Во времена неопределённости мы склонны искать утешения в духовности. Православные христиане прекрасно это понимают, и поэтому в их домах на стенах всегда висят иконы, чтобы они могли помолиться. Некоторые располагают их так, чтобы при молитве глядеть на восток. Для настоящих православных иконы — не просто элемент декора, как в Западной Европе, где из-за своей высокой стоимости они переходят из разряда религиозного объекта в простое украшение дома.

Чтобы убедиться в этом, достаточно в любую субботу или воскресенье утром прогуляться по популярному Измайловскому рынку в Москве, где в нормальных условиях туристы торгуются за расписанные вручную иконы, чтобы увезти их с собой в качестве сувениров. Многие же местные жители с благоговением покупают те же самые лики святых.

Основное отличие икон от религиозных картин состоит в том, что первые, хотя и являются произведениями искусства, являются одновременно священным объектом для верующего. Православные считают, что иконы обладают особой силой, способствующей молитве, т.е. они не являются только лишь художественным объектом для созерцания. Православные считают, что энергетика икон заключена в освященном образе, в котором присутствует и сам святой. Это возможно благодаря благословению иконы. Когда ее освящают, устанавливается связь между изображенным на ней святым и его ликом. Другими словами, освященная икона сама по себе уже несет в себе чудо.

Чудодейственный объект

Считается, что первые иконы были написаны в Древнем Египте в виде погребальных портретов эллинистического периода. Византия, вобравшая в себя традиции эллинистического (позднеантичного) искусства и некоторые восточные практики, стала родиной христианской иконописи. С территории современной Турции искусство иконописи распространилось на балканские страны, а потом и на территорию современной России, где в XV веке этот вид искусства достиг огромной популярности в Москве и Новгороде.

Самыми выдающимися живописцами Древней Руси были Феофан Грек и Андрей Рублев. Их работы считаются вершиной русского средневекового искусства и причисляются к наиболее ценным объектам знаменитой Третьяковской галереи в Москве. Замечательно, что уже в те времена сохранились имена этих иконописцев. В Западной Европе искусство оставалось анонимным очень долго, и лишь Ренессанс принес с собой переоценку фигуры художника. Только при Ренессансе в Италии и Франции художники стали аккуратно подписывать свои религиозные работы, а потом появилась и светская живопись в Западной Европе, для которой имя художника имело принципиальное значение.

В XVIII веке икона пришла в упадок во времена царя Петра I, который любил западные обычаи и реалистичную живопись, изображающую жизнь такой, какая она есть. Но несмотря на позицию императора, традиция иконописи была настолько укоренена в России, что она пережила не только Просвещение и XIX век, но и советские времена, когда преследовалась любая религия.

Глупое противопоставление науки и религии ослабло в России лишь к концу двадцатого века. Но иконописи удалось дожить до этого момента, который дал ей шанс на возрождение. Во многом иконопись выжила благодаря продолжению этой традиции в немногих сохранившихся в России монастырях вплоть до конца XX века. А сегодня многие народы Восточной Европы находят именно в русских иконах альтернативный способ художественного видения мира.

Тайное искусство

Войти в православную церковь — поистине уникальный опыт. Ее интерьер украшают фрески и бесчисленные иконы, висящие на стенах или составляющие иконостас — большую перегородку, отделяющую основную часть храма от алтаря. Статуи и скульптуры, в отличие от западных церквей, в православных храмах не встречаются или встречаются очень редко. Для прихожан не ставят ни скамеек, ни стульев, они стоят на протяжении всей службы — своеобразного празднования, на котором священники, хор, а иногда и прихожане поют вместе. Само слово «православие», которое происходит от «orto», «recto» и «doxa», что означает «правильное празднование».

Нечеткость изображений на иконах и тот факт, что написанные лики выглядят старыми даже в случае относительно новых икон, — все это объясняется символизмом этого искусства. Изображения, содержащиеся в православном храме, не имеют реалистического характера, они изображают идеальный мир. Согласно преданию, если бы Бог не принял в фигуре Христа облика человека, то, согласно Библии, нарисовать икону было бы невозможно. Мешала и старая иудейская традиция, запрещавшая изображать людей. До седьмого Вселенского собора, состоявшегося в VII веке, сын Божий мог быть представлен только символически, в виде ягненка.

Позднее богословские споры завершились великим расколом западной и восточной (православной) церкви. Икона была закреплена как ключевой атрибут православия.

Художественные тенденции

На иконах чаще всего изображают лик Иисуса, причем изображение это вдохновляется написанными при жизни Спасителя образами: например, изображением Иисуса, написанным по заданию исцеленного им царя Агбара, страдавшего проказой. Или знаменитый Спас Нерукотворный — отпечаток лица Христа на платке верующей женщины по имени Вероника. По преданию, Христос оставил этот образ, когда поднес этот платок к своему лицу по пути на Голгофу. Это поверье было очень важно для иконописцев: если Христос оставил нам свой образ, то и художник может попытаться скопировать его, чтобы таким образом мы могли к нему приблизиться.

Еще одной традиционной темой в иконописи является Богоматерь — великая и добрая женщина, выносившая Бога в своем чреве. По преданию, рождение Бога от земной женщины путем непорочного зачатия стало знаком свыше, милостью небес всему человечеству. И поэтому это еще одна тема в иконописи. Говорят, что первым такую икону написал святой Лука, один из четырех евангелистов, то есть авторов книг Нового Завета и личных учеников Христа. Будучи лично знаком с Девой Марией, он и оставил нам ее прижизненный образ.

Как написать икону

Роспись иконы может показаться сложным процессом, но такие православные церкви, как церковь Покрова Пресвятой Богородицы, расположенная на улице Арагон в Барселоне, часто проводят курсы иконописи. Первый шаг в изготовлении иконы — подготовка деревянной доски с нанесенным на нее левкасом. Левкас — это особый грунт белого цвета, который готовится из мела, истолченного в порошок и смешанного со «склеивателем», желательно приготовленным из натуральных (животных или растительных) компонентов.

Потом готовится краска (темпера) и наносится на этот особый грунт под названием левкас. При этом соблюдаются правила: у ликов всегда очень тонкий, вытянутый нос, уши всегда плотно прилегают к голове, указывая на необходимость прислушиваться к голосу Бога внутри нас. Глаза — всегда большие и глубокие.

Иконопись располагается где-то между архаичной живописью и авангардом, потому как православие не использует правила перспективы, установленные в эпоху Возрождения, с прямой перспективой, уводящей нас в глубь картины. Вместо этого в иконах используется обратная перспектива, т.е. все линии устремлены не на горизонт иконы, а на человека, которые на нее смотрит. Идея заключается в том, что зритель сам является частью иконы и вместо того, чтобы смотреть на нее, «живет» внутри нее. Будучи частью образа, мы будто бы попадаем в иной мир — например, в рай. Поэтому икона никогда не изображает теней, потому что божественный свет исходит изнутри картины, из Эдема. Для имитации этого используются золото и синий цвет, которые символизируют божественный свет и вечность.

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.