Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Al Mayadeen (Ливан): изображения Ленина и Сталина на телах заключенных. Зачем?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Тюремные татуировки — это уникальный язык и средство самовыражения. Пока носитель татуировки жив, автор и его картина образуют одно целое. Но что означают изображения Сталина и Ленина на теле заключенного? По мнению автора, который изучил этот вопрос досконально, подобная традиция имеет более глубокие корни, чем некоторые думают.

«Они делают это, чтобы их не застрелили и не пытали». Насколько правдива история о татуировках с изображениями Ленина и Сталина на телах тюремных заключенных?

В чем секрет появления татуировок, изображающих советских лидеров Владимира Ильича Ульянова (Ленина) и Иосифа Виссарионовича Джугашвили (Сталин) на телах арестованных и тюремных заключенных в эпоху смертной казни?

Культура татуировок в советских тюрьмах, кажется, имеет более глубокие корни, чем утверждалось. Так, в частности, заключенные полагали, что татуировка спасет их от насилия со стороны тюремщиков. Тюремные татуировки — это уникальный язык и средство выражения идентичности, и в конце концов, результат творчества. Пока носитель татуировки жив, автор и его картина образуют одно целое.

С чего все началось

В советское время заключенные не наносили на свое тело татуировки в эстетических целях. Напротив, это были конкретные послания. Сообщения о появлении татуировок с портретами вождей на телах людей не кажутся просто слухами, которые иногда распространяли тюремные надзиратели, ведь в каждой истории есть доля правды. Разумеется, никто из тюремщиков не хотел бы встретить заключенного с изображением советского вождя на теле.

Как гласит история, однажды в тюрьму попала очередная группа заключенных, приговоренных к смертной казни. Перед исполнением приговора их отвели в подвал, где приказали встать в ряд у стены и снять рубашки. В этот момент внезапно офицер разведки, или чекист, как тогда было принято говорить (работник Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем) заметил, что на груди одного из приговоренных к смерти был изображен Сталин. Тогда он попытался стереть портрет, но не смог, так как татуировка была нанесена с использованием старой надежной техники.

Чекист был озадачен, так как отдать приказ стрелять значило бы выстрелить в лицо Сталину. Поэтому заключенному приказали повернуться лицом к стене, чтобы выстрелить ему в спину, но и это не помогло — на спине мужчины был изображен Ленин. Посоветовавшись с тюремными надзирателями, чекист решил увести заключенного из подвала.

Кто-то поверил в эту историю, и татуировки начали появляться на телах новых задержанных. Иными словами, преступники наносили татуировки с изображениями Ленина и Сталина на свою грудь еще до ареста. Они думали, что достаточно обнажить грудь и тюремщики не будут причинять им вред.

Но проблема была не в них, а скорее в быстром распространении тату в советских лагерях и тюрьмах, процессе, который тюремная охрана не могла ни остановить, ни замедлить.

Разумеется, портреты Ленина и Сталина не очень помогали заключенным, и во время исполнения смертных приговоров оружие направляли в головы, а не в грудь. Что касается самих татуировок, то охранникам не составило труда удалять их или покрывать новыми.

Тем не менее нет исторических документов, которые бы подтверждали или опровергали все эти версии. В целом, охранникам было проще стрелять в иные части тела, нежели грудь, чем покрывать одни татуировки другими или пытаться свести их.

Однако у этой истории есть и другая сторона. Портреты Ленина и Сталина стали появляться на телах заключенных в период политических репрессий, когда в тюрьмах оказались сотни тысяч так называемых «врагов советского народа», где они проводили много лет. Это значит, что появление изображений этих двух фигур на теле арестантов может указывать на подчинение заключенного правящему режиму и изменения его политических взглядов.

Помимо Ленина и Сталина иногда татуировки изображали Энгельса и Маркса, как на знаменитых советских плакатах.

Язык татуировок

За пределами стран Советского Союза интереса к значению тюремных татуировок особо не проявили. В течение десятилетий внимание советских криминалистов было сосредоточено на этих татуировках, поскольку они раскрывали информацию о преступных группах и связях между ними, а также имели свой смысл.

Что касается настоящего времени, то пресса обратилась к этой теме после того, как лондонское издательство FUEL опубликовало первый том книги «Татуировки в архивах российской полиции» (Russian Criminal Tattoo Police Files) исследователя Дэймона Мюррея, а Британская вещательная корпорация (BBC) презентовала ее аудитории.

Материалы привлекли внимание коммерческих новостных сайтов по всему миру, которые заметили появление изображений Ленина и Сталина в интернете и посчитали их интересными для читательской аудитории, хотя подобный материал обычно не считается популярным. Несмотря на то, что он был опубликован в трех частях под названием Энциклопедия российских тюремных татуировок (Russian criminal tattoo encyclopaedia), никто не посчитал важным популяризировать эти книги, и теперь данной энциклопедией интересуются лишь специалисты в области криминалистики.

Книга «Татуировки в архивах российской милиции» содержит ценную информацию о языке тату и его культуре. В ней представлены 180 оригинальных фотографий татуированных преступников из официальных российских архивов, принадлежащих команде старшего эксперта-криминалиста в МВД СССР Аркадия Бронникова. Он фотографировал татуировки на телах особо опасных преступников.

В период между 1963 и концом 1980-х годов Аркадий Бронников посещал советские исправительные учреждения на Урале и в Сибири и собрал тысячи фотографий татуировок с изображением черепов, звезд, глаз, ангелов, церковных и религиозных символов, парусных кораблей, а также Ленина и Сталина.

Бронников провел несколько интервью с осужденными, собирал о них информацию и делал фотографии, собрав большой архив документов.

Его собрание считается самым всеобъемлющим в области изучения феномена тату в мире. Бронников регулярно помогал милиции в расследовании сложных уголовных дел на всей территории советской России, собирая и анализируя информацию, а потом используя свою коллекцию татуировок для поиска преступников или опознания трупов.

Этот архив изображений и документов подготовлен исключительно для использования правоохранительными органами, имеет целью изучить язык татуировок и расширить их понимание. Кроме того, он используется в качестве вспомогательного средства для изучения психологии преступников.

При этом у татуировок есть особый визуальный язык. В них много творческого начала; они символизируют целый социальный класс и многое рассказывают о своем хозяине, указывая на слабость, агрессию, грусть или тщеславие. Таким образом, тату раскрывает скрытые аспекты жизни и творчества заключенных, чье существование система признает очень редко.