Covid-19 положительно сказался на уровне потребления апельсинового сока. Бразилия — самый крупный производитель и экспортёр этого напитка в мире. Повышение спроса зарегистрировали в Бразилии, США, странах Европы и Азии.

Основные потребители сока — американцы, в период с марта по октябрь они приобрели 1,1 миллиарда литров сока в розничных сетях, это на 22% больше, чем в аналогичный период 2019 года. В Бразилии потребление сока увеличилось на 20%, европейский рынок также продемонстрировал рост спроса в этот период.

«Covid-19 меняет динамику потребления сока. Восстанавливает потребление на старых рынках и открывает возможности в новых регионах», — говорит Ибиапаба Нетто (Ibiapaba Netto), исполнительный директор CitrusBR, организации, объединяющей всех бразильских производителей и экспортеров апельсинового сока.

По его словам, исследования показали, что апельсиновый сок усиливает иммунную защиту организма. Поэтому часть людей вернула его в своё меню, чаще всего включив его в завтрак.

Помимо этого, нахождение дома помогло повысить потребление этого сока, компенсировав потери баров и ресторанов, являющихся важными точками продажи напитка.

Типичный пример — ситуация в США, там месячное потребление сока выросло до 166 миллионов литров в апреле. В январе, до начала пандемии, потребление составляло 131 миллион литров.

Однако, по словам Нетто, неизвестно, каким с настоящего момента будет новый уровень мирового потребления апельсинового сока. Впрочем, он считает, что рост продлится ещё долгое время.

По мнению Нетто, для сектора было бы лучше, если бы восстановился спрос на сок в барах и ресторанах, а уровень потребления дома сохранился бы на нынешнем уровне.

Спрос сохраняется, но уже демонстрирует признаки спада относительно уровня начала пандемии. По мере увеличения гибкости, рост потребления замедляется по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В апреле потребитель бежал в супермаркет, чтобы сделать запас продуктов питания, тогда продажи сока в США выросли на 46% относительно аналогичного периода 2019 года. Месяц спустя разница составляла уже 31%, а в прошлом месяце — всего 14%.

В Бразилии, в отличие от США, всё ещё нет зрелого рынка в этом секторе. Годовой рост производства и продажи высок, однако база данных для сравнения пока небольшая.

Бразильцы потребляют около 260 миллионов литров апельсинового сока в год, это примерно 1,2 литра на человека. В США в среднем употребляют 3 миллиарда литров, то есть 9,1 литра на человека.

Несмотря на то, что уровень потребления сока в Бразилии невысок, в супермаркетах уже появились специальные аппараты для продажи напитка. По мнению Нетто, это гарантирует хорошие темпы роста в последующие годы.

Нетто считает, что некоторые барьеры уже преодолены. Один из них — миф о том, что потребитель не променяет свежий апельсин дома на готовый сок. Уходят в прошлое как представление о том, что восстановленный сок — это плохой сок, так и высокая стоимость производства цельного неконцентрированного сока.

В стране велико число компаний, занимающихся переработкой апельсинов и производством сока. Некоторым из них даже удаётся экспортировать готовый продукт, главным образом на азиатский рынок. Рынок в США и Европе высококонкурентный, что затрудняет жизнь бразильцам.

Однако судьба производства сока в мире непростая. В 2003 году США, флагман этого сектора, потребляли 1 миллион тонн замороженного концентрированного апельсинового сока (потребляется как восстановленный продукт). Спрос падает. В 2018 году он составил всего 576 тысяч тонн.

Во Флориде, основном регионе — производителе сока в стране, регистрируется постоянное снижение объемов производства. В США урожай 2003-2004 годов составил 242 миллиона ящиков апельсинов весом 40,8 килограмма, урожай 2013-2014 годов сократился до 105 миллионов, а 2019-2020 годов — до 74 миллионов.

Основные причины спада производства во Флориде — заморозки, ураганы, болезни, климат, цены и рост строительства недвижимости в апельсиновых рощах. В Бразилии же сохраняется примерно одинаковый уровень. В удачные годы урожай превышает 300 миллионов ящиков. Прошлый урожай составил 388 миллионов ящиков.

Между тем страна страдает от спада потребления на мировом рынке. Этот спад вызван изменением привычек и конкуренцией с другими напитками. В 2004-2005 годах Бразилия экспортировала 1,4 миллиона тонн апельсинового сока, а в 2018-2019 годах только 926 миллионов.

В 2019-2020 годах, благодаря хорошему урожаю, Бразилия продала за рубеж 1,05 миллиона тонн сока. Период 2020-2021 годов считается неблагоприятным для урожая, объем экспорта падает, но пока ещё превышает уровень 2018-2019 годов, когда урожай также был неудачным.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.