальных учеников. Вынужденные каникулы продлятся также до конца пасхальных каникул. Для детей работников некоторых профессий, например, пожарных или полицейских, школы по-прежнему будут функционировать, но в особом режиме.

Бранденбург. Детские сады закрываются. Отсутствие регулярных уроков и продленки в школах. Тем не менее, допустимы единичные занятия, то есть школы не закроются полностью.

Бремен. С понедельника закрываются детские сады и школы. Учебных мероприятий не будет и в государственных университетах, до 18 апреля. Частный Университет Якобса планирует прекратить занятия с 23 марта и перейти на дистанционное обучение.

Гамбург. Школы закрываются с понедельника, но только до 29 марта. Детские сады прекращают прием детей тоже с понедельника. Однако власти не склонны к отмене государственных экзаменов, и, скорее всего, это мероприятие будет оставлено. Таким образом, к защите своих школьников, хотя и достаточно взрослых, они не готовы. Начало летних семестров в университетах передвинуто на 20 апреля.

Гессен. Особые правила предполагают снятие обязательности школьного образования. Однако, как сообщил премьер-министр земли Фолькер Буфье, школы остаются открытыми. Обязательное посещение отменено с понедельника и до 18 апреля. Причина — на территории достаточно важной земли находится Франкфурт, финансовая столица Германии, и Буфье хотел бы оставить его действующим регионом. Решение достаточно спорно, но это решение премьер-министра.

Нижняя Саксония. С 16 марта до 18 апреля в государственных школах, техникумах и ВУЗах занятия отменены, детские сады закрываются. Исключение сделано для выпускных классов школ, в которых уроки начинаются 15 апреля.

Северная Рейн-Вестфалия. Все учебные заведения закрываются до конца пасхальных каникул. Несмотря на то, что земля более других пострадала от коронавируса, власти долго не могли принять благоразумное решение. Причины были субъективны.

Рейнланд — Пфальц. Все учебные заведения и детские сады закрыты до конца пасхальных каникул. Несмотря на это, преподаватели и школьный персонал обязаны присутствовать на рабочих местах. Государственные экзамены, предположительно, пройдут в установленные для них сроки. Хотя допускается их перенос при необходимости, о чем власти могут сообщить позднее.

Саар. С понедельника школы закрываются, но экзамены власти не отменяют и не переносят.

Саксония. Процесс отмены занятий ступенчатый. С понедельника вопрос посещения школы детьми решается родителями. Постепенно занятия будут сокращаться, а обязательство посещать учебное учреждение снимается. Но, согласно решению министерства образования земли, школы будут продолжать работать. Персонал школ будет присутствовать на работе, чтобы при наличии детей уроки проводились. Это решение учитывает интересы тех семей, дети которых не могут оставаться дома. До сегодняшнего дня решения о закрытии школ так и не принято. Это вызывает вполне понятную критику в отношении властей Саксонии.

Саксония — Анхальт. Детские сады и школы закрываются с понедельника, вынужденные каникулы продлятся до 13 апреля.

Шлезвиг — Гольштейн. Детские сады и учебные учреждения закрываются с понедельника до 18 апреля.

Тюрингия. Учебные заведения и сады не будут работать со вторника и до 17 апреля. Однако для школьников с первого по шестой класс двери школы будут открыты, для их присмотра и обслуживания.

Мекленбург — Верхняя Померания. Земля стала последней в принятии решения о закрытии школ и дошкольных учреждений до 20 апреля. Это было тяжелым для властей решением, и до последнего момента оно оттягивалось.

Наблюдая неразбериху и некоторое «разнообразие» принятых мер, становится очевидным — пока не ясно, к чему это все может привести. Остается лишь надеяться, что здоровье детей не пострадает. Более чем очевидно, что во всех цивилизованных странах трудностей с решением подобных проблем не возникло В том числе и в Канаде, где существует федеральная система. Однако то, что мы наблюдаем в Германии, подтверждает, что страна оказалась совершенно не готова к таким ситуациям. К сожалению, школьная система страны дала серьезную брешь, которая вызовет серьезные последствия в совсем уж не далеком будущем, если немецкое государство не примет решение об отмены обязательной школьной повинности и проведении объективной школьной реформы. Готова ли Германия, страна которая ежечасно и ежеминутно выступает за соблюдение элементарных прав человека по всему свету отказаться от гитлеровского наследия и вернуть возможность родителям самим определять будущее своих чад? Руководствуясь историческим опытом общественно-политического развития германского государства за последние 300 лет и методами решения насущных проблем в обществе, надежда на поиск и принятие адекватного решения это вопроса немецким правительством не велика.