Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Tekniikan maailma (Финляндия): Брежнев за баранкой

© AFP 2020 / SERGEI SUPINSKYПортрет Леонида Брежнева сидит на приборной доске его Mercedes-500
Портрет Леонида Брежнева сидит на приборной доске его Mercedes-500 - ИноСМИ, 1920, 23.10.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На посту генерального секретаря ЦК КПСС Леонид Брежнев уверенно управлял судьбой советского народа, а в свободное время — автомобилями, сделанными на Западе. Финская газета рассказывает истории, связанные с этим увлечением Брежнева, и о машинах, которые он получал в подарок.

Лицо генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева озаряется улыбкой. Американский президент Ричард Никсон (Richard Nixon) подарил ему новенький «Линкольн Континенталь» (Lincoln Continental).

Новую игрушку нужно было скорее опробовать. Брежнев уговорил Никсона сесть в машину, а сам запрыгнул за баранку. К ужасу личной охраны, Никсон постеснялся отказаться.

США и СССР проводили переговоры об ограничении стратегического ядерного вооружения. Стороны пришли к соглашению и отправились в летнюю загородную резиденцию президента Америки Кэмп-Дэвид. Был июнь 1973 года.

Два мировых лидера резво выехали из двора резиденции на узкую гористую дорогу. Леонид Брежнев привык лихачить по улицам, предварительно освобожденным от машин службами безопасности. В таком же стиле он решил проехаться и сейчас. Пассажир Ричард Никсон был в ужасе.

Окрыленный адреналином Брежнев съезжал по серпантину со скоростью 80 километров в час. Никсон знал: впереди очень опасный поворот.

«Сбавляй, сбавляй!» — кричал Никсон высокопоставленному гостю. Он описал этот эпизод в своей книге о загородной президентской резиденции «Внутри Кэмп-Дэвида» (Inside Camp David: The Private World of the Presidential Retreat).

«На самом повороте Брежнев резко ударил по тормозам и повернул руль. Шины взвыли», — вспоминал Никсон.

Автомобиль продолжил движение и остановился в конце дороги. Брежнев довольно улыбался. Оцепеневший от ужаса Никсон попросил его вернуться в Кэмп-Дэвид.

«Вы водите не по-американски»

После такой задорной поездки Брежнев похвалил машину. «Очень хорошая, отлично идет».

«Вы блестящий водитель, я никогда бы не смог вписаться в тот крутой поворот на такой скорости», — ответил Никсон.

«Дипломатия — это не всегда легко», — добавил Ричард Никсон в своих мемуарах.

После мероприятий в Кэмп-Дэвиде государственный визит продолжился в Вашингтоне. Брежневу очень хотелось посмотреть, как новая тачка будет вести себя в городе. Но на этот раз секретные службы уже были начеку и запретили высокопоставленному гостю даже прикасаться к «Линкольну».

Леонид Брежнев был настойчив. Он сказал, что мог бы замаскироваться: большие солнцезащитные очки отлично скрыли бы его легендарные брови. Никто не смог бы отличить его от обычного жителя Вашингтона, который куда-то направляется в воскресенье, утверждал Брежнев.

Он поделился своими соображениями с государственным секретарем США Генри Киссинджером (Henry Kissinger), который уже ездил с Брежневым во время своего московского визита.

«Я ездил с Вами и знаю, что Вы водите не по-американски», — сказал госсекретарь. Киссинжер дал указание конфисковать подаренный «Линкольн» до конца визита. В следующий раз коммунистический лидер увидел свою американскую машину уже на родине.

Не стеснялся просить

Скончавшийся в 1982 году Леонид Брежнев руководил СССР 18 лет. В начале его срока советская экономика росла, но последние годы были временем застоя. Может, страна и остановилась, но ее лидер был лихачом. Коммунистический руководитель обожал быстрые машины, особенно западные и дорогие.

Мировая политическая элита была наслышана об этом увлечении Леонида Брежнева.

«Если кому-то нужно было установить хорошие отношения с Брежневым или с Советским Союзом, нужно было подарить хороший автомобиль. Лидеры многих стран так и поступали», — рассказывает куратор Рижского музея старых автомобилей Юрис Ванагс (Juris Vanags). В музее собрана замечательная коллекция автомобилей кремлевских руководителей.

Когда Брежнев приезжал с визитом во Францию в начале 1970-х годов, президент Жорж Помпиду (Georges Pompidou) подарил ему «Ситроен Эс-Эм» (Citroen SM) и «Рено 16» (Renault 16).

Федеральный канцлер ФРГ Вилли Брандт (Willy Brandt) подарил Брежневу лимузин «Мерседес Бенц 600» (Mercedes Benz 600). Такие специально оборудованные шестидверные автомобили существовали только в двух экземплярах, и второй, практически такой же, был подарен императору Японии.

А вот из Японии, в свою очередь, Брежнев привез «Ниссан Президент» (Nissan President). Первый «Ниссан Президент» был изготовлен в качестве рабочего автомобиля для премьер-министра Японии, второй был собран специально для Брежнева.

Леонид Брежнев не стеснялся просить автомобили в подарок. «Линкольн» ему подарили в Кэмп-Дэвиде неслучайно. Через дипломатическую службу коммунистический руководитель передал, что такой подарок его бы ужасно порадовал.

Один из автомобилей Брежнева оказался в Финляндии. В 1966 году он получил в подарок от итальянской коммунистической партии «Мазерати Кватропорте» (Maserati Quattroporte). Тогда этот автомобиль был одним из самых дорогих и мощных четырехдверных седанов.

Сейчас эта диковинка стоит в Вааякоски. Итальянский производитель подтвердил, что автомобиль действительно принадлежал Брежневу.

История этой машины до конца не известна, но на каком-то этапе она оказалась в Прибалтике. О ней впервые упомянули в Финляндии на таможенном аукционе в Хельсинки в 1994 году.

Сейчас автомобиль выставляется в Вааякоски в помещении одной автомобильной фирмы.

«Автомобиль находится у нас на хранении около года. Он принадлежит частному лицу», — рассказывает исполнительный директор Arcom Микко Марттила (Mikko Marttila).

«Машина в отличном состоянии, я сам садился за руль. Конечно, водить машину 60-х годов — не самое большое удовольствие, но история этого „Мазерати" впечатляет, — делится Марттила. — Обычно такая модель стоит 80-90 тысяч долларов, но этот экземпляр оценить трудно, ведь у него очень необычная история», — считает он.

История вершится ночью

После подаренного Никсоном «Линкольна» самой любимой машиной Брежнева был «Роллс-Ройс» (Rolls-Royce). Он получил модель «Cильвер Шедоу» (Silver Shadow) в подарок от английской королевы Елизаветы II в 1966 году.

Однажды холодной ночью 1980 года Брежнев возвращался за рулем «Cильвер Шедоу» в Москву. Он гнал так быстро, что охрана еле за ним поспевала. Дорога была пустой, и вдруг из ниоткуда появился грузовик. Леонид Брежнев не успел затормозить и врезался. Генеральный секретарь отделался ушибами, чего не скажешь о «Роллс-Ройсе».

Несчастный случай не освещали. Брежнев, заработавший синяки на лице, пару недель провел с «простудой» и не выступал перед публикой.

Сейчас тот самый «Роллс-Ройс» выставляется в Рижском музее старых автомобилей. За рулем сидит восковая кукла Брежнева с ужасом на лице.

© РИА Новости В. Калинин / Перейти в фотобанкАвтомобиль "Роллс-Ройс", на котором Леонид Брежнев врезался в грузовик
Автомобиль Роллс-Ройс, на котором Леонид Брежнев врезался в грузовик - ИноСМИ, 1920, 23.10.2020

«Разбитый „Роллс-Ройс" спрятали в кремлевском гараже. Когда в конце 1980-х годов Рижский музей старых автомобилей только начинал работать, наш организатор познакомился с нужными людьми. Ему удалось уговорить кое-кого отдать машину нам. Наверное, пара кагэбэшников получили взятки», — рассказывает куратор музея Юрис Ванагс, не вдаваясь в подробности.

«Компания „Роллс-Ройс" неоднократно с нами связывалась и требовала убрать машину с выставки. Они считают, что этот покореженный автомобиль портит их репутацию. Мы не согласились. Если я не ошибаюсь, это единственный в мире экспонируемый разбитый „Роллс-Ройс"», — делится Ванагс.