«Думаешь, мне помогут с детьми?» Сейчас Лаура Гарсия меньше всего беспокоится о приостановке школьных занятий ее троих детей (три, пять и девять лет). Вчера ее муж потерял работу, и теперь они оба безработные. Они не получают финансовую помощь. «Это безумие, я не знаю, как мы будем справляться, но, если надо, будем жонглировать, чтобы заработать на еду; я лишь хочу, чтобы все мы были здоровы», — говорит она по телефону из дома своей матери в Севилье, куда они переехали неделю назад, чтобы иметь возможность пользоваться интернетом. У них нет компьютера, только два старых мобильных телефона. Единственный учебный материал, который есть у их детей, — это несколько страниц с домашними заданиями. «Они нервничают, их нужно успокоить» — говорит Лаура, которая знает, что карантин — это надолго.

По мнению экспертов, в условиях домашнего карантина, в результате которого более 10 миллионов учеников не посещают школу из-за введения чрезвычайной ситуации, семьи с низким достатком хуже справляются со стрессом. Нехватка средств может стать причиной нервных срывов и семейных конфликтов. «Недостаток пространства в доме, обеспокоенность тем, смогут ли они оплатить арендную плату в конце месяца… Все эти факторы влияют на правильное распределение времени, способность соблюдать распорядок дня для того, чтобы дети меньше ощущали на себе закрытие школ из-за коронавируса», — говорит Пабло Грасиа, социолог и исследователь Тринити-колледжа в Дублине, автор опубликованного в 2016 году издательством La Caixa исследования «Социальная стратификация и родительский уход». «Домашний карантин увеличит разрыв в образовании, он повлияет на успеваемость и когнитивные способности детей из бедных семей, особенно это коснется языков и математики», — сообщает он.

На прошлой неделе ЮНЕСКО заявила, что сокращение учебного времени влияет на успеваемость в школе. Закрытие школ влечет за собой «неравенство в образовании», поскольку семьи с большим достатком «часто отличаются более высоким уровнем образования и используют больше дополнительных образовательных ресурсов», чтобы компенсировать отсутствие занятий в школе.

При обучении на дому успех будет зависеть от достаточного внимания и поддержки со стороны родителей. «В целом, малообеспеченные семьи проводят больше времени перед телевизором, а не занимаясь в интерактивных познавательных программах», — говорится в сообщении НПО Save the Children. «Уровень образования родителей не позволяет им компенсировать отсутствие учителя дома, учебный процесс полностью приостанавливается», — оценивает генеральный директор Save the Children. Андрес Конде, который отмечает, что онлайн-образование в таких семьях бесполезно и приводит следующий факт: среди семей, которые платят менее 900 евро в месяц, у 42% дома нет компьютера, а 22% не имеют доступа к интернету. Они уже запустили программу помощи: 2000 семей обеспечат интернетом, мобильными устройствами, образовательным контентом и даже учителями.

Исследователь из Всемирного банка Лукас Гортазар считает, что с каждой неделей домашнего карантина пропасть в образовании будет увеличиваться, потому как для качественного обучения дома необходимо иметь больше одного устройства, чтобы каждый мог работать. «Если родители и дети находятся на карантине, они должны располагать необходимым количеством устройств для доступа к цифровому контенту». Согласно данным последнего отчета Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) ОЭСР, в Испании у 61% учащихся из наиболее обеспеченных семей дома есть три или более компьютеров, у 44% малообеспеченных семей — только один компьютер, а у 14% компьютера нет вовсе. В настоящее время правительство совместно с каналом RTVE запустило телевизионные образовательные передачи по утрам, чтобы с их помощью сократить разрыв.

25-летняя Мирейя Франко очень рано забеременела. Он бросила школу так и не получив обязательное среднее образование. Сейчас ее сыну пять лет, и они живут в доме ее матери в Леганесе (Мадрид). «Мой сын еще не пользуется компьютером, картинки он видит только по телевизору». Еще несколько дней назад Мирейя работала помощником по безопасности в доме престарелых, но в связи с карантином ее отстранили от работы на месяц. Ее мать безработная и не получает никаких пособий, живут они на зарплату отчима, который является военным. «Я стараюсь максимально занять ребенка, мы пишем прописи и играем в игры. Ему тяжело весь день быть дома, он очень нервничает, мы даже проверяли, есть ли у него синдром дефицита внимания — ему очень трудно сосредоточиться».

В своем исследовании «Использование времени детей и подростков» Пабло Грасиа проанализировал с помощью данных НИС, какие виды взаимодействия происходят дома в зависимости от социально-экономического уровня семьи, какие мероприятия в ней проводятся, и как они влияют на развитие ребенка. «Семья продолжает оставаться главным институтом, определяющим социальное положение людей, когда они становятся взрослыми». Испанские дети в возрасте от 10 до 17 лет, у родителей которых есть высшее образование, проводят 15 часов в неделю за просмотром телевизора, а дети, у чьих родителей его нет, проводят перед телевизором 20 часов. «Очень важно проводить время вместе, причем не за рутинным выполнением работ по дому, а вместе читать, делать домашнее задание или играть». В обычное время семьи, в которых у родителей есть высшее образование, четыре часа в неделю проводят с детьми, в то время как остальные — всего 2 часа.

В доме Хуана Хосе Пагана в Томельосо (Сьюдад-Реаль), отца троих детей, 12, 17 и 19 лет, царит дисциплина. «Мы стараемся придерживаться графика, это необходимо для успешного обучения; с самого утра мы начинаем учиться — с 9 до 2 с перерывами. Днем мы мастерим различные вещи, например, клетку для канареек, занимаемся спортом, читаем…» У Хуана и его жены есть высшее образование. Уроки их детей, обучающихся в государственной школе, проходят по видеоконференции. В семье есть пять компьютеров, пять мобильных телефонов и два планшета.

Согласно документу о потребностях в образовании, подготовленному Испанской социалистичнской рабочей партией в связи с кризисом коронавируса, закрытие школ на месяц (без дистанционного обучения) может означать, что дети из неблагополучных семей будут отставать по программе на 4,5 месяца от сверстников из семей с более высоким достатком.

Чтобы сгладить эти различия, они предлагают, чтобы автономные сообщества (которые обладают компетенциями в области образования) внедрили программы мониторинга и сопровождения для определения обеспеченности семей учащихся, чтобы предоставить им постоянную связь с преподавателями, а также снабжать их школьными ноутбуками и договариваться с телефонными компаниями о бесплатных пакетах данных для малообеспеченных семей. «Лишь очное обучение в школе создает условия равенства для детей, теперь мы должны восполнить этот пробел. Если мы не вмешаемся сейчас, потери будут слишком высоки, и восполнить их будет слишком трудно», — говорит Мария Лус Мартинес, представитель социалистической партии по вопросам образования.

Для профессора социологии университета Ла-Лагуна Хосе Сатурнино Мартинеса наиболее важными кажутся стремления, которые родители прививают своим детям. «В семьях высшего класса, если ребенок выбирает не престижную профессию, для родителей это сразу трагедия, если же ребенку сложно учиться, на него начинают давить». При наличии ресурсов гораздо важнее уметь их правильно применить, чтобы справиться с низкой успеваемостью.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.